Основные социально-политические тенденции становления западной мысли в области социального благосостояния

Основные социально-политические тенденции становления западной мысли в области социального благосостояния.
Страны Западной Европы в XVIII-XIX веках имели свои экономические, культурологические, национальные, исторические особенности общественного призрения. Проблема нищеты всегда волновала общество и, как уже отмечалось ранее, одним из первых способов борьбы с ней, который существует, и по сей день, была религиозная благотворительность. Но по мере того, как общество начало осознавать значение труда в жизни народа, взгляд на нищенство стал изменяться; в нем стали видеть общественное зло, которое требует не потворства, а искоренения. Государство долгое время держалось вдали от благотворительности[1].
С XIV в. государство ведет политику преследования и карания нищенства, первоначально эти попытки носят местный и временный характер, он они постепенно усиливаются и приобретают системность. Преследуя нищих, власть оберегала тем самым интересы остального населения, обремененного тяжелыми налогами, и в то же время руководствовалась соображениями государственного порядка.
Однако такая политика не давала ожидаемого результата, и правительства постепенно переходят на иной путь. Первыми шаги были предприняты вольными, т.е. самостоятельными городами, т.к. они имели средства и ограниченное пространство, внутри которого легче было бы провести цельную организацию благотворительности.
Часто деятельность западных государств носила формальный характер, в силу того, что правительства руководствовались лишь интересами государства. И если в первом периоде преобладал церковный взгляд на решение социальных проблем, который, по сути, поощрял нищенство, то во втором периоде стал преобладать интерес благочиния и преследования нищенства, которое приобрело статус социального зла.
Наступление нового, третьего, периода в истории борьбы с нищенством, отмечено участием общества и преобладанием организованной систематической помощи над мерами преследования и случайной щедростью. От искоренения синдрома болезни перешли к излечению ее корня. В непосредственном попечении о каждом больном, в попечении, сопровождаемом личным к нему участием, стали усматривать лучшее и самое деятельное средство не только для борьбы с нищенством, но и предотвращения его [3].
Этот переворот связан с распространением гуманных идей в XVIII в., которые по преимуществу носили филантропический характер. Идеи гуманизма несли чувствительность и сострадание. Забота о бедных, детях, подсудимых, заключенных преступников, рабов стала уделом филантропических устремлений.
Таким образом, можно отметить, что главная заслуга филантропии заключается в том, что она сумела привлечь внимание всего общества к нищенству, что дало превосходные результаты конце XVIII начале XIX века.
Государственные и негосударственные подходы к помощи и поддержки нуждающимся.
В европейских странах стала развиваться промышленная или индустриальная цивилизация, противоположная традиционному, аграрному обществу. Промышленная революция преобразила облик Европы. Однако эти общие для европейских стран изменения происходили в разное время.
В ХIХ в. Англия была образцом для остальной Европы и мира. Однако технические и экономические перемены в европейских странах, новые технологии, новые отношения имели очень важные социальные последствия. С развитием индустрии стремительно росло городское население [4].
Труд рабочих и взрослых, и детей был тяжелым. Продолжительность рабочего дня составляла 13–14 часов. Детский труд использовался не только в сельской местности и ремесле, но и на фабрике. Всю жизнь рабочему человеку грозила безработица. Как только дела у капиталиста шли хуже, даже если это было связано с сезонностью, рабочие увольнялись без какой-либо компенсации. Безработица означала нищету.
Такой образ жизни был характерен для подавляющей массы европейских наемных рабочих. Если в начале ХIХ в. численность рабочего класса в европейских странах исчислялась сотнями тысяч, то к концу века – десятками миллионов человек.
Ответом трудящихся и нуждающихся слоев общества было появление чартизма — первого общенационального политического движения (1838–1848 гг.). Наряду с политическим требованием борьбы за всеобщее избирательное право для мужчин, был выдвинут целый ряд социально-экономических требований: 8-часовой рабочий день, легализация тред-юнионов, отмена закона о бедных и др. В 1832 г. английский парламент принял закон об обследовании состояния английских фабрик. Этот закон дал толчок к развитию социальной статистики и к исследованиям в области фабричной гигиены.
