ИЗМЕНЕНИЯ В СТРУКТУРЕ И ФУНКЦИЯХ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПОЛИЦИИ ПО М

ИЗМЕНЕНИЯ В СТРУКТУРЕ И ФУНКЦИЯХ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПОЛИЦИИ ПО М.Т. ЛОРИС-МЕЛИКОВУ, МИНИСТРУ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ (1880-1881 ГГ.)

СОДЕРЖАНИЕ

TOC o «1-3» h z u ВВЕДЕНИЕ PAGEREF _Toc402679095 h 3
Глава 1. Структура и порядок работ в Департаменте полиции PAGEREF _Toc402679096 h 4
Глава 2. Главные реформы Департамента политической полиции PAGEREF _Toc402679097 h 7
3. Лорис-Меликов и его роль в развитии департамента политической полиции PAGEREF _Toc402679098 h 11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ PAGEREF _Toc402679099 h 14
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ PAGEREF _Toc402679100 h 16

ВВЕДЕНИЕ
В истории нашей страны встречались несколько волн политического терроризма: терроризм «Народной воли», партии эсеров, сепаратистский терроризм на Украине и в Прибалтике 1940 – 1950-х годов и «Чеченские войны». Политический терроризм – это не новое социальное явление, не продукт современности.
Дореволюционная правоохранительная система накопила серьезный опыт противодействия революционно-террористическому движению, который, в свою очередь, достоин подробного изучения в современной исторической науке.
В деле эффективной разработки любой научной проблемы главную роль играет изучение истории вопроса, так как известно, что исторический подход помогает полезнее понять современные проблемы, дает возможность выделить закономерности развития практики и теории, трудноуловимые в отсутствие ретроспективного анализа. Это относится и к исследованию проблемы борьбы с терроризмом.
Терроризм относится к количеству самых опасных и трудно прогнозируемых явлений современности, которое, в свою очередь, приобретает все новые, в какой-то степени более разнообразные формы и угрожающие масштабы. Последствия терактов – массовые человеческие жертвы, разрушение духовных и материальных ценностей, межгосударственные конфликты, недоверие и ненависть между национальными и социальными группами.
Нельзя понять развитие российской государственности в отсутствие довольно полного представления о месте и роли органов внутренних дел в структуре властного механизма. 6 августа 2010 года исполнится 130 лет с момента появления Департамента полиции Российской империи – спецслужбы нового образа, заложившей основы всех будущих правоохранительных органов России.
Политическая полиция утрачивала контроль над ситуацией. Как «предупреждать преступления» при неосведомлённости о планах и личном составе тайной организации? Принять превентивные меры невозможно, остаётся только реагировать на свершившийся факт. Главным методом жандармов старой школы оставалось «систематическое последовательные и наблюдение аресты членов сообщества». Именно для освещения непроницаемой тьмы подполья нужна была внутренняя агентура. 
Старания распутать клубок противоречий, создающих столь бесперспективную ситуацию, предприняла «Верховная распорядительная комиссия по охране государственного порядка и общественного спокойствия» под руководством графа М.Т. Лорис-Меликова, которая, в свою очередь, была учреждена императором Александром II 12 февраля 1880 г. после очередного теракта (взрыв в Зимнем дворце 5 февраля 1880 г.) «в твёрдом решении положить предел беспрерывно повторяющимся в последнее время покушениям дерзких злоумышленников поколебать в России общественный и государственный порядок». 
В подчинение этому временному органу переходило и III отделение. Первоочередной задачей Комиссии её основной начальник объявлял «принятие решительных мер к подавлению возмутительных действий анархистов». 

1. Структура и порядок работ в Департаменте полиции

Депортамент полиции был основан 8 августа 1880 г. в эпоху «диктатуры сердца» М.Т. Лорис-Меликова, как Департамент государственной полиции, и явился правопреемником III Отделения собственной его императорского величества канцелярии. Невзирая на то, что Департамент унаследовал от него незаконченные дела, функции и систему местных органов — это уже было совершенно новое учреждение. Структуры, охраняющие государственные устои, были включены в общую систему управления.
Политический сыск окончательно превратился из дела государева в дело государственное. Различия стали еще более разительными после того, как 15 ноября 1880 г. департамент государственной полиции был объединен с департаментом полиции исполнительной. Затем руководство всей правоохранительной системой совершалось через одно учреждение — Департамент полиции МВД. Неслучайно основной его задачей было «предупреждение и пресечение преступлений» в независимости от того, в какой области они совершаются. Учреждение Министерства Полиции. Манифест. 25 июня 1811 г. // ПСЗ. Собр. 1. Т. XXI. Отд.1. № 24687.
