Логические задачи упражнения комментарии Диоген Лаэртский приводит следующие свидетельства современников Гераклита из его философской концепции

Логические задачи, упражнения, комментарии

Диоген Лаэртский приводит следующие свидетельства современников Гераклита из его философской концепции: «Все составляется из огня и в огонь разрешается. Все совершается по судьбе и слаживается по судьбе взаимной противобежностью». «Все возникает по противоположности и всею целостностью течет как река».
1. Обозначьте характерные черты гераклитовского философствования.
2. В чем их противоположность размышлениям элеатов?
3. Почему для обозначения состояния мира (движения) Гераклит выбрал образы «огня» и «реки»?
4. Что означает: «Все слаживается по судьбе…»? Как называется эта установка в философии?

Гераклит первым в греческой философии поставил в центр своей системы проблему изменения и порядка, что делает из него беспощадного критика человечества. Он сетует на то, что люди не способны понять Логос, универсальную основу всех вещей, в согласии с которым должны протекать все природные явления и на основе которого должно строиться поведение человека. Отчасти этот Логос можно усматривать в огне: благодаря регулярности своих изменений (огонь равномерно поглощает топливо и испускает пламя и дым) огонь оказывается идеальным воплощением той меры, которую Гераклит наблюдал в великих взаимных космических переходах основных веществ, образующих мир, – эфирного пламени, воды и земли. Именно гармонизирующий Логос, или мера, а вовсе не происхождение из единой построяющей космос материи, дает миру то сущностное единство, которое было отправным моментом для Гераклита и других досократиков.
Физический мир представляется Гераклиту ареной непрестанных изменений, однако изменения эти упорядочиваются единством, которым наделил их Логос. «Входящих в одну и ту же реку омывают все новые и новые воды». В большей части изменений Гераклит усматривает их обусловленность своими противоположностями. Но эти противоположности, на которые как Гераклит, так и Анаксимандр разлагали любое различие, обладают внутренним единством. Так, например, день и ночь, которые на первый взгляд кажутся полностью разделенными и противопоставленными друг другу, на деле благодаря своей непрерывной последовательности образуют единую лежащую в их основе непрерывность. Некоторым образом это связано с «борьбой», однако борьба эта не есть «несправедливость», поскольку она упорядочивается Логосом, присутствующим во всех природных объектах, так что если бы борьба прекратилась, разрушилось бы все размеренное взаимодействие, а тем самым и единство мирового порядка и даже само его существование.
В отличие от большинства досократиков, элейцы не занимались вопросами естествознания, но разрабатывали теоретическое учение о бытии (впервые сам термин предложен был именно в Элейской школе), заложив фундамент классической греческой онтологии.
Для Элейской школы был характерен строгий монизм в учении о бытии и рационализм в учении о познании. В центре учения всех трех элейских философов находилось учение о бытии: Парменид впервые сделал понятие «бытия» предметом анализа в своей философской поэме, Зенон с помощью логических апорий показал абсурдность учений, исходящих из иных предпосылок, нежели Парменид (т.е. из допущения движения и множества); Мелисс суммировал школьную догматику в трактате О природе, или О бытии. Согласно Пармениду, «то что есть» (бытие) – есть, и это следует из самого понятия «быть», а «того, чего нет» (небытия) – нет, что также следует из содержания самого понятия. Отсюда выводится единство и неподвижность бытия, которому невозможно делиться на части и некуда двигаться, а из этого выводится описание мыслимого бытия как нерасчлененного на части и не стареющего во времени континуума, данного лишь мысли, но не чувствам. Пустота отождествляется с небытием, – так что пустоты нет.
Первоначало всего мира – огонь. Космос един, всё сущее никем не сотворено и является живым огнем, загорается и потухает. Огонь превращается в воду – семя мироздания, вода превращается в землю и воздух; и назад. Душа является огненным дыханием – основанием жизни. Гераклит является основоположником гносеологии (учение о познании). Первый различал чувственное и рациональное познание. Истина постигается умом, который познаёт сущность (логос) мира, находясь за порогом чувств. Познание начинается с чувств, но они должны обрабатываться разумом. Образование и понятие слиты воедино, т. к. едины чувства и рациональное познание. В мире существует единство как результат сочетания противоположностей. Борьба противоположностей закономерна, т. к. является источником создания мира. Противоположности соединяются, и устанавливается гармония. Гераклит развивает диалектические взгляды. «Всё течет, всё изменяется», «нельзя войти в одну реку дважды», всё рождается благодаря смерти чего-либо. Это стихийная диалектика, где космос рассматривается как единое целое и пребывает в постоянном движении и изменении.
Каждый процесс в мире, в особенности сам огонь, развивается соответственно определенному закону, являющемуся его «мерой». «Все происходит согласно судьбе», такая установка называется – карма, вселенский причинно-следственный закон, согласно которому праведные или греховные действия человека определяют его судьбу, испытываемые им страдания или наслаждения.

