Две сферы познания мира Сфера познания Предмет познания Инструментарий и результат познания Форма передачи опыта Итоги познания Итоги развития Преиму

Две сферы познания мира

Сфера познания Предмет познания Инструментарий и результат познания Форма передачи опыта Итоги познания Итоги развития Преимущественная сфера проявления
Рационально-логическая (теоретическая, научная) реальность Понятие (объективная форма) Изучение содержания Знание (миропонимание). Понимание связи явлений, закономерностей в обществе и природе Научно-теоретическое мышление Естественные науки

Гуманитарные науки
Эмоционально-образная (художественная, интуитивная) эмоциональное отношение к реальности художественный образ иносказание, метафора проживания, переживания уподобление художнику, личное желание, личное отношение ко всем явлениям мира эмоциональные предпочтения Выработка собственного опыта переживаний, эмоций Повсеместно
Вывод: Отсутствие банального курса МХК, ИЗО, музыки сделает наше образование механическим. Оно будет взращивать человека не думающего, чувствующего, обретающего эмоциональный опыт (сопереживание), а вырастит только исполнителя, который не будет видеть смысл, не будет сопротивляться, а только безэмоционально работать на результат. Что нужно современному государству? Здоровый работник, которого можно наказать, заставить работать, но при этом испытывать узкий круг удовольствий, в которых не будет духовного содержания.
Б.М. Неменский
Педагогика искусства. Видеть, ведать и творить.
Ключевое понятие для понимания концепции деления сфер познания …становится предмет познания В одном случае предмет познания – объективная реальность, в другом – мое, человека, эмоциональное отношение к реальности. Только искусства являются выражением в относительной чистоте форм эмоционально-образного мышления, так же как точные науки – выражением форм рационально-логического мышления. Конечно, в жизни почти ничего не встречается полностью в чистом виде, но нужно понять принципиальную разницу. И в науках, особенно гуманитарных, действует эмоционально-образное мышление. И в науке не живут без интуитивных озарений. Так же и в искусствах эмоции опираются на достаточно развитое логическое мышление, без него не возможна системность поиска.
Но инструментарий научного и художественного мышления и результат познания принципиально различны. Достаточно определить, в какой форме представлен итог работы – в понятии или в художественном образе. Что такое понятие, формула, понятно, а что такое художественный образ? Это обязательно иносказание, метафора. Например, «страна березового ситца», а не просто Россия. Или вместо логического «стремлюсь к пониманию моей поэзии» — «я вам несу свою мечту, как одуванчик в бурю».
Гуманитарные науки, например искусствоведение, часто являются не совсем науками, а литературой, эссеистикой, т.е искусством об искусстве. Отсюда значимый элемент субъективности в них. Отсюда и особая роль этих наук – духовно-ориентационная, но в то же время и рациональная. Не как у искусств.
Естественно возникает вопрос: «Нужно ли, а если нужно, то почему нужно подобное, явно субъективное, явно неточное исследование явлений жизни, как в искусствах?» Неужели точное, математическое исследование чего-то не может, на что-то неспособно? Да, неспособно… на работу по осознанию ниточки чувств, связывающих меня и других людей с реальностью: что мне, именно мне, любить, что ненавидеть, чем восхищаться, возмущаться, к чему чувствовать нежность или брезгливость. И ненавязчиво, как бы незаметно передать любовь или ненависть, заразить опытом живших до меня людей и людей, живущих сегодня, людей способных быть вместилищем движений чувств и отношений своих современников. Ведь такова суть профессии художника, писателя, музыканта.
Я русский художник. Я всю жизнь прожил в «стране березового ситца». Отношение к березе у меня особое, и отношение это сформировано не только самой природой, но и поколениями поэтов, художников, музыкантов, всего народа. … И вот попросили бы меня и другого художника, например жителя Мексики, написать березовую рощу. Для мексиканца эта березовая роща – экзотика. Она интересна, но не может вызвать цепи моих ассоциаций. В результате у нас получатся принципиально разные образы, как бы ни были умелы и талантливы. Если же рощу будут исследовать ученые, то итог анализа будет близок (характер почвы, состав растений, возраст деревьев и др.), поскольку реалии не могут оцениваться существенно по-разному этими учеными. Они исследуют реальность! А художники «исследуют» не реальность, а свое к ней, к реальности, чувственное отношение. Иной предмет – иной результат.
В научном познании единственно адекватной формой передачи опыта является изучение этого опыта. Формы изучения могут быть разными: от самых сухих до игровых, с привлечением любых эмоциональных методик. Но сутью всего остается изучение.
Передача опыта эмоционально-образной формы познания идет путем проживания, переживания (сопереживания) этого опыта. Воспринимающий всеми чувствами, всем существом должен как бы уподобиться художнику, передающему свой опыт чувств, чтобы его действительно пережить, прожить как личный, собственный опыт чувств. Только тогда можно считать опыт воспринятым и подлинно усвоенным. А это значит не просто сопереживать автору, а больше – вводить эти мысли, мысли в свой опыт, опробовать их на практике личных отношений, примеряя на себя. Когда эта примерка продолжается из раза в раз, из года в год, близкое врастает в личность, чуждое начинает отторгаться. Отторгается и в искусстве и в жизни. Именно так и только так воздействует искусство.
Итогом рационально-логического познания будет знание, а значит и понимание закономерностей природы и общества, способность использовать их для достижения определенных целей. Итогом эмоционально-образного мышления становится не просто знание, не просто понимание отношения человечества к миру. Подлинный результат только один – личное желание, личное отношение ко всем явлениям мира, критерии подсознания, критерии собственных поступков (эмоциональные предпочтения). Это то, руководит помимо и до логических рассуждений нашими поступками, т.е. желания и есть подлинное содержание нашего жизнеотношения.
Все высочайшие знания и умения, даже глубочайшее понимание явлений это только материал. Куда наши эмоции направят эти знания, это понимание явлений там они и будут использованы. Надо заметить, вся гуманитарная деятельность – зона ценностного отношения. Однако в гуманитарных науках мы понимаем нечто как ценность в итоге ценностного поиска, в искусстве же, при действительном его восприятии, мы эти ценности незаметно для себя проживаем, переживаем как собственный опыт и лично выработанную ценность. Значит, ценность эта куда глубже и прочнее включается в формирование личности и более остро влияет на формирование наших желаний.
Никакого познания через переживания не может быть без ощущения удовольствия, даже наслаждения самим процессом постижения. В научном мышлении для постижения достаточно интереса. В искусстве интерес, не закрепленный удовольствием, совершенно бессилен породить сопережвание.
Каждая цепочка действий формирует определенные способности человеческого мышления. В одном случае это рационально-научное мышление, в другом – эмоционально-образное, т.е. художественное. Только в гармонии двух путей познания и может быть сформирован подлинно человеческий развитый ум и подлинно человеческая развитая чувственность.
Фактически между разными сферами мышления нет непереходимых границ. Если в математических и естественных науках господствует логика, в искусстве – эмоции, то гуманитарные науки являются звеном промежуточным, предполагая как логическую, так и эмоционально-образную сторону мышления. В искусствоведении, есть зона точного знания, например, атрибуция произведений искусства требует точности (где, кем, когда, какими материалами создано произведение, где хранилось и т.д.). В тоже время интерпретация содержания произведения не может быть точной – она всегда зависит от точки зрения, моды, заказа «потребителя», уровня и характера культуры самого критика.
Искусство может быть высоким, низким, прекрасным, безобразным, но оно не может не быть.

