по разделу 1Раздел 1 История государства и права Древнего мира

по разделу 1Раздел 1. История государства и права Древнего мира.
1. Воин Нарам-Суэн во время военного похода попал в ассирийский плен и был продан в рабство. Однако через полгода ему удалось бежать. По возращении домой он обнаружил, что его поле и сад переданы другому воину, а его декум забрал себе ценные подарки, полученные Нарам-Суэном от царя за храбрость. Нарам-Суэн обратился с жалобой к царю.
Как нужно разрешить дело по Законам царя Хаммурапи?

Согласно ст. 27 Закона Хаммурапи «Если редум или баирум в крепости царя был взят в плен, и после него его поле и его сад отдали другому, и тот нес его службу, то если он вернулся и достиг своего поселения, ему должны вернуть его поле и его сад; только он сам должен нести свою службу». В связи с этим суд должен, сад и поле Воина Нарам-Суэн должны быть ему возращены, чтобы он сам мог нести свою повинность.
Согласно ст. 34 Закона Хаммурапи Если сотник или десятник забрал добро редума,притеснил редума, отдал редума в наем, предал редума сильному всуде или забрал подарок, который царь дал редуму, то этот сотник или десятник должен быть убит93.
Поскольку командир забрал все ценные подарки которые воин получил от царя за храбрость, суд должен вынести командиру смертный приговор .

Авилум Мардук-мубаллит нанял Эриб-Ураша для строительства дома. Но работа была выполнена некачественно, и вскоре после завершения строительства стена дала трещину и обвалилась часть крыши, в результате чего погиб малолетний сын Мардук-мубаллита.
Кто и в каком объеме будет нести наказание по Законам Хаммурапи?

По законам Хаммурапи выделяли преступления против личности и понимали различия между умышленным и неумышленным преступлением (убийство женой мужа, неудачная операция врача, повлекшая смерть больного, доведение до смерти голодом должника в доме кредитора и т.д.) , соучастия в форме пособничества, подстрекательства, недоносительства или укрывательства, обстоятельств, отягчающих преступление.
Так по законам Хаммурапи говорится: «(§ 229) Если строитель построил человеку дом и свою работу сделал непрочно, а дом, который он построил, рухнул и убил хозяина, то этот строитель должен быть казнен.
(§ 230) Если он убил сына хозяина, то должны убить сына этого строителя»
Убийство человека, умышленное или неумышленное, наказывается смертью преступника или его родственника. Что регулируется на принципе талиона, т.е. виновного постигает та же участь, что и потерпевшего.
Исходя из данного законодательства строитель Эриб-Ураша недобросовестно выполнил свои обязанности, и поэтому погиб Мардук-иубаллит. Следовательно по принципу талиона и на основании статьи 230 сына Эриб-Ураша ждет смерть.

3. Ашвагхоша, отправляясь в далекое путешествие, оставил свое имущество на хранение соседу. Через 11 лет, посетив много стран и претерпев множество испытаний, Ашвагхоша вернулся на родину. Но сосед отказался вернуть имущество, мотивируя это тем, что после истечения 10 лет оно стало его собственностью по давности владения.
Как следует разрешить данный спор?
Законы Ману указывают семь возможных способов возникновения права собственности: наследование, получение в виде дара или находки, покупка, завоевание, ростовщичество, исполнение работы, а также получение милостыни. Древней Индии был известен и такой способ приобретения права собственности, как давность владения (10 лет). При этом подчеркивалось, что только при законном подтверждении человек из владельца переходит в собственника. Приобретать вещь можно было только у собственника. Запрещалось доказывать право собственности ссылкой на добросовестное владение. Если у добросовестного приобретателя обнаруживалась украденная вещь, она возвращалась прежнему собственнику.

4. Тиций в присутствии четырех свидетелей заключил договор о покупке у Мария 10 коров. Но когда Тиций пришел к Марию внести деньги и забрать коров, Марий отказался, мотивируя это тем, что сделка недействительна.
Правомерен ли отказ от сделки Мария по Законам XII Таблиц?