Еще одним каналом отстаивания и защиты интересов трудящихся и мало обеспеченных слоев стали профсоюзы. Первые профсоюзы появились в Англии в 1824 г., они назывались тред-юнионами и объединяли квалифицированных рабочих. Были созданы биржи труда, в задачи которых входило помогать безработным в поисках работы, а предпринимателям — в найме рабочей силы [1].
Таким образом, к концу ХIХ в. в европейских странах сложились определенные подходы в решении некоторых социальных проблем. При этом использовались две сложившиеся формы социальной деятельности: через государственные органы власти и социальное законодательство, с одной стороны, и через частную благотворительность отдельных лиц, организаций и церкви, с другой стороны. Первое направление в социальной работе делало только робкие шаги в это время.
3. Принципы обязательного вспомосуществования нуждающихся и проблемы трудовой мотивации нищих и безработных.
Развитие общественной мысли в области социальной помощи и поддержки базировались на теориях естественного права, сменивших идеи средневековой христианской благотворительности. Осмысление человека как вневременного и культурно-исторического феномена приводит к понятию естественных прав человека и изначального равенства всех людей. На этой идеологической основе строятся гуманистические учения Геллерта, Клопстока, Гердера и других.
Бедность, нищета, несправедливость становятся основными понятиями социальных учений XIX столетия и базовыми доминантами теорий солидарности или либерализма. В совокупности с общественной практикой, а также с использованием практических методов социологии в этом социально-политическом движении начинают проявляться и формулироваться те направления общественной помощи, которые окончательно сформируются в XX в [4].
Основные теоретические проблемы касались определения роли государства в деле помощи нуждающимся и отношений государственных институтов защиты и контроля с частной благотворительной деятельностью. С этих позиций и решался вопрос о «правильной» социальной помощи.
Вместе с тем дискуссии о роли государства и частной благотворительности в оказании помощи нуждающимся формулируют особую тему: «Право личности на помощь». Вопрос о том, кому и как следует помогать, становится одним из важнейших в последующем становлении теоретической мысли, вызывает волну исследований в области государственной политики, изучения личности нуждающегося, форм и методов помощи.
Принцип обязательного вспомоществования нуждавшимся выдвигал перед государством задачи, связанные с трудовой мотивацией, когда получение пособия становилось невыгодным для бедного, что, по мнению ряда авторов, должно было либо толкать его на поиски работы, либо стимулировать производительность труда. Не менее важны были и превентивные меры против пауперизма. Отсюда выдвигались три основные задачи системы государственной социальной поддержки:
• вспомоществование нуждающимся;
• репрессивные меры по отношению к профессиональному нищенству;
• превентивные меры против распространения бедности, порождаемой системой государственной поддержки [3].
Государственные мероприятия в области вспомоществования нуждающимся заставляли исследователей изучать как существующие модели финансирования и категории лиц, которым оказывалась помощь, так и репрессивные меры, способные локализовать социальные болезни, и способы вспомоществования. Английский исследователь Фауль, проанализировав модели финансирования программ против распространения нищенства в европейских странах, отмечал, что основными финансовыми средствами являлись:
• налоги,
• общинные вклады,
• пожертвования,
• субсидии из доходов государства и департаментов. Однако обычный доход не покрывал расходов по поддержке бедных, и во всех государствах приходилось использовать как случайные, так и постоянные дополнительные поступления, в том числе: налог с наследства, штрафные деньги, сборы при венчании, добровольный сбор по домам и т.д [2].
В числе репрессивных мер, представляющих собой превентивные акции, препятствующие распространению бедности и пауперизма, в практике европейских государств, согласно Фаулю, применялись: административные наказания, приписка к местности, направление в дома с принудительными работами, принудительный труд, уголовное преследование и т.д.
В итоге, можно отметить, что в этот период в странах Западной Европы закладываются принципы социального вспомосуществования нуждающихся.
4. Теоретические вопросы соотношения личности и благотворительности, гражданское общество в решении проблем пауперизма, бедности и преступности.