Законом определялось, что в ведении Департамента находятся дела «по пресечению и предупреждению преступлений и по охранению общественной безопасности и порядка», а так же о «государственных преступлениях». Помимо этого Департаменту поручаются дела «по устройству полицейских учреждений и по наблюдению за их деятельностью». Таким образом, законом в ведении Департамента передавалось руководство и контроль за деятельностью всех полицейских органов империи. Правда, помимо этой главной задачи, законом ему поручалось и разрешение частных вопросов. Но все они, так или иначе, были Связаны с полицейской деятельностью, а именно потому только уточняли основную.
Все эти многочисленные задачи, возложенные на Департамент, нашли отражение в его структуре.
Именно для более успешного их выполнения он был разделен на несколько делопроизводств. В ведении каждого из них находился некоторый круг родственных вопросов, решением которых, в свою очередь, оно и занималось. К примеру, в ведении первого делопроизводства находились все дела, объединенные с личным штатом и составом Департамента, а во втором была сосредоточена переписка об организации и контроле за деятельностью полицейских учреждений.
Однако точно выявить перечень предметов ведения того или другого делопроизводства почти невозможно. Связано это не только лишь с тем, что различные делопроизводства занимаются разрешением схожих проблем, но и с довольно частыми реорганизациями Департамента. Подобные частые преобразования даже считаются нормой.
Функции ДП распределяются по делопроизводствам, которых, в свою очередь, было три в начальный период деятельности. За 35 лет его существования количество делопроизводств выросло до 10. В составе ДП входили Казначейская часть, хозяйственная комиссия, хозяйственный библиотека, комитет, часть секретариата, экзекуторская часть. Структура Департамента регулярно совершенствовалась, менялись функции определенных делопроизводств, нередко функции одного передавалось другому делопроизводству, порой эти структуры объединялись и делились. Об учреждении министерств. Манифест. 8 сентября 1802 г. // ПСЗ. Собр. 1. Т. XXVII. № 20406.
Побудительным мотивом к созданию новых структур были те преобразования, которые, в свою очередь, проходили в обществе, рост революционного движения, формирование партий, рост террористического движения и т.д. Не менее главную роль играло стремление сделать работу Департамента в какой-то степени более четкой, исключить дублирование, избавиться от лишних звеньев. Реорганизации и расширение функций призваны были сделать ДП органом, адекватно реагирующим на преобразования в политической ситуации, рост революционного и общественного движения (рис. 1). Инструкция полицейским урядникам. 19 июля 1887 г. // Сборник циркуляров и инструкций МВД за 1878 года. СПб., 1880 г. С.170.

723903863340
Рисунок SEQ Рисунок * ARABIC 1. Политическая полиция

Рисунок SEQ Рисунок * ARABIC 1. Политическая полиция
6858011747500
Орган этот задумывался в качестве административного, так как ему контроль и поручался, и непосредственное ведение всех уголовных дел по государственным преступлениям, находящимся в производстве по всей Империи, а также принятие мер обеспечения государственной безопасности, обязательных к исполнению всеми губернаторами и ведомствами.
Основной Начальник Комиссии подчинялся непосредственно императору.  Прежде всего, надо было удостовериться в боеспособности армии политического сыска. Ревизия, предпринятая летом 1880 г. сенатором И.И. Шамшиным, привела к неутешительным выводам. Органам сыска необходимо было дать возможность сконцентрировать усилия на борьбе с наиболее серьёзной угрозой, избавив от несвойственных им функций.
Глубина проникновения в революционное подполье могла быть обеспечена только лишь за счёт сужения круга полномочий «высшей полиции». 
1 августа 1880 г. Лорис-Меликов подал на Высочайшее имя докладную записку об изменении полиции.  6 августа Указом о закрытии Верховной распорядительной комиссии упразднялось и III отделение Собственной Его Императорского Величества канцелярии «с передачей дел оного в ведение Министерства внутренних дел».
В составе последнего был создан Департамент государственной полиции (в 1883 году переименован в Департамент полиции), призванный сосредоточить все нити «политического розыска и наблюдения». Согласованность работы полиции явной и тайной обязана была достигаться тем, что товарищ министра внутренних дел, на которого, в свою очередь, было возложено (с 1882 г.) руководство Департаментом, являлся также командиром Отдельного корпуса жандармов (шефом жандармов был сам министр). 