Тема 2: Роль предметов искусства в общем образовании.

Задание 2.1.

Задание
Изучив выдержки из Концепции художественно образования РФ, ответьте на предложенные вопросы.
Критерии качества выполнения задания
1.В формулировке ответов обучающийся адекватно оценивает ситуацию и пути выхода из нее.
2.В ответах аргументирует свои высказывания цитатами из нормативных и методических источников.
3.Обозначена личная позиция обучающегося.
Материал для выполнения задания

Концепция художественного образования в РФ
(пр. №1403от 28.12.2001 г.)
Художественное образование — это процесс овладения и присвоения человеком художественной культуры своего народа и человечества, один из важнейших способов развития и формирования целостной личности, ее духовности, творческой индивидуальности, интеллектуального и эмоционального богатства.
Концепция определяет стратегические направления государственной политики в этой сфере, указывает на перспективы развития художественного образования в единстве целей, задач и путей их достижения.
Реализация Концепции станет основой для духовного возрождения России, укрепления ее статуса в мировом сообществе как великой державы в сфере образования, культуры и искусства, развития человеческой индивидуальности, включая социально-культурную и творческую стороны личности.
Практическая реализация этой сверхзадачи должна опираться на исторически сложившуюся в России систему художественного образования.
Система художественного образования включает эстетическое воспитание, общее художественное образование и профессиональное художественное образование. Реализация программ художественного образования осуществляется во всех типах и видах образовательных учреждений: детских садах, общеобразовательных школах, учреждениях среднего профессионального, высшего и послевузовского профессионального образования, во всех учреждениях дополнительного образования, в том числе и детских школах искусств. Важную роль в художественном образовании играют учреждения культуры и искусства.