Пауперизм и нищенство как социальная проблема требовали всестороннего анализа и изучения, что, в свою очередь, вело к необходимости объективного представления о сущности процесса. Одним из первых, кто применил научные методы социологии для изучения явления нищенства, был английский проповедник Чарльз Бут. Свои исследования он проводил в беднейших кварталах Лондона, сосредоточив внимание на причинах обнищания рабочих в условиях свободного рынка. Ч.Бут пришел к выводу о том, что предупредить пауперизм возможно только путем социальных программ и социальной политики государства, направленной на регулирование жизненного уровня населения [4].
Явление, определяемое понятиями «нищета», «нищенство», представляет собой целый комплекс взаимосвязанных социально-психологических условий и доминант, в конечном счете воздействующих на судьбу отдельного человека.
В научных теориях появляется не только человек разумный или — позже — человек играющий, но и человек нуждающийся, и таким образом научное пространство расширяется за счет новой специфической проблематики и иного взгляда на человека.
Известный немецкий ученый Мюнстерберг в практическом руководстве по социальной помощи приводит свою классификацию клиентов, исходя из социально-биологических детерминант. Он выделяет ряд объективных факторов, которые могут иметь решающее значение в изменении жизненного сценария клиента. Такими объективными факторами, по мнению Мюнстерберга, являются:
• пол,
• возраст,
• семейное положение,
• состояние здоровья.
Различные комбинации этих факторов дают представление о типах (« паттернах ») субъектов, которым необходима помощь. Однако исследователь считает, что поддерживать необходимо только тех, кто не в состоянии помочь себе сам; только такой индивид должен стать объектом помощи [3].
Большое внимание при разработке подходов к оказанию помощи уделялось изучению социального положения нуждающегося. Здесь в центре были условия его жизни: место проживания, заработная плата, наличие ренты, здоровье и другие вопросы. Изучение условий жизни нуждающегося, естественно, приводило к изучению условий жизни его семьи, и это способствовало появлению концепций, рассматривающих семью как основную ячейку общества, изменив которую можно существенно изменить и само общество.
Однако не меньшее место в исследованиях того времени уделяется вниманию и личности того, кто осуществляет помощь нуждающемуся, — помощника. Начинают определяться его функции, должностные обязанности, требования к нему как специалисту. В плане профессиональной сферы здесь не было единого подхода, например, вопрос о возможности женщин принимать участие в благотворительной деятельности был дискуссионным и даже специально обсуждался на Миланском конгрессе в 1905 г. Однако вопрос о профессиональной подготовке общественных помощников в этот период пока еще не стоял. «Для того чтобы быть хорошим попечителем, вовсе не требуется никакой, соответственной этому званию, предварительной подготовки…» — писал В. Рошер [3].
Спонтанная работа постепенно вырабатывала определенные организационные формы деятельности и заставляла осуществлять поиск моделей помощи не только оперативного характера, но и превентивного.
Такими мерами превентивного характера, предупреждающими нищенство, являлись страхование, воспитание, образование. «Если бедному хотят оказать действительную помощь, то почти всегда его прежде всего необходимо воспитать… Самым лучшим средством против бедности всегда было образование, — истинное образование, которое равномерно совершенствует тело и душу , ум и сердце»34 — к такому выводу приходит В.Рошер.
Таким образом, постепенно начинают формироваться подходы к проблемам социальной помощи в аспекте не только оперативных, но и долговременных задач, а это требовало разработки определенных способов передачи накопившегося опыта, методов обобщения того знания, которое было накоплено в практической деятельности добровольных помощников, а также постановки перспективных задач дальнейшего развития социальной помощи.
5. Развитие теоретических подходов к практике помощи и поддержки в США в XIX веке.
Научно-теоретическое осмысление форм помощи нуждающимся с самого начала как бы «группировалось» по разным уровням практики социальной работы, в частности,
на уровне индивида,
группы и семьи,
организации,
общины
общества.
Особую роль в развитии теории социальной работы на Западе при исследовании практики социальной работы на уровне индивида оказали теории 3. Фрейда, Б.Ф. Скиннера и Ж. Пиаже.
Б. Скиннер считает, что важно учитывать такие три фактора, как, во-первых, событие, которое вызывает определенную реакцию человека; во-вторых, саму эту реакцию (ее характер, форму и т. п.); в-третьих, последствия. Группа как специфический феномен также привлекает внимание специалистов из разных сфер социального знания. «Ключевыми» теориями в начале становления социальной работы как науки были теории Курта Левина, Джоржа Хоуманса и Алвина Зандера [1].