Глава 2. Главные реформы Департамента политической полиции

В декабре 1881 г. Плеве утвердил распределение обязанностей в Департаменте по его структурам, которое, в свою очередь, выглядела следующим образом:
1-е делопроизводство — (распорядительное) — занималось делами личного состава Департамента, перепиской о продвижении по службе, финансами Департамента, перепиской с иностранными государствами о выдаче русских подданных, задержанных за границей, о нарушениях государственной границы. Почти все эти функции оставались в ведении 1 делопроизводства до 1907 г.;
2-е делопроизводство — (законодательное) — занималось вопросами организации полицейских учреждений во всех местностях империи, пересмотром штатов этих учреждений, разработкой законопроектов Министерства внутренних дел, наблюдением за точным исполнением законов на местах, разработкой законопроектов по рабочему вопросу в сфере урегулирования отношений между фабрикантами и рабочими, наблюдением за питейными заведениями, перевозкой пороха и взрывчатых веществ. Главным моментом было утверждение уставов общественных собраний, организаций, клубов. Это единственное делопроизводство, которое, в свою очередь, сохранило свои функции до 1917 г., правда, с маленькими преобразованиями;
3-е делопроизводство — (секретное) — занималось наблюдением за неблагонадежными элементами в России и за границей, их связями, перепиской, наблюдением за организациями, партиями, распространением нелегальной литературы, контролировало деятельность заграничной и внутренней агентуры, охраной царя, достаточно высокопоставленных лиц. В ведение 3-е делопроизводства несколько позднее перешла Библиотека революционных изданий, до этого находившаяся в III Отделении. Положение о мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия 14 август 1881 г. // ПСЗ. Собр.3. Т.I. № 350.
Созданная структура выглядела весьма эффективной. Именно для начала стоит отметить, что в ее основе положен принцип разделения властей. Именно для решения проблемы с кадрами было выделено отдельное обособленное делопроизводство, что благоприятствовало выбору на должности достойных сотрудников. Не менее логично было и формирование секретного делопроизводства, – неотъемлемой части любой политической полиции – которое, в свою очередь, теперь также регулировало деятельность провокаторов и заграничной агентуры.
Во время поддержки Плеве и при его участии как уже отмечалось, на началах автономии, в июне 1881 г. к Департаменту государственной полиции был присоединен Судебный отдел, который, в свою очередь, состоял, в свою очередь, из двух структур (1-го и 2-го делопроизводств):
1-е делопроизводство Судебного отдела совершало наблюдение за ходом политических дознаний и сосредоточивало в своих руках материалы дознаний, произведенных на основании закона от 15 мая 1871 г., которые, в свою очередь, передавались министром юстиции на предмет принятия административных мер и взысканий. Помимо того, оно занималось дознаниями, возникавшими по делам о революционной пропаганде, принадлежности к тайным обществам, также присланными делами министром юстиции, которые, в свою очередь, требовали решения министра внутренних дел.
Во 2-ом делопроизводстве Судебного отдела главным образом была сосредоточена переписка об административной высылке, об установлении наблюдения за политически неблагонадежными лицами как в центре России, так же и в ссылке, переписка о розыске лиц, бежавших с места ссылки и т.п.
Выделение 1-го делопроизводства Судебного отдела, как органа дознания, подчеркивает главную роль данного правового института в работе Департамента, оставшегося первостепенным источником доказательств именно для ведения суда над политическими преступниками.
6 августа 1880 года в России возникло новое учреждение — Департамент государственной полиции, ставший высшим органом политической полиции в Российской империи.
Обосновывая свои предложения, министр внутренних дел М.Т. Лорис-Меликов указывал, что «делопроизводство в оном может быть вверено только лишь таким лицам, которые, обладая необходимыми именно для службы в высшем правительственном учреждении умениями и познаниями, вполне заслуживают доверия по своим нравственным качествам, выдержанности характера и политической благонадежности». Старые кадры не подходили как по своим профессиональным качествам, так же и по той причине, что часть их были жандармы, люди военные. Лорис-Меликов стремился к тому, для того чтобы новое учреждение состояло из «законников», лиц гражданских и с юридической подготовкой. Аманацкий Ю.В., Гибов В.В., Глушаченко С.Б., Фролов В.В. Сыскная полиция в государственном механизме Российской империи: Монография. / Под общей редакцией Сальникова В.П. — СПб, 2006.
Указом от 15 ноября 1880 года на Департамент государственной полиции было возложено руководство как политической, так же и общей полицией. Соответственно ст. 362 «Учреждения Министерства», Департамент должен был заниматься вопросами:
1) пресечения и предупреждения преступлений и охранения общественной безопасности и порядка;
2) ведения дел о государственных преступлениях;
3) организации и наблюдения за деятельностью полицейских учреждений;
4) охранения государственных границ и пограничных сообщений; выдачи паспортов русским подданным, видов на жительство в России иностранцам; высылки иностранцев из России; наблюдения за всеми видами культурно-просветительной деятельности и утверждения уставов разных обществ.
Серьезная реформа полиции была проведена 6 августа 1880 г. Коснулась она в первую очередь центральных полицейских органов и связана была с реорганизацией Министерства внутренних дел. III Отделение императорской канцелярии с данного времени упразднялось и управление всей российской полицией сосредоточивалось в Министерстве внутренних дел, в структуре которого, в свою очередь, создавался Департамент полиции. Департаменту подчинялся и отдельный корпус жандармов, в ведении которого, в свою очередь, все в какой-то степени более концентрировалось проведение дознаний по преступлениям политического характера. Ахмедов Ч.Н., Назаренко А.М., Фролов В.В. и др. История органов внутренних дел России. Курс лекций. СПб.: СПб ун-т МВД России, 2012. 288 с.