Законы XII таблиц строго ограничивали способы приобретения вещных прав, среди них: 1) манципация — воображаемая продажа, происходившая в присутствии 5 свидетелей и весовщика. Нарушение обряда манципации влекло за собой признание сделки недействительной

5. Нумерий Негидий дал в долг Марку Манилию 1000 ассов с тем, что через год Марк Манилий вернет 1200 ассов. Но по истечении срока Марк Манилий вернул только 1120 ассов, а остальные возвращать отказался. Нумерий Негидий обратился в суд.
Как следует разрешить спор по Законам XII Таблиц?
Согласно Таблице III.
1. Пусть будут [даны должнику] 30 льготных дней после признания [им] долга или после постановления [против него] судебного решения.
2. [По истечении указанного срока] пусть [истец] наложит руку [на должника]. Пусть ведет его на судоговорение [для исполнения решения].
3. Если [должник] не выполнил [добровольно] судебного решения и никто не освободил его от ответственности при судоговорении, пусть [истец] ведет его к себе и наложит на него колодки или оковы весом не менее, а, если пожелает, то и более 15 фунтов.

6. Ветви плодоносящих деревьев, растущих на земле, принадлежащей Аппию, нависают над участком его соседа Элкиноя, и созревшие плоды зачастую падают на землю Элкиноя. Элкиной, пользуясь данным обстоятельством, часто пригонял скот, которому скармливал упавшие плоды.
Может ли Аппий предъявить иск об ущербе к Элкиною по Законам XII Таблиц?
По второй «статье» 12-й таблицы Аппий может подать иск о размежевании границ — «…если сажают оливу или смоковницу, отступить от соседнего участка на девять футов, а прочие деревья – на 5 футов.»

Раздел 2
Ответьте на вопрос: Отражение в Салической правде отношений собственности на землю.

Изучив литературу по истории государства и права в странах Европы и Азии, в средние века заполните следующую таблицу:
Форма Сениориальная монархия Сословно-представительная монархия Абсолютная монархия
Наименование государства Органы гос. власти и управления Социальная стр-ра населения Источники права Судебные органы Органы гос. власти и управления Социальная стр-ра населения Источники права Судебные органы Органы гос. власти и управления Социальная стр-ра населения Источники права Судебные органы
Франция Королевский двор возглавлял сенешал. Сенешал — это влиятельная должность, король Филипп II Август оставил ее незамещенной, и с 1194 г. она прекратила свое существование. Сенешал командовал армией, подписывал государственные документы. Главой королевской конницы был коннентабль, его помощник маршал, а с XIII в. — королевский адмирал. Архивы и казна находились в ведении канцлера, который редактировал королевские акты. Пост также влиятельный с XIII в. до 1315г., со времен Людовика IX перестает замещаться.

Королевский двор состоял из знатных феодалов и дворцовых слуг (минестериалов). Курия короля, собрание королевских вассалов решали вопросы войны и мира, крестовых походов, отношений с римским папой и т.д. Класс феодалов: король, герцоги и графы (пэры), сеньоры, вассалы, рыцари (шевалье).
Важнейшим источником права был обычай. К 10 в. во Франции практически перестали действовать Салическая правда и другие варварские обычаи, которые применялись по персональному принципу. На смену им в условиях феодальной раздробленности пришли территориальные правовые обычаи (кутюмы) отдельных регионов, сеньорий и даже общин. В 1260г. на базе королевской курии создается специальный судебный орган — парламент, который собирался четыре раза в год и стал высшим судом во Франции. До середины XVI в. правила династия Капетов. Со второй половины XVI в. до 1789 г. у власти находится династия Бурбонов. Первый король из Бурбонов Генрих IV из протестантов перешел в католики и ввел обязательную религиозную веротерпимость по Нантскому эдикту о веротерпимости от 1598г.

При Бурбонах Франция стала процветающей и могущественной не только за счет развития ремесел и торговли, но и за счет колонизации заморских владений.
Сословно-представительная монархия выразилась прежде всего в создании в 1302г. при короле Филиппе IV общенационального сословнопредставительного учреждения —Генеральных Штатов. Периодичность созыва Генеральных Штатов не была установлена, этот вопрос решал сам король. В этом органе были представлены депутаты от имущих сословий. Король собирал Генеральные Штаты по разным поводам, но чаще всего из-за нужды в деньгах. Все дополнительные налоги вводились с их согласия. Генеральные Штаты обращались к королю с просьбами, жалобами, протестами, вносили предложения.

Из прежних государственных должностей сохранила свое значение только должность канцлера, который являлся главой королевской канцелярии, составлял многочисленные королевские акты, назначал на судебные должности, председательствовал в королевской курии и в совете в отсутствие короля.