Относительно недавно в социальной работе была признана важность организационного уровня как самостоятельного уровня ее практики. Менеджмента, управления — Большой вклад внесли М.П. Фоллетт, Ф. Селзник, Р. Мертон, М. Залд, Е. Гоффман и др.
Социальные работники активно используют идеи Р. Мертона о том, что многие люди связывают свои интересы с общностью, в которой они проживают («Значение влияния: изучение внешнего влияния и коммуникативного поведения в локальном сообществе», 1949). – групповая соц работа.
Майер Залд (1931) в работе «Политическая экономия общественных организаций» (1973) рассматривал перспективы социальных наук в исследовании функций сотрудников социальных служб.
США Особая роль в исследовании соц. проблем и их использовании в социальной работе принадлежит специалистам Чикагской школы.
В Чикагском университете с 1900 г. осуществляется подготовка специалистов в области социальной работы и социологии. Объектом их научных исследований становятся бродяги (Н. Андерсон. Бродяги, 1923), трущобы (X. Зонбах. Золотой берег и трущобы, 1929). В основе социетального уровня социальной работы лежит структурно-функциональный подход, который предполагает понимание общественной жизни в виде множества взаимодействий людей, их бесконечных переплетений [4].
Важную роль в развитии социальной работы во всем мире сыграли женщины, представляющие два основных направления социальной работы:
психосоциальную, или «клиническую», социальную работу, как ее называли раньше, (направленная на личность клиента)
структурную социальную работу, или работу, ориентированную на социальное окружение клиента.
Феминистское движение — первые практические шаги в области теоретического осмысления социальной работы были предприняты феминистками во многих странах мира
Мери Ричмонд (1861—1928) с 1889 года занималась социальной работой в качестве помощника благотворительной организации в Балтиморе. В 1917 г. она публикует свою, ставшую впоследствии знаменитой, книгу «Социальные диагнозы». Ее часто называли «матерью социальной терапии» [3].
Берта Рейнолдс (1883—1978) свою социальную работу начала в детском приюте в Бостоне, в котором было много цветных детей. Эта практика укрепила ее мнение, что менять необходимо не личность, а общество.
Джейн Адамс (1860—1935) скептически относилась к благотворительности. Ее работа в рамках движения «сеттльмента».
Наибольших успехов в области теоретических исследований добивается Мэри Ричмонд, описавшая сущность метода индивидуальной социальной работы.
М. Ричмонд рассматривала бедность как болезнь неспособность индивида самостоятельно организовать свою независимую жизнь. Клиент выступал в роли своеобразного больного, и задача социального работника сводилась к «социальному врачеванию» индивида, находящегося в неудовлетворительном состоянии, и подготовке подопечного к возможности самостоятельно решать свои проблемы, т. е. в основу социальной работы была положена медицинская модель [3].
М. Ричмонд считала, что в социальной работе самое важное — грамотно поставить социальный диагноз и взять его за основу при выборе метода помощи. Она подчеркивала важность оценки каждого случая в отдельности, исходя из его внутренних условий. Социальный диагноз предполагал оценку как личности клиента, так и его социального положения.
Социальные мероприятия М. Ричмонд на основе подходов психоанализа подразделяла на две взаимодополняющие друг друга категории: косвенный метод «лечения» и непосредственный метод. Определялись принципы взаимодействия социального работника и клиента, которые М. Ричмонд называла «принципами ментальной гигиены»:
— симпатизировать клиенту,
— отдавать ему предпочтение,
поощрять его,
строить с ним совместные ясные планы действий.
Впоследствии эти принципы будут взяты в качестве основы этического кодекса социального работника.
Таким образом, можно сказать, что в этот период в США начинается оформление теоретических направлений в области социального обслуживания населения.
6. Оформление концептов прав человека, движение за права женщин, развитие практики социальной благотворительности как важнейшие социально-исторические тенденции повлиявшие на становление теории социальной работы в США.
Американская модель социальной работы предполагает теоретические основания: большинство современных форм социальной работы в США имеет в основном религиозное начало.