Но объединение в одном ведомстве политической и общей полиции во многом очутилось формальным, так как на местах создается довольно неразрешимая и странная ситуация, когда в губернии действовало и существовало два независимых друг от друга органа Министерства внутренних дел. Поэтому необходимое взаимодействие жандармских и полицейских органов достаточно нередко приобретало конфликтный характер.
Поводом именно для возбуждения политических дел в тайной экспедиции обычно служили доносы. Широко используется пытка, которая, в свою очередь, была отменена только Александром I в 1801 году. Кроме широкого применения доносов, совершается перлюстрация частной переписки подозрительных лиц, организовывается слежка за радикально настроенными лицами.
В процессе следствия в тайной экспедиции отношение к подсудимым продолжало оставаться различным, в зависимости от их социальной принадлежности.
Неравенств лиц перед законом внесено не только лишь на характер допросов, но и на силу наказания, на условия содержания в тюрьме. В северной столице тайная экспедиция размещается в Петропавловской крепости, ее московский филиал – на Лубянке. Во главе ведомства был поставлен С.И. Шешковский. Так Екатерина II говорила о нем: «… специальный дар имеет с простыми людьми и всегда удачно разбирал и до тонкости доводил труднейшие разбирательства» . Шешковский руководил тайной экспедицией более 30 лет.

3. Лорис-Меликов и его роль в развитии департамента политической полиции

Лорис-Меликов, Михаил Тариэлович (1825–1888), российский государственный и военный деятель. Родился в 1825 в Тифлисе (совр. Тбилиси) в достаточно богатой и знатной армянской семье. Закончив обучение в Лазаревском институте восточных языков в Москве, в 1839 поступил в Школу гвардейских прапорщиков и кавалер-юнкеров в Санкт-Петербурге; по ее окончании в 1843 получил чин корнета и направлен служить в лейб-гвардии Гродненский гусарский полк. В 1844 произведен в поручики.
12 (24) февраля 1880, после неудавшегося покушения С.Н. Халтурина на Александра II 5 (17) февраля, назначен по рекомендации военного министра Д.А. Милютина главой новосозданной Верховной распорядительной комиссии по охране государственного порядка и общественного спокойствия, в ведении которой, в свою очередь, находился высший надзор за политическими следствиями по всей стране; ей были подчинены Третье отделение Собственной Его Императорского Величества канцелярии и Отдельный корпус жандармов; объединение усилий всех карательных органов преследовало цель скорейшего подавления революционного движения. Широко используя право действовать от имени императора и использовать любые меры по установлению порядка на всей территории Российского государства, фактически стал диктатором.
Вместе с тем, взял курс на проведение политических и социально-экономических изменений. 11 (23) апреля 1880 представил императору свою программу, предусматривавшую привлечение выборных представителей от земств, дворянства, городских дум к обсуждению проектов ряда законов и правительственных постановлений, перестройку местного самоуправления, расширение прав старообрядцев, налоговую реформа, реформу народного образования, меры по поддержке крестьянства (снижение выкупных платежей, выдача ссуд именно для покупки земли и переселения) и смягчению напряженности между предпринимателями и рабочими.
Именно для успокоения общественности добился смещения министра просвещения ретрограда Д.А. Толстого (апрель 1880); по его предложению 6 (18) августа 1880 были упразднены Третье отделение и сама Верховная распорядительная комиссия. Возглавил Министерство внутренних дел, сфера деятельности которого, в свою очередь, в значительной мере расширится из-за появления в его структуре Департамента государственной полиции, к которому, в свою очередь, перешли функции политической сыска, прежде находившиеся в компетенции Третьего отделения. Одновременно стал шефом Отдельного корпуса жандармов. Упразднение одиозных учреждений сопровождалось, таким образом, централизацией полицейских институтов.
В сентябре 1880 публично пообещал восстановить права судебных и земских органов, расширить свободу провести и прессы сенатские ревизии не только лишь для проверки деятельности чиновников, но и выявления нужд населения и «настроения умов». В октябре предложил отказаться от практики репрессий против либеральных изданий, что стало причиной его конфликта с председателем Комитета министров П.А. Валуевым. Ахмедов Ч.Н. Правоохранительная система Российской Империи: исторический опыт структурирования и создания : Монография. – СПб., 2008.
Во главе этой комиссии император Александр решил поставить генерала Лорис-Меликова, того наиболее единственного из генерал-губернаторов, который, в свою очередь, обнаружил вместе со значительной энергией в борьбе с революционерами способность привлечь на свою сторону симпатии обывателей, благодаря заботливой охране их интересов и прав от произвола администрации.
