Оглавление Введение………………………………………………………………………… 3 1 Образование Совета народных комиссаров………………………………

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..3
1 Образование Совета народных комиссаров………………………………..5
2 Состав и полномочия Совета народных комиссаров………………………8
3 Деятельность Совета народных комиссаров……………………………….11
Заключение………………………………………………………………………16
Список литературы……………………………………………………………..17

Введение

Прошлое столетие в истории России было насыщено различными событиями мирового значения – это и свержение царизма, и приход к власти большевиков, и две прогремевшие одна за другой мировые воны, и противостояние СССР И Америки, вылившееся в холодную войну, и, конечно же, распад СССР.
В целом можно сказать, что на ход развития большинства событий повлияла система власти, которая сложилась на тот момент в Советском государстве, она же и определила ход отечественной и отчасти мировой истории 20 века.
Однако государственная власть в советский период представляется достаточно сложно, противоречивой и закрытой, что, безусловно, не может не отражаться на научно и общественно мысли, вызывая в определенных кругах споры и дискуссии. К тому же много информации, в частности, относительно деятельности государственной власти и государственного аппарата советской России было засекречено, а доступ к ней исследователи получили сравнительно недавно. Несомненно, все это подвигает на поиски истины путем научных разработок и исследований данного вопроса. В связи с этим представляется актуальным исследование вопроса первого советского правительства.
Целью данного исследования является изучение Совета народных комиссаров как первого советского правительства.
В соответствии с поставленной целью в работе решались следующие задачи:
— рассмотреть вопрос образования Совета народных комиссаров (СНК);
— рассмотреть основные полномочия и состав Совета народных комиссаров;
— рассмотреть деятельность Совета народных комиссаров.
При написании данной работы были изучены труды отечественных исследователей-историков и политологов, таких как Малышев Е.П., Киселев М.Ю. и некоторых других.
Структура работы включает в себя введение, в котором актуализируется тема настоящего исследования, три главы, в которых решаются поставленные во введении задачи, заключение и список использованных источников.

