к разделу 4 По форме государственного устройства Германия являлась федерацией

к разделу 4
По форме государственного устройства Германия являлась федерацией, состоявшей из 18 земель, каждая из которых имела свою конституцию, свой законодательный орган — ландтаг (3). Однако конституции земель должны были составляться с учетом имперской Конституции.
В ведении имперских властей находились вопросы внешней политики, вооруженных сил, финансов, связи, гражданства и т.д. Законодательство империи имело приоритет в области гражданского и уголовного права, здравоохранения, хотя ландтаги могли издавать в этих областях «конкурирующие» с рейхстагом нормативные акты.
Если какая-либо часть федерации не выполняла обязанностей, возложенных на нее конституцией или имперскими законами, президент мог принудить ее к этому с помощью вооруженной силы. Споры между землями и имперскими властями надлежало рассматривать Верховному суду.
Высшим представительным и законодательным органом Германии стал двухпалатный парламент. Нижняя палата — рейхстаг (5) — избиралась по пропорциональной системе сроком на 4 года. Ее депутат объявлялся представителем всей нации и не был ответствен перед своими избирателями. Верхняя палата — рейхсрат (4) — считалась органом правительства земель, в нее обычно входили члены правительств этих земель. Обе палаты являлись в совокупности высшим законодательным органом. Причем рейхсрат мог опротестовать любой акт, принятый нижней палатой, и тем самым помешать изданию прогрессивного акта. Рейхстаг имел право добиваться проведения референдума, но в истории Веймарской республики это не было реализовано.
Главой государства являлся президент, избираемый населением на 7 лет. У него сосредоточивалась высшая исполнительная власть: верховное командование армией, назначение чиновников, представительство во внешних сношениях, право помилования и т.д. Он мог досрочно распускать рейхстаг и назначать новые выборы, что применялось не один раз. Право рейхстага ставить вопрос о смещении президента оставалось на бумаге. Президент помимо парламента — мог издавать чрезвычайные декреты. От него зависело персональное назначение главы правительства — канцлера. Последний должен был пользоваться поддержкой рейхстага. Опираясь на президента, канцлер зачастую полностью контролировал рейхстаг.

Раздел 4 Государство и право Новейшего времени

1. В 1947 г. президент США г. Трумэн наложил «вето» на принятый Конгрессом закон «Тафта-Хартли» (он не хотел идти на конфликт с профсоюзами накануне президентских выборов 1948 г.). Но закон вошел в силу и исполнительная власть стала его применять.
Как президент США может применять свое право «вето»? В каком случае преодолеть «вето» невозможно?
«Карманное» вето — в конституционной практике США особый прием, к которому может прибегнуть президент, чтобы не допустить вступления в силу неугодного ему законопроекта. Согласно Конституции США президент должен одобрить или отвергнуть представленный конгрессом законопроект в течение 10 рабочих дней. Если законопроект поступил президенту менее чем за 10 дней до окончания данной сессии конгресса, президент может продержать у себя законопроект до закрытия сессии (не вынося никакого решения), после чего он согласно правилу дисконтинуитета будет считаться отклоненным.

2. Намереваясь провести реформирование судебной системы, Бундестаг (федеральный парламент Германии) принял закон, согласно которому каждый конституционный суд земли (субъекта федерации) должен состоять из двух палат и общего заседания судей, в который могут быть обжалованы решения палат. В земле Баден-Вюртемберг этот закон был признан нарушающим конституцию земли и не действующим. Одновременно был подан запрос в Федеральный Конституционный Суд по поводу нарушения законодательной компетенции земель.
Дайте заключение по сложившейся ситуации. Какое решение должен вынести Федеральный Конституционный Суд?

Суды земель выступают как суды первой или второй инстанции, рассматривая жалобы на решения и приговоры нижестоящих судов. В составе каждого суда земли образовывается палата по гражданским (в том числе торговым) и уголовным делам. Заседают в составе трех профессиональных судей и председателя. Если дела не очень сложные, они могут рассматриваться единолично. Торговые дела могут рассматриваться в составе председательствующего и равноправных с ним двух непрофессиональных судей (например, могут быть из коммерсантов). Некоторые категории споров разрешаются председателем единолично.
Таким образом, решение парламента не правомерно.
3. Земельный Конституционный Суд Баварии признал закон земли, устанавливающий необходимость получения лицензии для занятия частной юридической практикой не нарушающим прав и свобод человека.
Можно ли обратиться с обжалованием того же закона в Федеральный Конституционный Суд? Будет ли такое обращение обжалованием решением земельного суда? Какое решение должен вынести Федеральный Конституционный Суд?
Заявления в Конституционный суд имеют право подавать органы власти:
федеральный президент
Бундестаг и Бундесрат или их части, — депутаты или фракции
федеральное правительство
земельные правительства.
Федеральный Конституционный Суд должен оставить жалобу без рассмотрения.

4. Ссылаясь на Конституцию Франции 1958 г., укажите
1) в течение какого срока действует Конституционный Совет Франции:
а) 9 лет; б) 10 лет; в) 5 лет, г) 12 лет;
Статья 56. Конституционный совет состоит из девяти членов, полномочия которых длятся девять лет и не подлежат возобновлению.
2) кем избирается Председатель Конституционного Совета Франции:
а) Конституционным Советом; б) парламентом; в) Президентом республики.
Статья 56. Председатель назначается Президентом Республики. Его голос является решающим в случае разделения голосов поровну.

5. Назовите единицы административно-территориального деления Французской республики, ссылаясь на положения Конституции Франции 1958 г.
Согласно ст. 72. Территориальными коллективами Республики являются коммуны, департаменты, заморские территории. Всякие другие территориальные коллективы создаются законом.
Эти коллективы свободно управляются выборными советами при соблюдении условий, предусмотренных законом.
В департаментах и на территориях представители Правительства отвечают за национальные интересы, административный контроль и соблюдение законов.

6. Один из депутатов японского парламента выступил с предложением послать японские войска для выполнения миротворческой миссии в Афганистан. Спикер парламента отказался поставить этот вопрос на обсуждение.
Объясните на основании Конституции Японии 1947 г. правомочны ли действия спикера.

Действия спикера не правомочны. Согласно ст. 9 Конституции Японии:
«Статья 9. Искренне стремясь к международному миру, основанному на справедливости и порядке, японский народ на вечные времена отказывается от войны как суверенного права нации, а также от угрозы или применения вооруженной силы как средства разрешения международных споров.

Для достижения цели, указанной в предыдущем абзаце, никогда впредь не будут создаваться сухопутные, морские и военно-воздушные силы, равно как и другие средства войны. Право на ведение государством войны не признается».

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

двенадцать − три =

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Adblock detector