Двигательный режим сочетание труда и отдыха Виды отдыха Двигательный  режим – одно из основных слагаемых  здоровья

Двигательный режим, сочетание труда и отдыха. Виды отдыха.
Двигательный  режим – одно из основных слагаемых  здоровья. В него входят не только учебно-тренировочные  занятия. Двигательный режим – это  как раз то, о чем точно сказал Семашко «Физкультура – 24 часа в  сутки!» Физкультура – это  умение владеть своими мышцами, суставами  и многими другими функциями  организма.
Например, научившись правильно  дышать, человек может управлять  частотой сердечных сокращений и  регулировать артериальное давление.
Наиболее  эффективной формой активного отдыха является производственная гимнастика, выполнение специального комплекса гимнастических упражнений. Активный отдых ускоряет восстановление сил, так как при смене деятельности энергия, затраченная работающим органом, восстанавливается быстрее. Отдых после работы вовсе не означает состояния полного покоя. Лишь при очень большом утомлении может идти речь о пассивном отдыхе. Желательно чтобы характер отдыха был противоположен характеру работы человека (“контрастный” принцип построения отдыха). Учащимся необходима в часы досуга определенная физическая работа. Такое чередование физических и умственных нагрузок полезно для здоровья.Человек, много времени проводящий в помещении, должен хотя бы часть времени отдыха проводить на свежем воздухе.
Городским  жителям желательно отдыхать вне  помещения – на прогулках по городу и за городом в парках, на стадионах, в турпоходах в экскурсиях, за работой на садовых участках и т. п. Режимы  труда и отдыха –это регламентированная продолжительность и чередование  периодов работы и отдыха в течение  смены, суток, недели, устанавливаемые  в зависимости от особенностей трудовых процессов и обеспечивающие поддержание  высокой работоспособности и  здоровья работающих. Если режим работы разработан на основе учета колебания работоспособности человека – то это рациональный режим. Задача установления рационального режима труда и отдыха состоит в том, чтобы обеспечить быструю врабатываемость работников, максимально увеличить период устойчивой высокой работоспособности, сократить фазу утомления.
 Различают следующие режимы труда и отдыха: внутрисменный, суточный, недельный, годовой.
Внутрисменный режим устанавливают с учетом фазного изменения работоспособности в течении дня и характера работы.
Недельный режим труда и отдыха – зависит  от типа рабочей недели.
Месячный – зависит от количества рабочих и выходных дней.
Годовой режим труда и отдыха определяет чередование рабочих периодов с периодами длительного отдыха, связанного с очередными ежегодными отпусками, которые необходимы для сохранения здоровья, обеспечения высокой работоспособности и трудового долголетия.
Большими и особо важными возможностями для совершенствования  режимов труда и отдыха обладают режимы гибкого рабочего времени, сочетающие периоды гибкого и фиксированного времени.
Режим гибкого рабочего времени — форма  организации рабочего времени, при которой для отдельных работников и допускается  в определенных пределах саморегулирование  начала, окончания и общей продолжительности  рабочего дня.
При этом требуется  полная отработка установленного законом  суммарного количества рабочих часов  в течение принятого учетного периода. Исходя  из такого подхода в гибком режиме выделяют: 1) свободное время: начало и окончание работы. 2) фиксированное  время: работник обязан, находится на рабочем месте (75-80%). Это благоприятный режим.
Производственная  гимнастика для офисных работников. Необходимость длительного соблюдения рабочей  позы, в положении сидя (при работе за компьютером, с документами, с клиентами) приводит к росту числа заболеваний опорно-двигательной системы, сопровождается дискомфортом в области спины и шеи, ухудшает психо-эмоциональное состояние. Это приводит к снижению качества выполняемой работы и производительности труда.