1 Образование Совета народных комиссаров

Правительство первого в мире рабоче-крестьянского государства впервые было сформировано как Совет Народных Комиссаров, который был создан 26 октября (8 ноября) 1917 года, на другой день после победы Великой Октябрьской социалистической революции, постановлением 2-го Всероссийского съезда Советов рабочих и солдатских депутатов об образовании рабочего и крестьянского правительства.
Постановление, написанное В. И. Лениным, гласило, что для управления страной учреждается «впредь до созыва Учредительного собрания, Временное рабочее и крестьянское правительство, которое будет именоваться Советом Народных Комиссаров».
Первым председателем СНК был избран В. И. Ленин, работавший на этом посту в течение семи лет (1917-1924) вплоть до своей смерти. Ленин разработал основные принципы деятельности СНК, задачи, стоящие перед высшими органами государственного управления Советской республики.
Таким образом были образованы правительственные органы нового государства. По сути это явилось предзнаменованием начала формирования центральной системы власти и ее основных институтов.
Против Декрета о создании СНК выступили оставшиеся на Всероссийском съезде Советов рабочих и солдатских депутатов меньшевики-интернационалисты, представитель Всероссийского исполнительного комитета железнодорожного профессионального союза (Викжель) и левые эсеры. Последние отказались от предложения большевиков вступить в правительство и поддержали требование об организации власти, основанной на «союзе всех сил революционной демократии».
Подавляющим большинством голосов съезд принял проект постановления большевистской фракции об образовании Временного рабоче-крестьянского правительства во главе с В.И. Лениным. В постановлении предусматривалось также создание органов отраслевого управления — народных комиссариатов (комиссий) по военным и морским делам, по делам торговли и промышленности, народного просвещения, финансов, иностранных дел, юстиции, почт и телеграфов, продовольствия, по делам железнодорожным, по делам национальностей и так далее.
Заседания Совнаркома проводились почти ежедневно. На них присутствовали не только члены СНК, но и члены коллегий тех народных комиссариатов, которых касался обсуждаемый вопрос. Для разгрузки правительства от массы мелких вопросов оперативного характера при нем в декабре 1917 года была образована постоянная комиссия, именовавшаяся Малым Совнаркомом, или в обиходе — «вермишельной комиссией».
Напомним, что первое Советское правительство было целиком большевистским. Однако под давлением крестьянских масс левым эсерам пришлось войти в правительственный блок с большевиками. Это произошло в ноябре — декабре 1917 г. Им было предоставлено несколько постов наркомов и заместителей наркомов. Блок, как уже отмечалось, продержался только до марта 1918 г.
Высшими органами отраслевого управления в государстве стали народные комиссариаты, пришедшие на смену упраздненным министерствам Временного правительства.
Слом министерств не означал их полной и немедленной ликвидации. Первой задачей Советской власти было овладеть аппаратом министерств и заняться их коренной реорганизацией. Поэтому первоначально многие наркомы являлись не столько руководителями новых ведомств, сколько комиссарами, т.е. представителями Советского правительства в старых министерствах. Так, в Декрете ВЦИК и СНК от 9 ноября 1917 года «Об учреждении Государственной комиссии по просвещению» значилось: «Текущие дела должны пока идти своим чередом через Министерство Народного Просвещения. Министерство должно играть роль исполнительного аппарата при Государственной Комиссии по Народному Просвещению».
Наиболее целесообразные формы и методы работы наркоматов были найдены не сразу. Первое время в их структуре и делопроизводстве существовал известный разнобой. Менялось и число наркоматов. Так, к 13 отраслевым комиссиям, созданным на II съезде, в ноябре — декабре 1917 года были добавлены наркоматы государственного призрения, государственного контроля, местного самоуправления, государственных имуществ Российской республики.
Формирование аппарата наркоматов осложнялось отсутствием необходимых кадров. Старое чиновничество в большинстве своем саботировало мероприятия новой власти. Поэтому привлечение народных масс к управлению способствовало созданию обновленного аппарата.
Партия обратилась к местным партийным и профсоюзным организациям и другим объединениям, стоявшим на платформе Советской власти, с призывом рекомендовать людей для работы в соответствующих учреждениях. В ответ на это заводы, войсковые части направляли туда своих представителей, предварительно обсуждая их кандидатуры не только на заседаниях фабрично-заводских комитетов и партийных организаций, но и на общих собраниях. Так формировался штат работников государственного аппарата из рабочих, матросов и солдат.
К работе в советских государственных органах допускалась и та часть служащих старых учреждений, которая не принимала участия в саботаже и изъявила желание честно трудиться. Аппарат, созданный таким способом, не мог, конечно, функционировать профессионально и успешно. Однако иного пути в тот период не было, приходилось надеяться на совершенствование управления в будущем, когда вырастут свои специалисты из рабочих и крестьян.