Какова сфера педагогической ответственности в области достижения целей художественного образования школьников?Мне кажется, сфера ответственности лежит на каждом человеке, каждой семье в нашем ежедневном поведении, привитии норм, а с точки зрения образовательного пространства,
сфера ответственности представлена общим образованием совместно с другими институтами социализации, «реализующими программу духовно-нравственного развития личности гражданина России». (Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Стандарты 2 поколения. М.:Просвещение ,2010)
Содержание и методологические принципы художественного образования должны соответствовать актуальным задачам развития российского общества, мирового культурного процесса, способствовать всестороннему удовлетворению духовных запросов личности.
Содержание художественного образования включает:
— формирование культурно-исторической компетентности, подразумевающей изучение теории и истории искусства разных эпох и народов;
— формирование художественно-практической компетентности, подразумевающей овладение средствами художественной выразительности различных видов искусств;
— формирование художественного вкуса и оценочных критериев в контексте духовно-нравственных и эстетических идеалов.
Реализация содержания художественного образования происходит на трех уровнях:
— формирование отношения к культуре как к важнейшему условию свободного и разностороннего развития собственной личности;
— формирование потребности в полноценном художественном общении с произведениями различных видов искусств на основе их адекватной эстетической оценки;
— формирование навыков самостоятельной художественной деятельности, восприятия этой деятельности как неотъемлемой части своей жизни.

Для каждого этапа художественного образования некоторые его стороны выступают как доминирующие, ведущие, другие же – как дополнительные и сопутствующие, причем важную роль здесь играют возрастные особенности. В дошкольном возрасте главную роль играет формирование эстетического отношения к окружающему миру, которое в основном осуществляется через синкретические художественные проявления ребенка, органически вписанные в его собственную жизнедеятельность. В начальной школе формируются базовые основы, приобретаются первичные сведения, на почве которых в дальнейшем сложится как система эстетических знаний, так и собственные художественно-практические навыки ребенка. В основной средней школе подростки овладевают языком различных видов искусства, что дает им возможность самостоятельного постижения произведений искусства, а также создает предпосылки для собственной художественной деятельности. В средних специальных и высших учебных заведениях молодые люди приходят к полноценной социально-культурной самоидентификации, осознавая свою принадлежность к определенному культурному слою с его особыми художественно-эстетическими представлениями и вкусами, на основе которых складываются определенные приоритеты и в собственном художественном творчестве, независимо от его профессиональной или любительской направленности.

Насколько направления реализации содержания Концепции отражают взгляды Б.М. Неменского на художественное образование? В Концепции упомянуто слово «культура», которое гораздо шире и имеет много трактовок, вместо искусство, художественное пространство. При необходимости можно переиначить Концепцию и говорить не об эстетическом развитии, а только о «хорошем, культурном поведении», не противоречащем закону и государству. С этой точки зрения Концепция слишком обтекаемо формулирует содержание художественного образования: оно не предполагает отдельных предметов, а может ограничиться только введением блоков об искусстве в общеобразовательный цикл или художественного компонента, цели на уроке.