Одним из первых деятелей в области социальной работы для бедных был священник-униат Джозеф Таккерман (начало XIX в.).
Общества благотворительных организаций было инициировано другим священнослужителем — Стивеном Гертином.
«Дружелюбные посетители» (визитеры) из организации благотворительности могут считаться первыми социальными работниками — Ассоциации по улучшению условий жизни неимущих были созданы в 40-х годах 19 в. в целях оказания материальной помощи бедным людям. Они сосредоточили свое внимание на выяснении условий возникновения нищеты. К концу 19 в. на смену «дружественным визитерам» в большинстве случаев пришли посещения оплачиваемых служащих [3].
На развитие теории и практики социальной помощи и социальной работы в XIX в. немалое влияние оказала либеральная доктрина. В тот период в США либералы придерживались концепции «естественных прав», которыми каждая личность обладает от рождения. Среди них находило себе место и право на помощь со стороны общества в случаях болезни, увечья, нужды и др.
Движение сеттльментов (особые микрорайоны города — квартал, район или дом, — где проживали главным образом иммигранты) положило начало социальной групповой работе.
Первым американским сеттльментом была Соседская гильдия, появившаяся в Нью-Йорке в 1886 г. К 1896 г. было уже 44 сеттльмента, а в 1911 г. — почти 400. В целом их интересовала образовательная деятельность и организация досуга, чем оказание благотворительности и преображение.
В конце XIX в. термины «благотворительная работа» и «филантроп» (человек, совершающий добрые поступки и дела) были заменены термином «социальная работа». Постепенно понятие «система социального обеспечения» стало означать агентства и программы, а термин «социальная работа» — их деятельность. Иногда также используются другие термины, например термин «социальная служба», который относится к типу агентств и к выполняемой функции [1].
Главная особенность социальной работы в США – децентрализация – каждый штат обладает большими полномочиями.
Социальная работа в США в этот период предполагает работу в двух направлениях:
Групповая социальная работа. С середины 30-х годов наибольшее внимание в групповой социальной работе уделяется взаимодействию членов группы, а также осуществлению совместных проектов. Дж. Вильсон описал деятельность социальных работников в группах на раних этапах: «Люди, занимавшиеся деятельностью в группах в начале XX столетия, выискивали такие крупные социальные проблемы, как нищета, низкая заработная плата, слишком длинный рабочий лень, плохие жилищные условия, антисанитария, коррупция, кастово-клановый принцип по отношению к людям.
Общинная социальная работа. Community social work. Общинная социальная работа — метод, позволивший расширить масштабы социальной помощи среди населения в городских кварталах, общинах (часто по этнич. Принципу или религ.) [2].
Таким образом, можно отметить, что история социального обеспечения в США демонстрирует увеличивающуюся роль как государственных, так и частных агентств.
Заключение.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что становление идей солидарности и социальной благотворительности в XVIII-XIX веках в Западной Европе и США происходило в несколько этапов.
Одним из основных источников вспомоществования как и прежде были религиозные организации. Однако, можно отметить, что в этот период активно начинает формироваться государственная структура помощи нуждающимся. В странах Западной Европы, этот период проходил неоднородно, по разному, но к началу XX века системы государственной помощи основывались на одних и тех же принципах и в каких то случаях – на одних и тех же законах.
Что же касается США, можно отметить рост интереса с научной точки зрения на проблему социального презрения. Именно в этот период начинают закладываться основы социальной работы как профессии.
Список использованной литературы:
Буторина Е.В. История социальной работы. Конспект лекций / Е.В. Буторина, Г.М. Малеева, В.А. Филатов. – Омск: Изд-во ОмГТУ, 2008. – 64 с.
Кравченко А.И. Социальная работа / А.И. Кравченко. Учебное пособие для студ. вузов. Москва: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. — 416 с. 
Кузиной И.Г. Теория социальной работы / И.Г. Кузиной. Учебное пособие. Владивосток Изд-во ДВГТУ 2006 г. 
Циткилов П.Я. История социальной работы / П.Я. Циткилов. Учебное пособие для студ. вузов. Ростов н/Д: Феникс, 2006. — 448 с.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

8 − 8 =

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Adblock detector