2 Состав и полномочия Совета народных комиссаров

Совет Народных Комиссаров Союза ССР, в пределах предоставленных ему прав и на основании Положения о Совете Народных Комиссаров СССР, обладал следующими полномочиями:
-издание декретов и постановлений, обязательных к исполнению на всей территории СССР;
-рассмотрение на своих заседаниях декретов и постановлений, вносимых как отдельными наркоматами СССР, так и ЦИК союзных республик и их президиумами;
-разработка положений о народных комиссариатах, которые вступали в силу после утверждения ЦИК СССР;
-назначение членов коллегий — совещательно-распорядительных органов при народных комиссариатах СССР;
-отмена распоряжений отдельных народных комиссариатов СССР;
-объединение и направление работы общесоюзных и союзно-республиканских народных комиссариатов;
-принятие мер по осуществлению народно-хозяйственного плана и государственного бюджета;
-укрепление кредитно-денежной системы;
-обеспечение общественного порядка;
-осуществление общего руководства в области внешних сношений с иностранными государствами.
Совнарком СССР не имел полномочий назначать и освобождать от должности народных комиссаров СССР и их заместителей, членов коллегий союзных наркоматов, а также руководителей ряда подведомственных Совнаркому СССР органов. Это право принадлежало Президиуму ЦИК СССР, а начиная с 1936 года — Президиуму Верховного Совета СССР, который пользовался этим правом в период между сессиями Верховного Совета СССР с последующим внесением на утверждение Верховного Совета СССР. Тем не менее, председателю Совета Народных Комиссаров СССР предоставлялось право подбора и представления кандидатур на утверждение.
Совет Народных Комиссаров СССР состоял из следующих лиц:
-Председатель Совета Народных Комиссаров СССР;
-Заместители председателя СНК СССР;
-Народные комиссары СССР — руководители народных комиссариатов СССР;
-Председатель Государственной плановой комиссии СССР (с 1936 года);
-Председатель Комиссии советского контроля (с 1936 года);
-Председатель комитета заготовок (с 1936 года);
-Председатель комитета по делам искусств (с 1936 года);
-Председатель комитета по делам высшей школы (с 1936 года).
В состав СНК СССР также входили с правом совещательного голоса представители республик Союза ССР, члены ЦИК СССР, председатель Объединенного государственного политического управления (ОГПУ) и управляющий Центрального статистического управления. В дополнение, к участию в заседаниях Совнаркома СССР допускались председатели совнаркомов союзных республик и, по особому постановлению СНК СССР, иные лица.
На протяжении деятельности СНК СССР неоднократно менялось количество и наименования органов государственного управления по причине создания новых учреждений и разделения, слияния и упразднения ранее созданных. Соответственно изменялся состав Совета Народных Комиссаров СССР.
Согласно Конституции СССР 1924 года, Совет Народных Комиссаров СССР подчинялся ЦИК СССР и его Президиуму, которые имели право приостанавливать и отменять постановления и распоряжения СНК, а также распоряжения наркомов СССР при явном несоответствии данного распоряжения союзной Конституции, законодательству СССР или законодательству союзной республики. Начиная с 1938 года, Совет Народных Комиссаров СССР образовывался Верховным Советом СССР и был ему подотчётен (а в промежутках между сессиями — Президиуму Верховного Совета СССР).
Председатель Совета Народных Комиссаров СССР являлся главой советского правительства. Назначение на должность председателя осуществлялось при утверждении состава правительства на сессии ЦИК СССР (с 1938 года — Верховного Совета СССР).
Исследователь М. С. Восленский в своей фундаментальной работе «Номенклатура» отмечает, что «социальное происхождение» первого состава Совнаркома мало подходило для большевистской партии, объявившей себя «авангардом рабочего класса». На самом деле первый состав Совнаркома был практически поголовно интеллигентским, а собственно рабочих в нём насчитывалось из 16 человек всего двое: Шляпников А. Г. и Ногин В. П. Кроме того, в первом составе Совнаркома насчитывалось три дворянина: Ленин (Ульянов) В. И., Луначарский А. Г. и Оппоков (Ломов) Г. И. Отец Троцкого был, по советской классификации, «кулаком», а Сталина — ремесленником, то есть они оба принадлежали, в советской классификации, к «мелкобуржуазным элементам».
Подобное положение дел создало почву для появления в конце Гражданской войны так называемой «рабочей оппозиции», выражавшей в том числе раздражение, что рабочими фактически правят от их имени интеллигенты; оппозиционеры выдвигают обвинения в «перерождении партийных верхов» и их «отрыве от партийных масс».