По-видимому, выбор Лорис-Меликова был, таким образом, далеко не случаен. В самом указе о назначении этой распорядительной комиссии было объявлено, что она назначается под начальством генерал-адъютанта Лорис-Меликова и в состав ее будут введены лица, назначенные императором, по его мнению комиссии этой даются специальные полномочия и что ей обязаны подчиняться все административные власти, даже министры, не исключая и военного, который, в свою очередь, перед тем был прямым начальником Лорис-Меликова.
До тех пор широкой публике Лорис-Меликов был известен как выдающийся кавказский генерал, прославившийся в войну 1877–1878 гг. взятием Карса, и потом как энергичный распорядитель по охране России от чумы, когда она появится после войны в Астраханской губернии. Как харьковского генерал-губернатора его знали только лишь на юге.
Тотчас же по вступлении в должность 14 февраля 1880 г. Лорис-Меликов опубликовал прокламацию к жителям Петербурга, в которой, в свою очередь, писал, что с твердостью стремясь к искоренению преступников, пытающихся поколебать государственный строй, он одновременно желает оградить и успокоить законные интересы благомыслящей части общества.
«На помощь общества, – писал он, – смотрю как на основную силу, могущую содействовать власти к возобновлению правильного течения государственной жизни, от перерыва которого, в свою очередь, в наибольшей степени страдают интересы наиболее общества».
О личности Лорис-Меликова сохранилось несколько свидетельств лиц, свыше или менее близко его знавших и притом довольно беспристрастных и лично не заинтересованных в его реабилитации. Сохранились воспоминания о нем доктора Белоголового, который, в свою очередь, хорошо знал его и имел с ним немало разговоров уже после того, как Лорис-Меликов сошел со сцены. Подобное же значение имеют сведения о нем и о его взглядах в записках Кошелева, который, в свою очередь, познакомился с Лорис-Меликовым задолго до призыва его на высший государственный пост, а потом поддерживал с ним отношения и в процессе его правительственной деятельности, и после ее прекращения. Все эти лица отзываются о Лорис-Меликове как о человеке искренно либеральном, вполне честном, склонном пойти навстречу лояльному общественному движению и удовлетворить справедливые требования как земств, так же и вообще либерально настроенных людей, вплоть до предоставления обществу определенного участия в государственных делах.
Спад волны террора во второй половине 1880 привел к укреплению позиций М.Т. Лорис-Меликова во время двора; был удостоен высшей российской награды – ордена Андрея Первозванного. 28 января (9 февраля) 1881 представил Александру II план реализации своей апрельской программы 1880, предложив сформировать из чиновников и выборных от земств временных комиссий (административной и финансовой) именно для обработки собранных в результате сенатских ревизий сведений и именно для подготовки намеченных реформ; их совершение фактически означало бы введение представительных начал в систему управления Империей. 17 февраля (1 марта) Александр II одобрил план и назначил его обсуждение на 4 (16) марта. Однако 1 (13) марта 1881 император погиб от рук террористов.
После отставки жил главным образом за границей, во Франции (Ницца) и Германии (Висбаден). Иногда приезжал в Санкт-Петербург именно для участия в заседаниях Государственного Совета. Скончался 12 (24) декабря в Ницце. Похоронен в Тифлисе.
Защита ресурсов от НСИ требует применять средства регистрации запросов ресурсов ВС и сообщения при попытках незаконного их применения. Заметим, что речь ведется о самых важных с точки зрения защиты ресурсах. Если регулярно регистрировать события связанные с запросами ресурсов в ВС, нагрузка на процессор будет высока. Программы могут быть защищены от копирования привязкой к определенной платформе, что исключает возможность их запуска на другом оборудовании. Фалы могут быть защищены от внесения изменений путем сверки определенной их характеристики (контрольной суммы) с эталоном. В этом случае, если будут внесены некоторые изменения в файл, значение контрольной суммы тоже измениться. Довольно эффективным средством защиты данных от несанкционированного доступа является шифрование. При расшифровке необходимо знать ключ шифрования. Современные алгоритмы приводят к невозможности расшифровки путем подбора ключа, или время необходимое на расшифровку таково, что задача теряет свою актуальность. В современных системах защиты главным образом используются два алгоритма: DES и RSA. Коротко их рассмотрим. Стандарт шифрования данных – DES был разработан IBM в 70-х годах, и представляет собой правительственный стандарт цифрового шифрования. В алгоритме DES длина ключа составляет 56 бит и 8 бит проверки на четность. Он обеспечивает достаточно высокую степень защиты при маленьких расходах на шифрование, требуя 72 квадриллионов вариантов для перебора. Алгоритм DES симметричен в том смысле, что именно для дешифрования и шифрования определенной информации используется один ключ. Если во время функционирования вычислительной сети между корреспондентами надо передать полномочия по шифрованию, то передаваемые именно для данного ключи