контроля сбор и систематизация информации о фактическом состоянии деятельности и ее результатах

контроля: сбор и систематизация информации о фактическом состоянии деятельности и ее результатах; оценка состояния и значимости полученных результатов деятельности, выявление отклонений от стандартов; анализ причин отклонений и дестабилизирующих факторов, влияющих на результаты деятельности; прогнозирование последствий сложившейся ситуации и обоснование необходимости принятия корректирующих воздействий.
По форме осуществления контроль может быть: внутренним (система контроля организуется предприятием самостоятельно) и внешним (контроль со стороны внешних контрольных органов, вышестоящей организации, государственных органов и т.д.).
В основу создания всех систем контроля должны быть положены следующие основные требования-критерии: гласность, эффективность, эффект влияния на людей, выполнение задач контроля, определение границ контроля, систематичность.
Для эффективной реализации функций менеджмента необходимо и эффективное руководство. Каждого руководителя отличает свой индивидуальный стиль управления. Но быть просто руководителем недостаточно, нужно быть еще и лидером, чтобы вести за собой коллектив. Поэтому далее будут рассмотрены различные стили руководства и понятие «лидерства».

2. Стили руководства. Лидерство

Деятельность менеджера в части управления персоналом выражается в стиле руководства.
Стиль руководства – это относительно устойчивая система способов, методов и форм практической деятельности менеджера.
Помимо этого, под стилем управления понимается манера и способ поведения менеджера в процессе подготовки и реализации управленческих решений.
Стиль руководства строго индивидуален, так как его основой являются специфические характеристики конкретной личности. Он отражает особенности работы с людьми и технологию принятия решения именно данной личности. Предопределяется стиль личностными качествами руководителя.
Первым вопрос о стилях руководства рассмотрел К. Левин. Он выделил авторитарный, демократический и анархический (либеральный) стили. Данный подход и стал основой классификации стилей руководства.
Для авторитарного (автократического) стиля характерна централизация власти в руках одного руководителя, требующего, чтобы о всех делах докладывали только ему. Руководитель данного типа обычно не дает подчиненным свободы в принятии решений. Он жестко руководит работой и оказывает давление на подчиненных. Любит угрожать, но порой может и поощрять своих подчиненных, однако всегда за ним сохраняется фактическая власть и право принимать решения.
Демократичный лидер считает, что люди мотивированы как физиологическими потребностями, так и потребностями более высокого уровня: социальным взаимодействием, самовыражением. Руководитель стремится создать такую ситуацию, в которой люди смогли бы показать себя, и их работа сама станет вознаграждением. Демократичные руководители стараются научить подчиненных вникать в проблемы организации и привлекают их к принятию решений.
Руководитель с либеральным (невмешательским) стилем руководства практически не вмешивается в деятельность коллектива, а работникам предоставлена полная самостоятельность, возможность индивидуального и коллективного творчества. Руководитель подобного типа обычно с подчиненными ведет себя вежливо, готов отменить ранее принятое им решение, особенно если это является угрозой для его популярности. В результате происходит полная передача инициативы подчиненным. В организации существует лишь формальная дисциплина. Руководитель-либерал не утруждает себя вопросами стимулирования и мотивации подчиненных. Отличает либералов безынициативность, неосмысленное исполнение указаний вышестоящих органов управления.
Каждый из описанных стилей «в чистом виде» встречается крайне редко. Гибкость руководителя и состоит в том, чтобы использовать сильные стороны каждого стиля и применять их в зависимости от особенностей сложившейся ситуации.
В стилях руководства основное внимание уделяется индивидуальным особенностям или типическим чертам поведения руководителей, каждый хороший руководитель должен стремиться стать лидером.
Применительно к менеджменту лидерство – это способность оказывать влияние на отдельные личности и группы, направляя их усилия на достижение целей организации. Влияние – это любое поведение одного индивида, которое вносит изменения в поведение, отношения, ощущения и т.п. другого индивида.
В дополнение к формальным полномочиям руководителю необходима власть, так как от людей зависит, насколько успешно будут достигнуты цели организации.
Обязательным атрибутом лидера является харизма т.е. умение увлекать своими идеями или просто производить хорошее впечатление.
Лидерство может быть формальным и неформальным. Очень часто в производственной группе наряду с фигурой формального лидера (назначенного, например, для руководства конкретным участком работы) имеется еще и фигура неформального лидера, на которого фактически ориентируются сослуживцы в своем поведении. Влияние неформального лидера на результаты работы организации нередко может быть даже более значительным, чем влияние формального лидера, не располагающего качествами, которые нужны для успешного управления людьми.
Несовпадение руководителя и фактического лидера никак не может являться условием успешного функционирования системы. Более того, подобная ситуация порой просто несовместима с элементарными предпосылками здоровой экономической деятельности.
Актуальность изучения вопросов лидерства привела к появлению различных подходов и трактовок понимания данного явления. Среди теорий лидерства наиболее известны теория личностных качеств, а также поведенческий и ситуационный подходы.
Личностный подход к изучению лидерства фокусируется на личных качествах лидера. Эта теория исходит из допущения существования некоторого набора личностных свойств, обладание которыми является обязательным условием успешного лидерства. Напротив, отсутствие данных качеств указывает на невозможность становления индивида как лидера. Таким образом, этот подход фактически проводит резкую границу, отделяющую тех, кто способен стать лидером, от тех, для кого возможности лидерской карьеры сведены к минимуму.
Сторонники поведенческих теорий лидерства предлагают модели описания лидерского поведения. Ключевым термином этих концепций стало понятие стиль руководства. Классификация стилей руководства позволила существенно уточнить картину взаимоотношений лидера с подчиненными и по-новому поставить вопрос об эффективном руководстве.
В начале 1960-х годов поведенческий подход начинает вытесняться ситуационным подходом. Речь идет о выборе стиля управления, который наиболее адекватен конкретной ситуации. Самым известным представителем данного направления является Ф. Фидлер. Он пришел к выводу, что эффективность лидера заключается не в приверженности какому-то одному стилю руководства, но в способности варьировать свое поведение в зависимости от конкретной ситуации.