Какой из уровней реализации содержания художественного образования на ваш взгляд вызывает наибольшую сложность? Какие пути выхода из сложившейся ситуации Вы можете предложить?
Уровень СПО и вузов, если они не имеют искусствоведческой направленности. Специализация ограничивает возможности студентов технарей в образовательном процессе продолжать познавать мир искусства. Этот вопрос можно решить, структурировав образовательную программу в школе: перенести социально-культурную самоидентификацию в старшее звено, а его нагрузку распределить в среднем. Это предполагает увеличение количества часов для предметов художественного цикла

Задание 2.2.
Задание
Познакомьтесь с авторским мнением Л.Б. Рыловой о месте и роли искусства в содержании образования и ответьте на предложенные вопросы.
Критерии качества выполнения задания
1.В ответах аргументирует свои высказывания цитатами из нормативных и методических источников.
2.В формулировке ответов обучающийся приводит примеры из педагогической практики.
3.Обозначена личная позиция обучающегося.
Материал для выполнения задания

Рылова Л.Б.
Изобразительное искусство в школе.
Дидактика и методика
(Ижевск, 1992 г.)
МЕСТО И РОЛЬ ИСКУССТВА В СОВРЕМЕННОМСОДЕРЖАНИИ ОБРАЗОВАНИЯ
Представим себе условно, конечно, «безразмерную корзину», название которой «СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ», и. ответим на 4 вопроса:
ЧТО конкретно в ней должно находиться?
ЧТО, какие элементы («учебные предметы») из ее содержания необходимо «взять» человеку, чтобы считаться образованным?
ЧТО из нее брали раньше и ЧТО необходимо брать сейчас? Или это не зависит от времени?
Какое место, какую роль должно занимать ИСКУССТВО в этой «корзине»?
Попытаемся вместе ответить на эти вопросы. В первую очередь нужно разобраться с названием нашей «корзины».
В чем суть понятия «СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ?». В своих рассуждениях будем опираться (возьмем за основу) на современные теории наших ученых-дидактов М. И. Скаткина, И. Я. Лернера, В. В. Краевского и др.
СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ — это социальный опыт. А социальный опыт — это деятельность. Значит, СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ — ЭТО ОПЫТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕЧЁСТВА ЗА ВСЮ ИСТОРИЮ ЕГО РАЗВИТИЯ.
«Положим» весь опыт деятельности в нашу «корзину». ЧТО же именно (конкретно) мы туда положим? Да все то, чем человечество располагает к данному времени — производительный труд, науку, культуру и искусство, национальные, социальные отношения, нравственность и мораль, интересы, чувства, потребности, переживания, творчество, эмоционально-ценностные отношения, знания во всех областях жизни и т. д.
Как же ответить на 2-й вопрос? Ведь, кажется, все, чего бы мы не перечисляли, важно и нужно для образованного человека. Но может быть, длинный перечень видов деятельности человечества можно как-то сократить, систематизировать, объединив близкие по смыслу понятия в обобщенные группы? И. Я. Лернер назвал их ЭЛЕМЕНТАМИ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ и вывел следующую его структуру:
1. ЗНАНИЯ (о природе, обществе, технике, истории, культуре, о способах деятельности и т. д.).
2. СПОСОБЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (умения, навыки).
3. ОПЫТ ТВОРЧЕСКОЙ деятельности (решение творческих задач).
4. ОПЫТ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЦЕННОСТНЫХ отношений (опыт чувств, переживаний, интересов, потребностей; социально-нравственных, духовных отношений и др.).
«Избавьте общество хотя бы от одного из. этих компонентов и общество перестанет существовать» (И. Я. Лернер).
Это элементы (компоненты) общего содержания образования, которое И. Я. Лернер определяет так: «Содержание образования в общеобразовательной школе — это педагогически адаптированная система знаний, способов деятельности, опыта творческой деятельности и эмоционально-ценностных отношений, усвоение которых обеспечивает способность молодого поколения сохранять и развивать социальную культуру».
Функция учителя в этой связи — передать ту часть опыта человечества, которую ему поручено передать обществом. Учитель несет часть опыта человечества — СОЦИАЛЬНЫЙ ЗАКАЗ.
До последнего времени содержание образования определялось лишь как система знаний, умений и навыков. Полистайте известные вам учебники, программы (по любому предмету) и вы убедитесь, что в большинстве из них заложены два элемента содержания образования, так называемые ЗУНы — знания, умения и навыки.