2.Понятие об утомлении при физической и умственной деятельности.
Неизбежным следствием мышечной деятельности является та или иная степень утомления. 
Утомление — физиологический, предохранительный механизм, защищающий организм от перенапряжения, и, вместе с тем как следовое явление проделанной работы, способствующее развитию адаптации, стимулирует дальнейшее повышение работоспособности и тренированность организма. Без утомления нет тренировки. Важно лишь, чтобы степень утомления соответствовала проделанной работе.
Степень утомления, как и быстрота восстановления, обусловлена сложным взаимодействием многих факторов, среди которых основное значение имеют: характер проделанной работы, ее направленность, объем и интенсивность, состояние здоровья, уровень подготовленности, возраст и индивидуальные особенности тренирующегося, предшествовавший режим, уровень технической подготовки, умение расслабляться и пр. Если это соревнования, то существенную роль играет степень их напряженности и ответственности, соотношение сил, тактический план их проведения. Экспериментально доказано избирательное действие различных тренировочных нагрузок и режимов работы на двигательный аппарат и вегетативное его обеспечение при утомлении и восстановлении. Существенное влияние на течение восстановительных процессов оказывает и кумуляция утомления при определенных режимах тренировки.
Продолжительность восстановления различна от нескольких минут до многих часов и суток в зависимости от выраженности перечисленных факторов. Чем быстрее восстановление, тем лучше адаптация организма к следующей нагрузке, тем большую работу с более высокой результативностью он может при этом выполнить, а следовательно, тем в большей степени растут его функциональные возможности и выше эффективность тренировки.
При повторных больших физических напряжениях в организме могут развиваться два противоположных состояния:
а) нарастание тренированности и повышение работоспособности, если процессы восстановления обеспечивают восполнение и накопление энергетических ресурсов;
б) хроническое истощение и переутомление, если восстановления систематически не наступает.
Продолжительность механической работы до полного утомления можно разделить на три фазы: начального утомления, компенсированного и декомпенсированного утомления. Первая фаза характеризуется появлением начальных признаков усталости, вторая — прогрессивно углубляющимся утомлением, поддержанием заданной интенсивности работы за счет дополнительных волевых усилий и частичным изменением структуры двигательного действия (например, уменьшением длины и увеличением темпа шагов при беге). Третья фаза характеризуется высокой степенью утомления, приводящей к снижению интенсивности работы вплоть до ее прекращения.
Переутомление — это патологической состояние, развивающееся у человека вследствие хронического физического или психологического перенапряжения, клиническую картину которого определяют функциональные нарушения в центральной нервной системе.
В основе заболевания лежит перенапряжение возбудительного или тормозного процессов, нарушение их соотношения в коре больших полушарий головного мозга. Это позволяет считать патогенез переутомления аналогичным патогенезу неврозов. 