шифрования надо шифровать. Еще один алгоритм — RSA (сокращение по фамилиям авторов) предложен в 1976 году. Алгоритм является в какой-то степени более совершенным. Этот алгоритм является стандартом Национального Бюро Стандартов. В RSA используют разные ключи для дешифрования и шифрования, это ассиметричный алгоритм. Поскольку ключ именно для шифрования не годится для расшифровки, он может свободно передаваться по сети, а именно поэтому ключ шифрования нередко называют открытым ключом. Основное достоинство этого алгоритма состоит в том, что длина ключа может быть различной, чем больше длина ключа, тем надежнее шифровка, но и время на шифрование больше. Реализация шифрования может осуществляться как на программном, так и на аппаратном уровне. Один из примеров аппаратной реализации это относительно недорогая микросхема шифрования. Система, которая разработана на базе этой микросхемы, предназначается именно для защиты речевой информации. По завершении работы программы надо позаботиться об уничтожении данных из внешней и оперативной памяти. Во время возникновения серьезной угрозы применения конфиденциальных данных желательно в системе защиты иметь возможность аварийного их удаления. Защита от некорректного применения ресурсов выполняется ОС. Защита от некорректного применения ресурсов ВС предусматривает, во всяком случае, следующее: участки оперативной памяти, выделяемые для разных приложений, изолируются друг от друга, системные области внешней памяти защищены на уровне ОС, как и контроль допустимости команд ЦП. В программном обеспечении на более высоком, чем ОС, уровне надо предоставить корректность применения прикладных ресурсов: изображений, документов. Защита ресурсов от НСИ требует применять средства регистрации запросов ресурсов ВС и сообщения при попытках незаконного их применения. Заметим, что речь ведется о самых важных с точки зрения защиты ресурсах. Если регулярно регистрировать события связанные с запросами ресурсов в ВС, нагрузка на процессор будет высока. Программы могут быть защищены от копирования привязкой к определенной платформе, что исключает возможность их запуска на другом оборудовании. Фалы могут быть защищены от внесения изменений путем сверки определенной их характеристики (контрольной суммы) с эталоном. В этом случае, если будут внесены некоторые изменения в файл, значение контрольной суммы тоже измениться. Довольно эффективным средством защиты данных от несанкционированного доступа является шифрование. При расшифровке необходимо знать ключ шифрования. Современные алгоритмы приводят к невозможности расшифровки путем подбора ключа, или время необходимое на расшифровку таково, что задача теряет свою актуальность. В современных системах защиты главным образом используются два алгоритма: DES и RSA. Коротко их рассмотрим. Стандарт шифрования данных – DES был разработан IBM в 70-х годах, и представляет собой правительственный стандарт цифрового шифрования. В алгоритме DES длина ключа составляет 56 бит и 8 бит проверки на четность. Он обеспечивает достаточно высокую степень защиты при маленьких расходах на шифрование, требуя 72 квадриллионов вариантов для перебора. Алгоритм DES симметричен в том смысле, что именно для дешифрования и шифрования определенной информации используется один ключ. Если во время функционирования вычислительной сети между корреспондентами надо передать полномочия по шифрованию, то передаваемые именно для данного ключи шифрования надо шифровать. Еще один алгоритм — RSA (сокращение по фамилиям авторов) предложен в 1976 году. Алгоритм является в какой-то степени более совершенным. Этот алгоритм является стандартом Национального Бюро Стандартов. В RSA используют разные ключи для дешифрования и шифрования, это ассиметричный алгоритм. Поскольку ключ именно для шифрования не годится для расшифровки, он может свободно передаваться по сети, а именно поэтому ключ шифрования нередко называют открытым ключом. Основное достоинство этого алгоритма состоит в том, что длина ключа может быть различной, чем больше длина ключа, тем надежнее шифровка, но и время на шифрование больше. Реализация шифрования может осуществляться как на программном, так и на аппаратном уровне. Один из примеров аппаратной реализации это относительно недорогая микросхема шифрования. Система, которая разработана на базе этой микросхемы, предназначается именно для защиты речевой информации. По завершении работы программы надо позаботиться об уничтожении данных из внешней и оперативной памяти. Во время возникновения серьезной угрозы применения конфиденциальных данных желательно в системе защиты иметь возможность аварийного их удаления. Защита от некорректного применения ресурсов выполняется ОС. Защита от некорректного применения ресурсов ВС предусматривает, во всяком случае, следующее: участки оперативной памяти, выделяемые для разных приложений, изолируются друг от друга, системные области внешней памяти защищены на уровне ОС, как и контроль допустимости команд ЦП. В программном обеспечении на более высоком, чем ОС, уровне надо предоставить корректность применения прикладных ресурсов: изображений, документов. Защита ресурсов от НСИ требует