Заключение

Менеджмент – важнейшая составная часть управления, предметом которой являются социальные отношения в процессе управления. Менеджмент можно рассматривать и как профессиональную деятельность и как искусство управления людьми, обеспечивающее их взаимодействие.
Основная цель менеджмента – обеспечение гармонии в развитии организации, т.е. согласованного и эффективного функционирования всех внешних и внутренних элементов организации.
Сущность любого явления выражается в его функциях, т.е. тех задачах, для решения которых оно предназначено. Содержание каждой функции управления определяется спецификой задач, выполняемых в рамках данной функции. Общими функциями менеджмента являются планирование, организация, мотивация и контроль.
Деятельность менеджера в части управления персоналом выражается в стиле руководства. Стиль руководства – относительно устойчивая система способов, методов и форм практической деятельности менеджера.
Впервые вопрос о стилях руководства был рассмотрен К. Левиным, который выделил авторитарный, демократический и анархический (либеральный) стили.
Каждый руководитель должен быть лидером. Лидерство – это способность оказывать влияние на отдельные личности и группы, направляя их усилия на достижение целей организации. Обязательным атрибутом лидера является харизма т.е. умение увлекать своими идеями или просто производить хорошее впечатление. Среди теорий лидерства наиболее известны теория личностных качеств, а также поведенческий и ситуационный подходы.

Список использованной литературы

Бородушко И.В. Основы менеджмента учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям / под ред. И.В. Бородушко, В.В. Лукашевича. — 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – 271 с.
Кабушкин Н.И. Основы менеджмента: учеб, пособие / Н.И. Кабушкин. – 11-е изд., испр. – М.: Новое знание, 2009. – 336 с.
Киржнер Л.А. Менеджмент организаций / Л.А. Киржнер, Л.П. Киенко. – М.: КНТ, 2009. – 688 с.
Михалева Е.П. Менеджмент. Конспект лекций / Е.П. Михалева. – М.: ЮРАЙТ, 2009. – 192 с.
Пересветов Ю.В., Карпычева М.В., Иванова Е.А. Менеджмент / Ю.В. Пересветов, М.В. Карпычева, Е.А. Иванова. – М: МИИТ, 2010. – 176 с.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

1 × четыре =

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Adblock detector