Педагог (или учебник) дает учащимся знания, учит способам деятельности, т. е. дает умения, навыки. А все остальное (творчество, эмоционально-ценностные отношения), как считалось и в теории образования, и в практике, — приложится, разовьется само по себе. В лучшем, случае — вначале знания и умения как «основа образования», а потом творчество, не говоря уже о духовных, нравственных и иных потребностях и интересах.
Давайте порассуждаем: можно ли считаться образованным человеком, исключая из своего опыта хотя бы один из данных выше элементов содержания образования? Сделаем это на примере изобразительного искусства.
Может ли человек научиться рисовать, если он только слушает или читает (изучает) информацию о том, КАК нужно рисовать, при этом не имея самой практики рисования?
Может ли человек, знающий способы, приемы изображения и умеющий их применять в практике рисования, создать новый художественный образ, не имея опыта творческой деятельности? В лучшем случае он может дать хорошую копию, «срисовать» готовый образ, технически грамотно изобразить действительность. Сколько таких технически грамотных, ремесленных поделок и рисунков, ничего не выражающих, мы наблюдаем в школе? Почему это происходит?
И самое главное — возможно ли прочное усвоение знаний, умений, творческая деятельность без потребности, интереса? Можно ли человека принудить, заставить творить? Сейчас много пишут об активном усвоении знаний. А возможно ли НЕАКТИВНОЕ УСВОЕНИЕ знаний?
Все, что делает человек, он делает в силу своей потребности, сытого человека есть не заставишь. Жаждущего заставлять не надо. Тогда, когда человек удовлетворяет потребности (биологические, интеллектуальные, духовные), возникает эмоция удовлетворения, они усиливают, обостряют, интересы, толкают человека на поиски путей, способов преодоления противоречий и тем самым создают условия для развития человека, формируют в нем творческую активность, инициативность. У каждого человека своя система потребностей, система ценностей в зависимости от опыта и условий их приобретения.
На протяжении всей своей истории человечество накопило опыт ПЕРЕЖИВАНИЯ, отношения к окружающему миру. Любой творческий акт немыслим без переживаний, эмоций, чувств. Будь то решение глобальной экономической, экологической, биологической, гуманитарной и т. д. проблемы или индивидуальной личностной бытовой учебной задачи, не говоря уже о решении проблем художественного творчества в сфере искусства.
Как создается художественный образ? И в чем его отличие от образа формального, понятийного? Во многом пока — это тайна. Существует множество исследований процесса творчества, в том числе и художественного, множество гипотез о его природе, истоках, условиях, динамике и т. д. Однако проблема эта до сих пор до конца не раскрыта. Да и не в этом суть. Важно знать то, что творческая деятельность — это всегда процесс создания «субъективно и объективно НОВОГО посредством определенных творческих процедур» (И. Я. Лернер), которые немыслимы без переживания, волнения, эмоций. Другое дело, что результаты этого творческого процесса в науке и искусстве будут «жить» и «работать» по-разному. (Вспомним многолетний спор между «физиками» и «лириками» 60-х гг.).
Большинство из нас, к сожалению, не помнит, кто и как открыл те или иные физические законы, хотя плодами этих открытий пользуется каждый… И очень жаль, что физику, химию, биологию, да и историю в школе преподают только как результат, свершившийся факт, чистую формулу, не погружая детей в «драму» развития науки, жизнь и творчество ее «персонажей», не раскрывая «взлеты» и «падения», риск и благородство тех открывателей, которым обязан и научно-технический прогресс общества.
«Содержание школьного образования — это неразрывное, органическое единство двух компонентов — ориентирующего в культуре и творчески деятельного. Оно представляет собой своеобразный «музей» истории человеческой культуры (искусств, наук, технологии, ремесел, мира профессий), «экспонаты» которого призваны создать, у молодежи целостное теоретическое представление об окружающем мире и «мастерскую», в которой молодые поколения учатся добывать знания, необходимые им для практической деятельности, и применять эти знания при решении жизненных проблем.
Главной целью художественного развития должно быть пробуждение у детей «неотчужденного» и ответственного отношения ко всему, что окружает их в жизни. Такое отношение лежит в основе искусства, художественного освоения мира человеком и может быть развито у детей в процессе преподавания художественных дисциплин.

