1 Международное право это – а) право регулирующее отношения между государствами и иные

1. Международное право это –
а) право, регулирующее отношения между государствами и иные, связанные с ними отношения;
б) право, применяемое к государствам в их взаимных отношениях и к индивидам в их отношениях с государством;
в) право, регулирующее отношения между субъектами международного права;
г) право, применимое к субъектам международного сообщества, т.е к государствам, международным организациям и, в исключительных случаях, к индивидам;
д) совокупность норм внутригосударственного права, регулирующих участие Российской Федерации в международных отношениях.
Какое из этих определений более правильное?

Ответ. В научной литературе нет единого подхода к определению понимания «международного права». По мнению П.Н. Бирюкова, под международным правом следует понимать совокупность международно-правовых принципов и норм, создаваемых субъектами международного права и регулирующих отношения между государствами, народами, борющимися за свою независимость, международными организациями, государствоподобными образованиями, а также, в некоторых случаях, отношения с участием физических и юридических лиц. И.И. Лукашук определяет международное право как систему юридических принципов и норм, регулирующих межгосударственные отношения в целях обеспечения мира и сотрудничества. Некоторые авторы пытаются расширить понятие международного права за счет включения в него, помимо норм, иных явлений. Например, в отечественной литературе (В.М. Шуршалов) была сделана попытка включить в сферу международного права правоотношения, которые на самом деле относятся к сфере реализации права. Однако, несмотря на разнообразие приводимых определений, неизменным остается предмет регулирования – отношения, между субъектами международного права. Таким образом, из предложенных выше определений, наиболее правильным будет являться определение под пунктом «В», которое определяет международное право как право, регулирующее отношения между субъектами международного права. Определения под пунктами «А», «Б», «Г» неверны, поскольку они не в полной мере раскрывают субъектный состав международного права (к субъектам международного права помимо названных в этих пунктах относятся так же нации и народы, борющиеся за независимость, государствоподобные образования). Определение под пунктом «Д» и вовсе неверно, так как систему норм международного права составляют как нормы внутригосударственного (национального) права, так и непосредственно международно-правовые нормы.

2. Государства соблюдают нормы международного права, так как они:
а) боятся международной ответственности;
б) привыкли делать это;
в) уважительно относятся к мировому общественному мнению, которое требует соблюдения норм международного права;
г) считают, что это соответствует их интересам;
д) осознают ценность норм международного права;
е) желают, чтобы их международная политика соответствовала общепринятому стандарту.
Сформулируйте ваше мнение по данному вопросу.

Ответ: Из предложенных выше определений, я соглашусь с определением, под пунктом «Д». В настоящее время, в эпоху глобализации, ценность международного права в развитии и регулировании международных отношений, нельзя недооценивать. Рост значения и роли международно-правового регулирования определяется прежде всего таким объективным фактором, как возрастающая взаимозависимость между народами. Современный мир становится все более целостным, интегрированным и нуждается в упорядоченном, предвидимом поведении государств. Это возможно обеспечить прежде всего помощью социальных норм, среди которых международному праву принадлежит важное место. Без преувеличения можно сказать, что строительство мирового порядка будущего тысячелетия без международного права попросту невозможно.

3. Какие из нижеперечисленных документов содержат нормы международного публичного права:
договор между Мексикой и США об установлении границы;
договор между несколькими государствами об отказе от использования силы в международных отношениях;
резолюция Генеральной Ассамблеи ООН;
часть 4 ст. 15 Конституции РФ;
обычай не подвергать тюремному заключению дипломатов;
закон о налоге на иностранных физических лиц;
французская Декларация прав и свобод человека и гражданина 1789 г.;
соглашение между итальянской фирмой и российским Правительством о добыче нефти на территории Российской Федерации;
договор между Японией и Таджикистаном о гарантиях инвестиций, осуществляемых физическими лицами;
учебник «Международное право» под ред. Г.В. Игнатенко и О.И. Тиунова (М., 1999);
правило, согласно которому на дипломатических приемах держать вилку следует в левой руке, а нож — в правой?