3.Процесс восстановления. Факторы восстановления.
Факторы влияющие на восстановление организма после экстремальных физических нагрузок:
1. Переодичность тренинга. Физиологические восстановительные ресурсы мышц человека ограничены. Причем не только природой, но и генетическими особенностями организма конкретного чела. Вот поэтому выбор оптимальной восстановительной схемы (тренинг через день, ежедневно, несколько раз в день) осуществляется методом интуитивного поиска индивидуального интервала отдыха. Критерий тут таков: поскольку сила/выносливость не может не расти под действием упражнений, то остановка результативности прямо указывает на недостаточный отдых. Например, каждую мышцу или мышечную группу нельзя тренировать чаще одного раза в 7-8 дней. 
2. Продолжительность тренировки. Затянувшаяся тренировка приводит к полному опустошению аварийных запасов гликогена в печени и мышцах. Поскольку синтез гликогена идет крайне медленно, не успеешь восстановиться перед очередной тренировкой даже после небольших нагрузок. Если тренируешься с низким психическим тонусом и устаешь особенно быстро. Интенсивность нагрузок и их продолжительность — это не одно и то же. Затягивая тренинг, ты всего лишь ненужно истощаешь свою энергетику и затягиваешь процесс восстановления.
3. Сон. Сон — это самый главный рычаг восстановления. Под действием тренинга сон может стать беспокойным и поверхностным или, наоборот, чрезмерно глубоким и продолжительным. В первом случае необходимо дополнительно спать днем. Во втором — ложиться как можно раньше, чтобы до утреннего пробуждения успеть выполнить повысившуюся «норму» сна.
4. Аэробика (вкручивание). Повышение вынослитвости — это только одна сторона аэробики. Она приводит к «расплавлению» подкожного жира и развивает выносливость. Последнее свойство особенно важно. Проблема аэробных упражнений — необходимость индивидуального подбора уровня их интенсивности. Типичные признаки аэробной перетренированности — сонливость, потеря аппетита, психическая усталость.
5. Питание. Сила/выносливость растут только при условии адекватного обеспечения строительным материалом — белками, углеводами, жирами, витаминами и микроэлементами. Питание райдера-экстремала основывается на натуральных и полноценных продуктах. Приветствуется дополнение к рациону: протеиново-углеводные смеси и другие пищевые добавки. Исключительно мощный толчок росту силы дает сбалансирование питания по оптимальной научной схеме 25-30% протеинов, 55-60% углеводов и 10-15% жиров. Питаться хорошо — это не значит жрать много. Хавать лучше всего 3 часа, разбив рацион на 4-6 приемов пищи.
6. Медитация. Мозг — главная гормональная железа организма. Любой вид стрессов нарушает деятельность мозга и, как следствие, приводит к замедлению восстановления. Полноценный рост «массы» возможен только в условиях ментального покоя. Вот поэтому методы саморегуляции вроде самогипноза или медитации эффективны.
7. Баланс. Тренировочный процесс это четыре составляющих: тренировки, аэробные нагрузки, питание и восстановление. Все они равноценны по значению и одинаково работают на общий результат. Понятно, что неукоснительно выдерживать методическую стратегию во всем без исключения крайне трудно. Тем не менее, это необходимо для достижения серьезного результата.
8. Разнообразие. Организм человека устроен так, что со временем он перестает откликаться на приевшиеся раздражители. Монотонные нагрузки убивают прогресс. Вариативность тренировок предопределяют два условия: индивидуальная выносливость и темперамент. Критический период тренировок по одному и тому же комплексу составляет обычно 4-6 недель. В случае высокоинтенсивного тренинга этот срок сокращается до 2-3 недель. 

4.Гипокинезия и гиподинамия.
Для обеспечения нормальной жизнедеятельности организма человека необходима достаточная активность скелетных мышц. Работа мышечного аппарата способствует развитию мозга и установлению межцентральных и межсенсорных взаимосвязей.
Двигательная деятельность повышает энергопродукцию и образование тепла, улучшает функционирование дыхательной, сердечно-сосудистой и других систем организма. Недостаточность движений нарушает нормальную работу всех систем и вызывает появление особых состояний – гипокинезии и гиподинамии.
Гипокинезия – это пониженная двигательная активность. Она может быть связана с физиологической незрелостью организма, с особыми условиями работы в ограниченном пространстве, с некоторыми заболеваниями и др. причинами. В некоторых случаях (гипсовая повязка, постельный режим) может быть полное отсутствие движений или акинезия, которая переносится организмом еще тяжелее.
Существует и близкое понятие — гиподинамия. Это понижение мышечных усилий, когда движения осуществляются, но при крайне малых нагрузках на мышечный аппарат. В обоих случаях скелетные мышцы нагружены совершенно недостаточно. Возникает огромный дефицит биологической потребности в движениях, что резко снижает функциональное состояние и работоспособность организма.
Некоторые животные очень тяжело переносят отсутствие движений. Например, при содержании крыс в течение 1 месяца в условиях акинезии выживает 60% животных, а в условиях гипокинезии – 80%. Цыплята, выращенные в условиях обездвижения в тесных клетках и выпущенные затем на волю, погибали при малейшей пробежке по двору.
Тяжело переносится снижение двигательной активности человеком. Обследование моряков-подводников показало, что после 1,5 месяцев пребывания в море сила мышц туловища и конечностей уменьшалась на 20-40% от исходной, а после 4 месяцев плавания – на 40-50%. Наблюдались и другие нарушения.