3 Деятельность Совета народных комиссаров

Дела, рассматриваемые Советом Народных Комиссаров, подразделялись на две категории:
1) те, окончательное разрешение которых входило в компетенцию СНК;
2) те, которые обсуждались в СНК перед внесением их на окончательное разрешение Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета.
Право Совнаркома издавать без предварительного обсуждения ВЦИКом декреты, не терпящие отлагательства, в рамках общей программы Всероссийского съезда Советов было закреплено в резолюции ВЦИКа от 4 ноября 1917 г. Вопросу о взаимоотношениях ВЦИК и СНК посвящен и принятый Всероссийским Центральным Исполнительным Комитетом 17 ноября 1917 г. по предложению Я. М. Свердлова наказ — конституция. В наказе устанавливалось, что Совнарком может самостоятельно проводить мероприятия по борьбе с контрреволюцией (при условии его ответственности перед ВЦИКом). Все законодательные акты, а также распоряжения крупного общеполитического значения должны рассматриваться и утверждаться ВЦИКом.
Ст. 41 Конституции РСФСР 1918 года зафиксировала в качестве общего правила, что все постановления и решения Совета Народных Комиссаров, имеющие крупное общеполитическое значение, представляются на рассмотрение и утверждение Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета. Мероприятия же, требующие неотложного выполнения, могут быть осуществлены согласно примечанию к ст. 41 Советом Народных Комиссаров непосредственно. Решениями последующих съездов Советов и рядом других нормативных актов полномочия Совнаркома в области издания нормативных актов были определены более детально. В постановлении VIII Всероссийского съезда Советов было официально закреплено признание декретов Совета Народных Комиссаров в качестве законодательных актов общегосударственного значения.
В общем виде правомочия Совета Народных Комиссаров в области издания правовых актов могут быть определены следующим образом. Совнарком мог самостоятельно принимать декреты, не терпящие отлагательства, в том числе по военным, иностранным делам, а также по вопросам установления общегосударственных денежных или натуральных налогов, и декреты, не требующие согласно постановлению VIII Всероссийского съезда Советов утверждения ВЦИК.
Он рассматривал все вопросы текущего законодательства, бюджетного права и хозяйственного строительства, поступающие из Малого Совета Народных Комиссаров и СТО по протестам заинтересованных ведомств или принятые Советом Народных Комиссаров по распоряжению его председателя, а также все вопросы, решение которых Всероссийским съездом Советов, Всероссийским Центральным Исполнительным Комитетом или его Президиумом было поручено Совету Народных Комиссаров.
Кроме того, Совнарком принимал в качестве первой законодательной инстанции декреты, окончательное утверждение которых относилось к ведению Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета. В таком порядке Совет Народных Комиссаров рассматривал:
1) все проекты декретов, касающихся установления общих норм экономической и политической жизни, а также вносящих коренные изменения в практику государственных органов; 
2) проекты, представляемые во ВЦИК отдельными народными комиссариатами и ведомствами;
3) проекты декретов, предусматривающих общегосударственные денежные или натуральные налоги и повинности;
4) проекты новых и исправленных прежних кодексов.
В целях разгрузки Совета Народных Комиссаров от мелких вопросов, не требующих детального обсуждения в самом Совнаркоме, при нем была образована специальная комиссия. 30 декабря 1917 года эта комиссия получила название Малого Совета Народных Комиссаров. План создания Малого СНК был составлен В. И. Лениным.
Деятельность Малого Совнаркома, состав которого неоднократно изменялся, находилась под постоянным контролем Совета Народных Комиссаров, который, утверждая протоколы Малого СНК, мог вносить все необходимые изменения в его решения. Практика в этот период сложилась таким образом, что вопросы, решения по которым не были единогласными, переносились в Совет Народных Комиссаров (обычно в той части, которой касались разногласия).
В связи с широтой и многогранностью дел, решаемых Советом Народных Комиссаров, при нем был создан также специальный орган для рассмотрения вопросов обороны и хозяйственного строительства — Совет Труда и Обороны. VIII Всероссийский съезд Советов в постановлении о СТО HYPERLINK «http://law.edu.ru/doc/document.asp?docID=1140546» l «_ftn12» o «»  указал, что последний действует на правах комиссии СНК.
Во исполнение задачи по обеспечению обороны страны и хозяйственного строительства Совету Труда и Обороны было предоставлено право издавать постановления, распоряжения, инструкции и принимать все меры, необходимые для правильного и быстрого ее выполнения. В частности, СТО устанавливал единый хозяйственный план РСФСР (с представлением его на утверждение ВЦИКа), направлял работу народных комиссариатов сообразно этому плану, наблюдал за его осуществлением. ВЦИК и СНК имели право отменять или приостанавливать постановления или решения СТО — по собственному усмотрению или по протесту отдельных народных комиссариатов.
Специальное Постановление СНК «Наказ о разграничении деятельности Совета Народных Комиссаров, Совета Труда и Обороны и Малого Совета Народных Комиссаров» от 24 января 1922 года определяла компетенцию каждого из этих органов.
Полномочия Малого Совнаркома по предварительному рассмотрению вопросов, подлежащих разрешению Советом Народных Комиссаров, а также по наблюдению за исполнением народными комиссариатами постановлений Совнаркома определяло Положение о Малом СНК о 21 октября 1922 года. Все вопросы текущего законодательства, кроме специально указанных в Положении, должны были поступать в Совнарком после предварительного обсуждения их в Малом СНК.
Дела, связанные с государственной обороной и иностранной политикой, а также росписи государственных расходов и доходов (бюджет) подлежали разрешению непосредственно Советом Народных Комиссаров и могли быть переданы в Малый СНК лишь по особому постановлению СНК или по распоряжению председателя СНК. Равным образом, сам Совнарком должен был рассматривать вопросы по обжалованию постановлений СТО и единоличных распоряжений председателей Совета Народных Комиссаров и Совета Труда и Обороны.
Таким образом, Совет народных комиссаров осуществлял в основном, законодательную деятельность, а также ведал вопросами государственной обороны и внешней политики страны, выполняя свою основную функцию по управлению ею, приводя в жизнь программы Съезда.