Ответ: Для того, чтобы определить, какие из перечисленных документов содержат нормы международного публичного права, дадим определение норм международного публичного права. И так, нормы международного публичного права – это юридически обязательные правила поведения, создаваемые субъектами международного права и регулирующие отношения между ними (между государствами, народами, борющимися за свою независимость, международными организациями, государствоподобными образованиями, а также, в некоторых случаях, отношения с участием физических и юридических лиц). Таким образом, из перечисленных норм, нормы международного публичного права содержат нормы: договор между Мексикой и США об установлении границы, договор между несколькими государствами об отказе от использования силы в международных отношениях, обычай не подвергать тюремному заключению дипломатов, французская Декларация прав и свобод человека и гражданина 1789 г., договор между Японией и Таджикистаном о гарантиях инвестиций, осуществляемых физическими лицами.

4. Статья 4 Устава ООН гласит: «Прием в Члены Организации открыт для миролюбивых государств, которые примут на себя содержащиеся в настоящем Уставе обязательства и которые, по суждению Организации, могут и желают эти обязательства выполнять».
В соответствии с Конституцией РФ (ч. 2 ст. 5) республики в составе РФ являются государствами.
Могут ли они претендовать на членство в ООН? Может ли членом ООН стать Ватикан?

Ответ: Республики в составе РФ не могут претендовать на членство в ООН, так как не являются государствами в международно-правовом смысле в силу отсутствия у них суверенитета. Согласно п. «к» ст. 71 Конституции РФ, внешняя политика и международные отношения Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации; вопросы войны и мира находятся в ведении РФ. Как неоднократно отмечал Конституционный Суд РФ, субъекты РФ, в том числе республики, не обладают государственным суверенитетом, и поэтому не являются субъектами международного права.
Ватикан также не может быть членом ООН, так как является государствоподобным формированием, а не государством. Однако с 1964 г. Ватикан имеет статус постоянного наблюдателя при ООН.

5. Противники международной правосубъектности физических лиц выдвигают следующие аргументы в поддержку своей позиции:
а) физические лица никогда не являлись субъектами международного права;
б) физические лица не обладают нормотворческой способностью, которая является обязательным признаком международной правосубъектности;
в) интересы физических лиц в международных отношениях вполне могут быть обеспечены государством их гражданства.
Согласны ли вы с этими доводами? Какие аргументы существуют в поддержку международной правосубъектности физических лиц?

Ответ: С данными выводами полностью согласна. Проблема международной правосубъектности физических лиц имеет давнюю традицию в юридической литературе. Западные ученые уже довольно давно признают за индивидом качество международной правосубъектности, аргументируя свою позицию ссылками на возможность привлечения индивидов к международной ответственности, обращения индивида в международные органы за защитой своих прав. Кроме того, физические лица в странах Европейского Союза имеют право обращаться с исками в Европейский Суд. После ратификации в 1998 г. Европейской Конвенции по защите прав человека и основных свобод 1950 г. физические лица в России также могут обращаться в Европейскую комиссию по правам человека и Европейский суд по правам человека.
Советские юристы по идеологическим соображениям долгое время отрицали наличие у индивида международной правосубъектности. Однако в конце 80-х гг. и в отечественной международно-правовой литературе начали появляться работы, в которых индивиды стали рассматриваться как субъекты международного права. В настоящее время число ученых, разделяющих эту точку зрения, постоянно увеличивается.
Ответ на вопрос, является ли индивид субъектом международного права, зависит от того, какими характеристиками этот субъект должен обладать.
Если считать, что субъект международного права — это лицо, на которое распространяется действие международно-правовых норм, которое эти нормы наделяют субъективными правами и обязанностями, то индивид, безусловно, является субъектом международного права. Существует множество международно-правовых норм, которыми напрямую могут руководствоваться физические лица (Пакт о гражданских и политических правах 1966 г., Конвенция о правах ребенка 1989 г., Женевские конвенции о защите жертв войны 1949 г., Дополнительные протоколы I и II к ним 1977 г., Нью-Йоркская конвенция о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений 1958 г. и т.д.).
Однако понятия и категории международного права не всегда идентичны понятиям внутригосударственного права. И если считать, что субъект международного права не только обладает правами и обязанностями, вытекающими из международно-правовых норм, но и является коллективным образованием, и, самое главное, принимает прямое участие в создании норм международного права, то индивида к субъектам международного права относить нельзя.
Международная правосубъектность индивида нашла широкое признание в западной литературе. В последнее время и ряд российских авторов поддержали эту идею. Известный специалист в области прав человека В.А. Карташкин считает, что «индивид стал непосредственным субъектом международного права».