Соотнесите представленное мнение Л.Рыловой с требованиями ФГОС НОО и ООО к процессу обучения и комплексным результатам освоения образовательных программ?

К сожалению, программа , разработанная по ФГОС и направленность на результаты ее освоения
противоречит принципам развития гармоничной личности, так как в нее не включены УУД, которые бы развивали духовные ценности, не провоцировали бы «пробуждение у детей «неотчужденного» и ответственного отношения ко всему, что окружает их в жизни». Отсутствие элементарного обозначения в программа ФГОС эстетической составляющей определяет государственную программу по развитию будущих граждан – это люди, которые умеют ориентироваться в «рамках учебного предмета», использовать знания в «учебный, учебно-проектный, социально-проектных ситуациях», обладают «научным типом мышления, научными представлениями о ключевых теориях, типах и видах отношений, владеют научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами». В этом перечне нет духовной составляющей в принципе, поэтому гармонично-развитая личность сегодня государству не нужна.

Содержание художественного образования
Целью художественного образования в массовой школе не может быть развитие частных способностей, связанных лишь со спецификой искусства как вида деятельности. Это — средства. Цель не может также реализовываться и в навязчивом решении воспитательных задач с привлечением материала искусства как средства, как наглядного пособия, как иллюстрации.
Цель должна определяться тем, ради чего происходит развитие. Она должна быть связана с воздействием искусства на растущего человека, которое формировало бы его как целостную личность, воспитывало качества, необходимые для ответственного существования человека в мире, — и в тоже время вытекать из специфики искусства и природы художественного освоения мира человеком. Таким качеством является особое, целостное отношение человека к миру, которое определяется как эстетическое отношение.
Эстетическое отношение лежит в основе художественного творчества людей, порождает его и в нем воплощается. Но значение этого отношения гораздо шире: оно содержит духовно-нравственную характеристику человека, ценность которой не ограничивается той или иной областью профессиональной деятельности. Развитое эстетическое отношение состоит в утраченной большинством из нас способности непосредственно ощущать себя, неотъемлемой частицей бесконечного окружающего мира — частицей, которая способна отзываться на все в мире и в этом смысле содержит весь мир в себе, являясь «микрокосмом»; в способности видеть в окружающем мире, природном и социальном, не что-то, противостоящее человеку, а как бы свое бесконечное продолжение, чувствовать сопричастность другому человеку и человеческой истории и культуре в целом; в способности видеть во всех явлениях окружающего мира их неутилитарную ценность, внутреннюю жизнь, в чем-то подобную, родственную твоей собственной и проявляющуюся в их неповторимом чувственном облике.
Развитие эстетического отношения несет с собой осознание неутилитарной ценности и значимости всего в мире и чувство своей сопричастности и ответственности за все в жизни, начиная со своего ближайшего окружения.
Очевидно, что именно это качество, а не иллюстрирование искусством этических норм и правил, имеет прямое отношение к процессу воспитания. Его развитие создает прочную единую основу для нравственного, экологического, патриотического, общечеловеческого и других традиционно выделяемых видов воспитания.
Наряду с главной целью — развитием у детей эстетического отношения к жизни, назовем в качестве более частных, но чрезвычайно важных задач следующие: формирование интереса к жизни через увлечение искусством, развитие у школьников способности восприятия искусства и потребности в общении с ним; дать школьникам опыт полноценного художественного творчества, что будет способствовать развитию художественного образного мышления, воображения, творческого отношения к жизни, ряда способностей сенсорного плана, а для некоторых детей станет началом профессионального пути в искусстве.
Необходимо подчеркнуть, что содержанием преподавания предметов художественного цикла следует считать не список произведений искусства (музыки, литературы, изобразительного искусства), не освоение терминологии, понятий, умений, а те особые мысли, чувства, отношения к жизни и к искусству, которые ребенок открывает в себе и в других людях, авторах художественных произведений в процессе решения творческих задач, связанных созданием и восприятием художественных образов.
Такое понимание содержания должно определять единые принципы и методы преподавания любых художественных дисциплин, преломляющиеся сквозь специфические особенности языка и материала конкретных видов искусства: практическое освоение законов выразительности (изобразительной, музыкальной, словесной, пластической и т. д.). Подчеркнем: освоение не на уровне знания об этом законе, а на уровне практического «проживания» и воплощения в художественном образе через его воссоздание в разных формах духовно-практической художественной деятельности; через общение с конкретными произведениями разных видов искусства как выражения чувств, мыслей, жизненной позиции их творцов. Иначе говоря: методом преподавания является приобщение ребенка через переживание и сопереживание к полноценному художественному творчеству и творческому (сотворческому) восприятию искусства. Это предполагает, в частности, открытый характер заданий; диалог национальных и исторических форм искусства; уважение к творческой индивидуальности ученика; диалогическое общение учителя с детьми и детей между собой; сочетание индивидуальных форм работы с коллективными, создающими возможность своего рода «обмена способностями» между учениками и т. д.
Как Вы считаете, созвучны ли мнения Б.Неменского и Л. Рыловой по вопросу содержания художественного образования? Аргументируйте свой ответ цитатами.