Заключение

Создание Совета народных комиссаров было обусловлено несколькими причинами. Среди них можно назвать и октябрьские события 1917 года, и разруху в экономической и сельскохозяйственной жизни страны, вызванную Первой мировой войной, и гражданский конфликт. Такие условия диктовали необходимость нового правительства, которое было бы способно взять под свой контроль все стороны жизни страны и управлять ими с наибольшей эффективностью. Такой распорядительный орган и был создан, получив название Совет народных комиссаров.
Его создание явилось началом образования централизованной системы власти и нового государства в целом. Таким образом, Совет народных комиссаров стал первым в истории России народным правительством, указав на способность рабочих и крестьян образовывать управленческие структуры.
Его появление свидетельствовало о том, что советская власть вышла на качественно новый уровень в своей организации. Основу деятельности рассматриваемого правительственного органа составляли принцип демократии и коллегиальности относительно принятия важных государственных решений. Кроме того, Совет стал своеобразным мостом между народом и властью.

Список литературы

Анисимов, Е.В. История России от Рюрика до Путина. Люди. События. Даты. – СПб.: Питер, 2014 – 592 с.
Зубов, А.Б. История России. XX век. – М.: АСТ, Астрель, 2009 – 1024 с.
История России. Орлов А.С., Георгиев В.А., Гергиева Н.Г. – М.: Проспект, 2015 – 688 с.
Кисилев, М.Ю. «Совет народных комиссаров Союза ССР и ЦК ВКП(б) постановляют…»//Исторический архив, 2011 — № 5 – С. 17-28.
Малышев, Е.П. Совет народных комиссаров. Сборник: Россия в первой мировой войне. Энциклопедия в 3 томах. – М.: Российская политическая энциклопедия, 2014 – С. 215-217.
Туфанов, Е.В. Формирование государственного аппарата Советской России 1917-1918 гг.//НаукоПарк, 2013 — № 5(15) – С. 16-20.
Усков, В.А. Образовательный уровень правящих элит России: закат империи, первое временное правительство и первый совет народных комиссаров//Социально-экономические явления и процессы, 2012 — № 9(43) – С. 209-213.
Учватов, П.С. Рассмотрение жалоб и обращений в Совете народных комиссаров СССР в 1938-1941 гг//Вестник НИИ гуманитарных наук при Правительстве республики Мордовия, 2014 – Т.31 — № 3 – С. 71-77.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

три + два =

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Adblock detector