Задание пятое. Тестовая проверка знаний

1.Завершите определение:
«Совокупность взглядов, оценок, принципов, определяющих самое общее видение и понимание мира и места человека в нем, называется
Мировоззрение.
2. Понятие древнегреческой философии, обозначающее упорядоченность мира:
а. Атом
б. Хаос
в. Космос
г. Бытие
3. Кто из древнегреческих мыслителей стоял у истоков идеалистической традиции в философии?
а. Демокрит
б. Пифагор
в. Гераклит
г. Сократ
4. Что такое философская категория?
а. Обозначение чего- либо
б. Форма «чистого разума»
в. Понятие, отражающее связь любого типа
г. Понятие, отражающее существенные, универсальные связи и отношения.
5.Какая концепция бытия принадлежала Пармениду?
а. О неизменности Бытия
б. О всеобщей его изменчивости и противоречивости
в. О том, что основой всякого Бытия являются атомы
г. Что истина – это идеи, эйдосы.
6.Кого из философов древности называли «отцом диалектики»?
а. Демокрита
б. Сократа
в. Гераклита
г. Фалеса
7.Завершите определение:
«Раздел философии, изучающий проблемы познания, его сущности, возможностей и форм, называется гносеологией .
8. Мыслитель, полагавший, что философия должна сделать предметом своих размышлений не Космос и его законы, а человека и его мышление, был:
а. Анаксимен
б. Пифагор
в. Сократ
г. Зенон
9.Кто из мыслителей Древней Греции впервые назвал себя философом?
а. Демокрит
б. Гераклит
в. Пифагор
г. Фалес
10.Соотнесите понятия и философов, которые их используют:
а. Космос — 5. Платон
б. Бытие — 4. Гераклит
в. Форма — 1.Аристотель
г. Идея — 3. Парменид
д. Атом — 2. Демокрит
Литература
1. Введение в философию: Учебник для вузов. В 2 ч. /Под общ. ред. И.Т. Марченко В.Ф.. — М.: Политиздат, 2003.
2. Гаджиев К. С. Философия. — М., Зерцало, 2004.
3. Гайдадымов Е.Б. Практикум по философии: В 2-х ч. Ч. 1. — Мн., 2004.
4. Ефремова Е.Е. Философия. — М., Мысль,2004.
5. История философии: Учебник для вузов / В. Ильин. — СПБ.: Питер, 2003г.
6. Комаров С. А. Философия. — М., ИНФРА, 2005
7. Основы философии О.Д.Волкогонова, Н.М. Сидорова, Изд. «Форум» — ИНФРА-М 2008.
8. Спиркин А.Г. Основы философии. — М., Просвещение,2004.
9. Философия в вопросах и ответах: учебное пособие/Е.В.Зорина, Н.Ф. Рахманкулова; под ред. А.П.Алексеева, Л.Е.Яковлевой.- М.: Изд-во «Проспект», 2007 г.
10. Чанышев А.Н. История философии Древнего мира: Учебник для вузов. — М.: Академический Проект: 2005г.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

9 − 3 =

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Adblock detector