«Работоспособность», «утомление», «усталость».
Работоспособность
Работоспособность – это свойство человека в течение заданного времени и с определенной эффективностью выполнять максимально возможное количество работы.
Работоспособность человека зависит от уровня его подготовки, степени закрепленности навыков и опыта (техника и стаж занятия спортом), его физического и психического состояния и других причин и обстоятельств.
Утомление
Утомление – особый вид функционального состояния человека, временно возникающий под воздействием продолжительной или интенсивной работы и приводящий к снижению ее эффективности. Утомление проявляется в уменьшении силы и выносливости мышц, в возрастании затрачиваемой энергии при выполнении одной и той же работы, ухудшении координации движений, в замедлении скорости переработки информации, ухудшении памяти, затруднении процесса сосредоточения и переключения внимания и пр. Мерилом утомления являются изменения количественных и качественных показателей работы, а также физических функций во время работы или в ответ на предъявление специальных тестов.Хорошим средством профилактики утомления при любых видах деятельности является повышение мотивации труда и физической подготовленности.
Усталость
Усталость – субъективное ощущение утомления, отражает множество изменений биохимических, физических  и психо-физиологических функций, появляющихся во время длительной или интенсивной работы. Вызывает желание либо прекратить ее, либо снизить нагрузку.

Оценка уровня (степени) работоспособности. Понятие о функциональной пробе.
К критериям работоспособности относят различные физиологические, биохимические и психофизиологические показатели, характеризующие изменения функций организма в процессе работы. Другими словами, косвенные показатели представляют собой реакции организма на определенную нагрузку и указывают на то, какой физиологической ценой для человека обходится эта работа, т.е. чем, например, организм спортсмена расплачивается за достигнутые секунды, метры, килограммы и т.д. Установлено, что косвенные показатели работоспособности в процессе труда ухудшаются значительно раньше, чем прямые критерии. Это дает основание использовать различные физиологические методики для прогнозирования работоспособности человека, а также для выяснения механизмов адаптации.
При оценке работоспособности и функционального состояния человека необходимо также учитывать его субъективное состояние (усталость), являющееся довольно информативным показателем. Ощущая усталость, человек снижает темп работы или вовсе ее прекращает. Этим самым предотвращается функциональное истощение различных органов и систем и обеспечивается возможность быстрого восстановления работоспособности человека. А. А. Ухтомский считал ощущение усталости одним из наиболее чувствительных показателей снижения работоспособности и развития утомления.
Целью тестирования на занятиях физической культурой и спортом является оценка функционального состояния систем организма и уровня физической работоспособности (тренированности).
Под тестированием следует понимать реакцию отдельных систем и органов на определенные воздействия (характер, тип и выраженность этой реакции). Оценка результатов тестирования может быть как качественной, так и количественной.
Для оценки функционального состояния организма могут быть использованы различные функциональные пробы:
1.Пробы с дозированной физической нагрузкой: одно-, двух-, трех- и четырехмоментные.
2. Пробы с изменением положения тела в пространстве: ортостатическая, клиностатическая, клиноортостатическая.
3. Пробы с изменением внутригрудного и внутрибрюшного давления: проба с натуживанием (Вальсальвы).
4. Гипоксемические пробы: пробы с вдыханием смесей, содержащих различное соотношение кислорода и углекислоты, задержка дыхания и другие.
5. Фармакологические, алиментарные, температурные и др.
Помимо этих функциональных проб используются также специфические пробы с нагрузкой, характерной для каждого вида двигательной деятельности.