применять средства регистрации запросов ресурсов ВС и сообщения при попытках незаконного их применения. Заметим, что речь ведется о самых важных с точки зрения защиты ресурсах. Если регулярно регистрировать события связанные с запросами ресурсов в ВС, нагрузка на процессор будет высока. Программы могут быть защищены от копирования привязкой к определенной платформе, что исключает возможность их запуска на другом оборудовании. Фалы могут быть защищены от внесения изменений путем сверки определенной их характеристики (контрольной суммы) с эталоном. В этом случае, если будут внесены некоторые изменения в файл, значение контрольной суммы тоже измениться. Довольно эффективным средством защиты данных от несанкционированного доступа является шифрование. При расшифровке необходимо знать ключ шифрования. Современные алгоритмы приводят к невозможности расшифровки путем подбора ключа, или время необходимое на расшифровку таково, что задача теряет свою актуальность. В современных системах защиты главным образом используются два алгоритма: DES и RSA. Коротко их рассмотрим. Стандарт шифрования данных – DES был разработан IBM в 70-х годах, и представляет собой правительственный стандарт цифрового шифрования. В алгоритме DES длина ключа составляет 56 бит и 8 бит проверки на четность. Он обеспечивает достаточно высокую степень защиты при маленьких расходах на шифрование, требуя 72 квадриллионов вариантов для перебора. Алгоритм DES симметричен в том смысле, что именно для дешифрования и шифрования определенной информации используется один ключ. Если во время функционирования вычислительной сети между корреспондентами надо передать полномочия по шифрованию, то передаваемые именно для данного ключи шифрования надо шифровать. Еще один алгоритм — RSA (сокращение по фамилиям авторов) предложен в 1976 году. Алгоритм является в какой-то степени более совершенным. Этот алгоритм является стандартом Национального Бюро Стандартов. В RSA используют разные ключи для дешифрования и шифрования, это ассиметричный алгоритм. Поскольку ключ именно для шифрования не годится для расшифровки, он может свободно передаваться по сети, а именно поэтому ключ шифрования нередко называют открытым ключом. Основное достоинство этого алгоритма состоит в том, что длина ключа может быть различной, чем больше длина ключа, тем надежнее шифровка, но и время на шифрование больше. Реализация шифрования может осуществляться как на программном, так и на аппаратном уровне. Один из примеров аппаратной реализации это относительно недорогая микросхема шифрования. Система, которая разработана на базе этой микросхемы, предназначается именно для защиты речевой информации. По завершении работы программы надо позаботиться об уничтожении данных из внешней и оперативной памяти. Во время возникновения серьезной угрозы применения конфиденциальных данных желательно в системе защиты иметь возможность аварийного их удаления. Защита от некорректного применения ресурсов выполняется ОС. Защита от некорректного применения ресурсов ВС предусматривает, во всяком случае, следующее: участки оперативной памяти, выделяемые для разных приложений, изолируются друг от друга, системные области внешней памяти защищены на уровне ОС, как и контроль допустимости команд ЦП. В программном обеспечении на более высоком, чем ОС, уровне надо предоставить корректность применения прикладных ресурсов: изображений, документов. Защита ресурсов от НСИ требует применять средства регистрации запросов ресурсов ВС и сообщения при попытках незаконного их применения. Заметим, что речь ведется о самых важных с точки зрения защиты ресурсах. Если регулярно регистрировать события связанные с запросами ресурсов в ВС, нагрузка на процессор будет высока. Программы могут быть защищены от копирования привязкой к определенной платформе, что исключает возможность их запуска на другом оборудовании. Фалы могут быть защищены от внесения изменений путем сверки определенной их характеристики (контрольной суммы) с эталоном. В этом случае, если будут внесены некоторые изменения в файл, значение контрольной суммы тоже измениться. Довольно эффективным средством защиты данных от несанкционированного доступа является шифрование. При расшифровке необходимо знать ключ шифрования. Современные алгоритмы приводят к невозможности расшифровки путем подбора ключа, или время необходимое на расшифровку таково, что задача теряет свою актуальность. В современных системах защиты главным образом используются два алгоритма: DES и RSA. Коротко их рассмотрим. Стандарт шифрования данных – DES был разработан IBM в 70-х годах, и представляет собой правительственный стандарт цифрового шифрования. В алгоритме DES длина ключа составляет 56 бит и 8 бит проверки на четность. Он обеспечивает достаточно высокую степень защиты при маленьких расходах на шифрование, требуя 72 квадриллионов вариантов для перебора. Алгоритм DES симметричен в том смысле, что именно для дешифрования и шифрования определенной информации используется один ключ. Если во время функционирования вычислительной сети между корреспондентами надо передать полномочия по шифрованию, то передаваемые именно для данного ключи шифрования надо