На базе королевской курии был создан Большой совет (с 1314 по 1497 гг.), в который входили легисты, 24 представителя светской и духовной знати. Совет собирался один раз в год, его полномочия носили исключительно совещательный характер. Из королевской курии выделились королевское казначейство и счетная палата, дававшая королю советы по финансам, проверявшая доходы и т.д. Оформилось три сословия.
Духовенство. Было признано, что французское духовенство должно жить по законам королевства и рассматриваться как составная часть французской нации. К обычаям — куриям и каноническому праву качестве источников права в гражданском обществе добавляются государственное законодательство и римское право Судебная система была запутанной и включала парламент, королевские суды, сеньориальные, церковные суды. Король обладал верховной политической властью, не делимой ни с какими органами. Уже в XVI в. Генеральные Штаты перестают созываться. При монархе действуют Государственный совет, Совет департаментов, Совет приемов. Сохраняет свою роль канцлер. Появляются новые должности — четыре государственных секретаря по военным, морским, иностранным и делам двора. Большую роль в экономической жизни играет Генеральный контроль финансов, по сути, руководит ею.
Большой совет делится на Верхний совет (в него входили госсекретари по иностранным и военным делам) для решения внешнеполитических вопросов, Совет депеш обсуждал вопросы внутреннего управления, принимал решения, относящиеся к деятельности администрации, Совет по вопросам финансов разрабатывал финансовую политику.

В провинции король направляет интендантов, своего рода администраторов.

С XIV в. учреждается должность прокурора. Сохранялись те же сословия. Усилилась неоднородность третьего сословия, куда входили представители зарождающейся буржуазии, в самом низу — крестьяне, ремесленники и т.д. В зависимости от источников права страна делилась на две части, приблизительной границей между которыми являлась река Луара. Территория южнее этой границы называлась «страной писанного права» На ней действовало римское право, приспособленное с учетом обычаев к новым условиям. Территория севера Франции считалась «страной обычного права», так как территориальные обычаи являлись там основным источником права.
В период формирования централизованного государства в форме сословно-представительной монархии предпринимались попытки систематизации и записи обычаев. Сборник этих обычаев был составлен в 70-х годах XIII века и был назван «Учреждения Людовика Святого». В XIV-XV вв. появляются сборники обычаев отдельных селений, городов и феодальных сеньорий.

Писаными источниками права являются акты королевской власти: указы, эдикты, ордонансы. В XVII-XVIII вв. был издан ряд ордонансов в области уголовного права и процесса, гражданского права, в области торговли и мореплавания. В 1785 году издается так называемый «черный кодекс» о положении рабов в колониях. Судебная система сохранялась прежняя. Появляются специализированные трибуналы: коммерческие, банковские, адмиралтейские и др
Англия Во главе государства стоял король, обладавший правом верховной собственности на землю. Король чаще жил в Нормандии.

Королевская курия (двор) — собрание непосредственных вассалов и приближенных короля. Во время отсутствия короля страной правил юстицинарий — духовное лицо, знаток канонического и римского права. Его помощником был канцлер, руководивший секретариатом. На местах центральную власть представляли шерифы. Класс феодалов. Включал в себя две группы:
вассалы короны (графы, бароны);
подвассалы, вассалы второй ступени (средние и мелкие землевладельцы).

Обе группы являлись вассалами короля.

Духовенство (несли те же службы, что и светские феодалы).

Крестьяне:

вилланы — лично несвободные, наследственные держатели земли от лорда (большая часть);

свободное крестьянство;

сокмены (на них распространялась судебная власть лорда манора).

Горожане. основными источниками права в Англии были обычаи и право короля (королевское законодательство). В связи с судебными реформами в составе королевской курии выделяются отдельные ведомства:

канцелярия во главе с канцлером;

казначейство;

центральный («личный») суд короля,
Из королевского суда выделился Суд общих тяжб, сыгравший решающую роль в создании «общего права» Англии, он заседал без участия короля. Король был признан верховным судьей по церковным делам. Совет баронов собирался до 1258 г. Симон де Монфор — сводный брат Генриха III — во время очередной баронской смуты созывает в

1260 г. парламент — собрание знати из баронов, рыцарей и горожан (от франц. «парлеман» — собрание для обсуждения). Эдуард I в 1293 г. добавляет к этому совету палату общин. Причина: король мог повысить доходы лишь путем дополнительного налогообложения и по согласию тех, кто был в состоянии их платить. Палата лордов — наследственные лорды, палата общин — выборная из рыцарей, горожан и всех свободных людей. В палату лордов входили герцоги, маркизы, эрлы, виконты и бароны. У английского парламента изначально полномочия были выше, чем у подобных учреждений в других странах. Парламент обладал правом на участие в издании законов, правом решать вопросы о дополнительных налогах с населения, осуществлять контроль над высшими должностными лицами, и в некоторых случаях выступал в качестве судебного органа.