Способы повышения уровня физической работоспособности.
Большинство спортсменов тренируется долго и настойчиво, и такой подход является самым эффективным. Главные вопросы, которые часто задают спортсмены разного уровня спортивного мастерства — каким образом повысить шансы на победу или что может помочь побить рекорд. Если победа или установление мирового рекорда высоко оплачиваются, то некоторые спортсмены пользуются любыми способами, вплоть до применения запрещенных средств, чтобы достичь этой цели. 
К средствам, способным помочь спортсмену, относятся эргогенные средства — биологически активные вещества, методы или экипировка, способствующие улучшению спортивной работоспособности. Многие из этих вспомогательных средств не относятся к запрещенным и вполне доступны спортсменам. Некоторые другие являются запрещенными и их применение может нанести вред здоровью. 
Существуют ли пределы физических возможностей человека и его спортивной работоспособности? И если есть, то каковы они? Вероятно, граница физической работоспособности определяется оптимальными уровнями продукции и утилизации энергии, необходимой для осуществления двигательных действий в любом виде спорта. 
Ведущими факторами, от которых зависит продукция и утилизация энергии, являются генетическая обусловленность и тренировка. Наследственность обеспечивает организм определенными возможностями энергопродукции. Для достижения успеха в спорте необходимо максимализировать или же контролировать способность производить энергию и использовать ее наиболее эффективным образом. 
Спортивные физиологи исследуют различные методики спортивной тренировки и особенности питания, чтобы найти пути повышения спортивной работоспособности. Спортивные психологи используют достижения психологической науки для того, чтобы сдвинуть психологические барьеры физической работоспособности. Иженеры и биомеханики изучают оптимальные пути выполнения техники спортивных упражнений. 
Существуют три основные группы барьеров, препятствующих достижению высокого уровня спортивной работоспособности, но которые в определенной степени можно контролировать: физиологические, психологические и биомеханические. Физиологические барьеры ограничивают возможность энергопродукции. Психологические препятствуют возможности управлять энергией. Биомеханические лимитируют возможность использовать энергию с наибольшей эффективностью. Эти три группы барьеров могут быть связаны между собой. 
Правильно организованный тренировочный процесс является самым надежным путем повышения спортивной работоспособности.
 
Принципы дозирования нагрузки, частота и продолжительность занятий в зависимости от уровня физической подготовленности.
Специфичность — необходимость выбора определенного комплекса физических упражнений, направленных на развитие и укрепление групп мышц, которые более всего задействованы при определенном типе мышечной деятельности. Желательно комбинировать различные виды физической нагрузки (плавание, бег, ходьба, лыжи и т. д.) для более гармоничного развития организма, а также в целях профилактики травматизма.
Физическая нагрузка должна быть достаточной по интенсивности и продолжительности, чтобы обеспечивать рост или поддержание оптимального уровня тренированности организма.
Регулярность физических нагрузок. Тренировочные занятия должны быть регулярными. Минимум три тренировочных занятия в неделю необходимы для поддержания оптимального уровня тренированности.
Прогрессия. Постепенное увеличение интенсивности, продолжительности и/или частоты тренировочных занятий — необходимое условие для оптимального повышения уровня тренированности организма.
Интенсивность физических нагрузок и контроль частоты сердечных сокращений
Физическая нагрузка бывает разной интенсивности и продолжительности.
Контроль частоты сердечных сокращений во время тренировочных занятий и при осуществлении реабилитационных программ
Мониторирование частоты сердечных сокращений является универсальным методом контроля и регулирования интенсивности физических нагрузок. 

Понятие о профессионально-прикладной физической подготовки.

Профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП) — это специально направленное и избирательное использование средств физической культуры и спорта для подготовки человека к определенной профессиональной деятельности.
Основное назначение ППФП — направленное развитие и поддержание на оптимальном уровне тех психических и физических качеств человека, к которым предъявляет повышенные требования конкретная профессиональная деятельность, а также выработка функциональной устойчивости организма к условиям этой деятельности и формирование прикладных двигательных умений и навыков.
Каждая профессия предъявляет к человеку специфические требования и часто очень высокие к его физическим и психическим качествам, прикладным навыкам. В связи с этим возникает необходимость профилирования процесса физического воспитания при подготовке студентов к трудовой деятельности, сочетания общей физической подготовки со специализированной — ПΠΦΠ.
Геодезисту, геологу необходимо умение ориентироваться на местности. Он должен уметь подготовить ночлег, приготовить пищу в походных условиях. Правильная переправа через реку или поведение в горах, тайге — жизненно необходимые навыки. Занятия туризмом для студентов таких специальностей будут подготовкой к профессиональной деятельности.
Чтобы реализоваться в профессиональной деятельности, работникам ряда инженерно-технических специальностей (инженер-радиоэлектронщик, инженер-механик и др.) нужно обладать целым рядом физических качеств. От них требуется умение дозировать небольшие но величине силовые напряжения при пользовании различными ручными и ножными органами управления (кнопками, рукоятками, рычагами, педалями), работе с персональным компьютером, дисплейной техникой, осциллографом и т.д. Работа представителей умственного вида труда (экономисты, дизайнеры, конструкторы, юристы) часто характеризуется гиподинамией, длительным пребыванием в вынужденной позе (сидя, стоя) во время проектных работ, операторской деятельности. Все это говорит о необходимости развития статической выносливости мышц туловища, спины, испытывающих наибольшие напряжения во время малоподвижной работы.
Профессиональная деятельность работников ряда современных инженерно-технических специальностей часто содержит операции, связанные с манипулированием небольшими предметами, инструментами. Они должны иметь способность выполнять быстрые, точные и экономные движения, обладать ловкостью и координацией движений рук, пальцев.
В профессиях инженера, менеджера, преподавателя, ученого важную роль играют психические качества. При напряженной умственной деятельности особенно необходимо внимание: способность одновременно воспринимать несколько объектов (объем внимания), выполнять несколько действий (распределение внимания), быстро переносить внимание с объекта на объект (концентрация внимания). Кроме того, требуются оперативное мышление, оперативная и долговременная память, нервно-эмоциональная устойчивость, выдержка, самообладание.
Таким образом, профессиональная деятельность современных специалистов предъявляет к ним довольно жесткие требования, в том числе к физическим и психическим качествам и способностям. В процессе общей физической подготовки практически невозможно сформировать такой уровень психофизической подготовленности, который обеспечил бы высокопроизводительную профессиональную деятельность. Во многих случаях необходимы специальные занятия физическими упражнениями и спортом, т.е. ПΠΦΠ.
В период подготовки к профессиональной деятельности, т.е. во время учебы в вузе, необходимо создать психофизические предпосылки и готовность студента:
— к ускорению профессионального обучения;
— достижению высокопроизводительного труда в избранной профессии;
— предупреждению профессиональных заболеваний и травматизма, обеспечению профессионального долголетия;
— использованию средств физической культуры и спорта для активного отдыха и восстановления общей и профессиональной работоспособности в рабочее и свободное время;
— выполнению служебных и общественных функций по внедрению физической культуры и спорта в профессиональном коллективе.

Какие психофизические качества являются ведущими в Вашей профессии.

В профессии воспитатель можно выделить следующие профессионально важные качества: наблюдательность, образную, двигательную и другие виды памяти, техническое мышление, пространственное воображение, внимательность, эмоциональную устойчивость, решительность, выносливость, целеустремленность, дисциплинированность, самоконтроль и др. Профессиональной обусловленной подструктурой личности является профессионально значимые психофизиологические свойства. Развитие этих свойств происходит уже в ходе освоения деятельности. В процессе профессионализации одни психофизиологические свойства определяют развитие профессионально важных качеств, другие, профессионализируясь, приобретают самостоятельное значение. К этой подструктуре относятся такие качества, как зрительная память глазомер, нейротизм, экстраверсия, реактивность, энергетизм и др.
Какие виды спорта и физические упражнения способствуют развитию важных качеств в вашей профессии?

Гимнастика
Оздоровительное, общеразвивающее и профессионально-прикладное значение гимнастики заключается в том, что ее упражнениями воспитываются такие физические качества, как мышечная сила, ловкость, гибкость и др.; формируются эстетически привлекательные формы тела, умение владеть своим телом в пространстве, сохранять и восстанавливать равновесие при разнообразной и меняющейся опоре, выполнять точные движения отдельными частями тела; воспитываются морально-волевые качества — смелость, самообладание, решительность при оправданном риске. Эти качества и свойства профессионально необходимы также строителям, пожарникам, водителям наземного транспорта, сборщикам точных механизмов, и представителям многих других профессий.
Педагогу любого профиля надо знать упражнения гимнастики, уметь грамотно их выполнять и научить этому своих учеников, уметь провести физкультурную паузу в классе и снять у учащихся накопившееся утомление.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

четыре × четыре =

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Adblock detector