шифровать. Еще один алгоритм — RSA (сокращение по фамилиям авторов) предложен в 1976 году. Алгоритм является в какой-то степени более совершенным. Этот алгоритм является стандартом Национального Бюро Стандартов. В RSA используют разные ключи для дешифрования и шифрования, это ассиметричный алгоритм. Поскольку ключ именно для шифрования не годится для расшифровки, он может свободно передаваться по сети, а именно поэтому ключ шифрования нередко называют открытым ключом. Основное достоинство этого алгоритма состоит в том, что длина ключа может быть различной, чем больше длина ключа, тем надежнее шифровка, но и время на шифрование больше. Реализация шифрования может осуществляться как на программном, так и на аппаратном уровне. Один из примеров аппаратной реализации это относительно недорогая микросхема шифрования. Система, которая разработана на базе этой микросхемы, предназначается именно для защиты речевой информации. По завершении работы программы надо позаботиться об уничтожении данных из внешней и оперативной памяти. Во время возникновения серьезной угрозы применения конфиденциальных данных желательно в системе защиты иметь возможность аварийного их удаления. Защита от некорректного применения ресурсов выполняется ОС. Защита от некорректного применения ресурсов ВС предусматривает, во всяком случае, следующее: участки оперативной памяти, выделяемые для разных приложений, изолируются друг от друга, системные области внешней памяти защищены на уровне ОС, как и контроль допустимости команд ЦП. В программном обеспечении на более высоком, чем ОС, уровне надо предоставить корректность применения прикладных ресурсов: изображений, документов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В период между августом 1880 и декабрем 1883 года были утверждены и разработаны нормативно-правовые акты (Положение от 14 августа 1881 г., Указ Сената от 4 сентября 1881 г., Положение об охранной агентуре 20 декабря 1883 г. и т.д.), ставшие законодательной базой политического сыска в Российской империи. Были законодательно закреплены структура организации, должностная иерархия, кадровая политика, система материального обеспечения Департамента полиции. Он оформился как совершенно самостоятельная государственная служба по охране государственного порядка и политического сыска в Российской империи. Немалую роль в этом процессе сыграл директор политической полиции В.К. Плеве, талантливый государственный служащий, сторонник стабилизационного курса Александра III. Департамент полиции был построен на принципах жесткой соподчиненности и иерархии.
В своей работе по борьбе с подпольным революционным движением служащие Департамента полиции применяли разные методы: негласный контроль и слежка, тайная охрана государственных деятелей, перлюстрация писем народовольцев и иных неблагонадежных подданных, работа по поиску осведомителей среди населения и др.
Отдельно в списке стоит метод провокации, заслуживший весьма нелестные отзывы от современников и достаточно большинства российских и советских историков. Это была во многом вынужденная мера, ставившая под удар честь и достоинство императорского государственного служащего, однако приносящая значительные плоды. В глазах современников и многих историков провокаторство стало своеобразным символом работы Департамента полиции на весь период его существования, а игры двойных агентов долгое время притягивали к себе исследователей политического сыска данного периода.
Однако, в целом, стоит заметить, что провокаторская и агентурная деятельность была скорее вспомогательным методом, первое же место по прежнему отводилось следствию и дознанию.
В отличие от Департамента внутри империи, Зарубежная агентура не получила четкой иерархии и строгой системы. Во многом ее деятельность зависела от заведующего агентурой, его личностных и профессиональных качеств. Помимо того, далеко не всегда агентуре оказывала помощь местная политическая полиция, многие агенты работали фактически на свой страх и риск, боясь быть схваченными как народовольцами, так же и своими коллегами из иного государства.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Об учреждении министерств. Манифест. 8 сентября 1802 г. // ПСЗ. Собр. 1. Т. XXVII. № 20406.
Учреждение Министерства Полиции. Манифест. 25 июня 1811 г. // ПСЗ. Собр. 1. Т. XXI. Отд.1. № 24687.
Инструкция полицейским урядникам. 19 июля 1887 г. // Сборник циркуляров и инструкций МВД за 1878 года. СПб., 1880 г. С.170.
Положение о мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия 14 август 1881 г. // ПСЗ. Собр.3. Т.I. № 350.
Ахмедов Ч.Н., Назаренко А.М., Фролов В.В. и др. История органов внутренних дел России. Курс лекций. СПб.: СПб ун-т МВД России, 2012. 288 с.
Аманацкий Ю.В., Гибов В.В., Глушаченко С.Б., Фролов В.В. Сыскная полиция в государственном механизме Российской империи: Монография. / Под общей редакцией Сальникова В.П. — СПб, 2006.
Ахмедов Ч.Н. Правоохранительная система Российской Империи: исторический опыт структурирования и создания: Монография. – СПб., 2008.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

13 + семь =

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Adblock detector