6. Государства А, В и С заключили договор о создании организации, финансируемой в равной мере всеми участниками. Государство С сделало оговорку следующего содержания: «Государство С обязуется в случае недостаточного финансирования деятельности организации со стороны государств А и В восполнять недостающую сумму из своего бюджета».
Допустима ли такая оговорка?

Ответ: Такая оговорка недопустима. Согласно ст. 19 Венской Конвенции о праве международных договоров (Заключена в Вене 23.05.1969), государство может при подписании, ратификации, принятии или утверждении договора или присоединения к нему формулировать оговорку, за исключением тех случаев, когда:
a) данная оговорка запрещается договором;
b) договор предусматривает, что можно делать только определенные оговорки, в число которых данная оговорка не входит; или
c) — в случаях, не подпадающих под действие пунктов «a» и «b», — оговорка несовместима с объектом и целями договора.
Исходя из условия задачи, целью заключения международного договора являлось создание организации, финансируемой в равной мере всеми участниками. Следовательно, при внесении такой оговорки указанная цель нарушится.

7. Государство А направило в государство В предложение об открытии своего посольства на территории государства В. В ответной ноте государство В указало, что необходимости в открытии такого посольства не существует, поскольку связи между данными двумя государствами носят эпизодический характер и вполне могут осуществляться в рамках международных организаций.
В качестве ответной меры государство А отказалось допускать граждан государства В на свою территорию.
Квалифицируйте данную ситуацию. Оцените позиции государств.

Ответ: Позиция государства В не противоречит нормам международного права. Согласно ст. 2 Венской конвенции о дипломатических сношениях (Принята 18 апреля 1961 года), установление дипломатических отношений между государствами и учреждение постоянных дипломатических представительств осуществляются по взаимному согласию. Иными словами, учреждение посольства одного государства на территории другого возможно не иначе как по взаимному согласию государств. Если государство В считает, что необходимости в создании представительства государства А нет, оно может отказать в открытии такого представительства. При этом нормы международного права не устанавливают какие-либо санкции за подобный отказ. Таким образом, меры государства А необоснованны.

Список использованной литературы

Венская конвенция о дипломатических сношениях (заключена в г. Вене 18.04.1961) // КонсультантПлюс.
Венская Конвенция о праве международных договоров (Заключена в Вене 23.05.1969) // КонсультантПлюс.
Конституция Российской Федерации принята всенародным голосованием 12.12.1993)  (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)  // КонсультантПлюс.
Международное право : учебник для бакалавров / П. Н. Бирюков ; Воронежский государственный университет. -7-е изд ., перераб. и доп., учеб. -М. : Юрайт, 2014. -856 с.
Международное право. Общая часть. Лукашук И.И. — Учебник —  2005. – 635 с.
Права человека в международном и внутригосударственном праве / Карташкин В.А.; Отв. ред.: Лукашева Е.А. — М.: Изд-во ИГиП РАН, 1995. — 135 c.
Эффективность норм международного права : Теоретические проблемы : Л. Х. Мингазов ; — Казань,2000. – С. 39-41.
Материалы сайта http://www.un.org/ru/index.html.
Материалы сайта http://www.consultant.ru.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

8 + шестнадцать =

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Adblock detector