Да, созвучны, как и Неменский, который определяет
цель образовательной сферы искусства как средство – «научить себя проживать, переживатькак собственный опыт и лично выработанную ценность», Рылова отмечает, что целью худ. Образования является формирование эстетического отношения, «формирование интереса к жизни через увлечение искусством, развитие у школьников способности восприятия искусства и потребности в общении с ним; дать школьникам опыт полноценного художественного творчества». Исследователи видя одинаково форму передачи знаний( у Неменского – чувства, переживания) или метод ( у Рыловой который также сводится к «приобщению ребенка через переживание и сопереживание к полноценному художественному творчеству и творческому (сотворческому) восприятию искусства»

Приведите примеры эстетического отношения?

Умение сопереживать всему происходящему, быть его часть ( слушать и восхищаться пением птиц в лесу, парке, видеть красоту рассвета или шторма, осознавать гармонию себя и природы, отвечать взаимным отношением на чувства, эмоции других людей, возможно, в своих художественных формах (стихи, картины, музыка)

Как эстетическое отношение может проявляться в художественном творчестве?

Если брать пример художественного искусства, то например, в период декаданса мировоззренческий перелом в обществе (депрессия, отчаяние, поиск нового смысла жизни, своего узкого личного мира) отразился наиболее явно в работах импрессионистов. Подобная потерянность, эстетическое тношение к действительности и своему месту в ней проявляется в литературе футуристов (Хлебников, Маяковский)

Как Вы можете определить понятие «художественный образ»? Приведите примеры, которые могли бы стать фрагментом урока изобразительного искусства?
Художественный образ – это обобщенное художественное 
отражение действительности, облеченное в форму конкретного индивидуального явления. Горе в виде дождя, счастье в образе солнечного луча, злость в красных, алых цветах

Задание 2.3.

Задание
Если бы автором программы по изобразительному искусству для общеобразовательной школы был «Я», то:
Какие знания (знания о чем?) 1)о художественных направлениях в искусстве Вы бы включили в свою «авторскую» программу по изобразительному искусству?1) в ряд уроков, посвященных изображению человеческого тела (кубизм, например, изобразить себя как будто вы Пикассо)
Какие способы изобразительной деятельности, навыки, умения Вы бы считали необходимым включить в программу обучения изобразительному искусству? Максимально все, так как кто-то любит работать красками, кто-то мелом, маслом – ребенок должен иметь опыт работы во многих плоскостях, чтобы иметь право эстетического выбора
Какой опыт творческой деятельности (решение творческих задач) Вы посчитали бы важным передать школьникам в области изобразительного искусства?( забытая всеми скульптура, ярд уроков должен быть посвящено обязательно знакомству с тем «как слепить себе подобное» с проблемным вопросом – легко ли это? создать подобие)
Какие духовные ценности, переживания, интересы Вы бы развивали у школьников, используя изобразительное искусство?( нравственность прежде всего, уметь видеть в картинах даже свободных художников, эротике(слишком доступна сегодня детям) нравственные моменты; также умение ставить себя на место другого человека и отражать его чувства; интерес – проявить себя максимально во всем – что-то возможно станет смыслом жизни, хобби, способом эмоционального отдыха)
Критерии качества выполнения задания
1.Обучающийся ориентируется в основных элементах содержания художественного образования.
2. Дифференцированно подходит к распределению содержания художественного образования.
3.Демонстрирует прогностические компетенции на основе анализа собственной профессиональной деятельности.

Задание 2.4.

Задание
1)На основе текста ФГОС НОО и ООО, определите основные требования к качеству образовательных результатов учащихся по учебному курсу «Изобразительное искусство». Ответ можно оформить в виде таблицы.
Критерии качества выполнения задания
1.В формулировке ответов обучающийся выделяет основные требования к качеству образовательных результатов.
2. Аналитически подходит к собственной педагогической деятельности.
3.Демонстрирует прогностические компетенции по дальнейшему совершенствованию профессиональной деятельности.
Материал для выполнения

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

одиннадцать − два =

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Adblock detector