В графствах королевская власть была представлена шерифами и бейлифами, коронерами, производившими расследование в случае насильственной смерти), и констеблями, выполнявшими полицейские функции.
Социальная структура сохраняется прежняя. Но развитие товарно-денежных отношений приводит к расслоению сословий. Среди крестьянства выделяются:
фригольдеры — свободные держатели земли от феодала; копигольдеры — свободные арендаторы земли от феодала по договору (по копии);
вилланы — крепостные крестьяне. «Общее право». Оформляется с XII в. Судебные дела рассматривались с точки зрения доходов казны. С XIII в. создаются реестры приказов, где были собраны юридические образцы исков — справочники «общего права» до XV в. С XIII в. начинает развиваться теория судебного прецедента — публикуются решения королевских судов. 1. Мировые суды — судьи назначались из местных землевладельцев в графствах.
2. Высшие суды «общего права»:

суд королевской скамьи — высшая апелляционная и надзорная инстанция по уголовным делам;

суд общих тяжб — основной суд «общего права», рассматривавший большинство частных гражданских исков;

суд казначейства рассматривавший финансовые споры.

3. Суд лорда-канцлера. Из деятельности этого суда стала складываться вторая ветвь английского прецедентного права — право справедливости.

4. Разъездные суды превращаются в специальные разъездные комиссии.

5. Большое жюри присяжных заседателей (23 члена) — орган предания суду, Малое жюри (12 членов) участвовало в рассмотрении дела.

6. Манориальные суды (утрачивают свое значение).

7. Церковные суды (должны были подчиняться королю). Центральные органы: король, Тайный совет (состоял из высших должностных лиц — лорда-канцлера, лорда-казначея и т.д.), парламента. Высший церковный орган — Высокая комиссия. Дворянство, из которого выделяются джентри. «Новые дворяне» участвовали в зарождавшихся буржуазных отношениях. Джентри торговали шерстью. Для этого проводились «огораживания», т.е. сгон крестьян с земли, огораживание ее для пастбищ овец.
Духовенство.
Буржуазия.
Крестьянство, делившееся на фригольдеров и копигольдеров.
Зарождающийся пролетариат. «Право справедливости» формируется на основании деятельности суда лорда-канцлера. «Право справедливости» — это «милость короля», а не исконное право потерпевшего. Эта ветвь прецедентного права решала те вопросы общественной жизни, которые не охватывались «общим правом». С 1616 г. становится ветвью, главенствующей над «общим правом»Правовые трактаты английских юристов по наиболее важным и сложным правовым вопросам.

Королевское или статутное право. Центральные суды:
суд королевской скамьи — высшая апелляционная и надзорная инстанция по уголовным делам;
суд общих тяжб — основной суд «общего права», рассматривавший большинство частных гражданских исков;
суд казначейства рассматривавший финансовые споры;
суд лорда-канцлера.

Чрезвычайные суды:
Звездная палата (отделение Тайного совета);
судебные советы в графствах.
Мировые суды.
Разъездные комиссии.
Большое и Малое жюри.
Германия В X—XII вв. центральный аппарат сохранял черты дворцово-вотчинной системы управления. Император избирался феодалами, разъезжал со своим двором по империи. Важнейшие государственные функции исполняли высшие слуги дворца

— канцлер, маршал. Эти должности постепенно становятся наследственными и возлагаются на крупнейших духовных и светских князей — герцога Саксонского, архиепископа Майнцского — они управляли землями в отсутствие императора.

В начале XI в. при императоре образуется королевский совет — гофтаг, который рассматривал важнейшие государственные дела.

Феодалы со всей Германии собирались на общие съезды для решения важнейших государственных дел.

С XII в. происходит процесс постепенного разложения системы королевской администрации на местах. В княжествах графы создают свои органы управления. В XI—XII вв. сформировались основные классы.

Военно-рыцарское сословие — верхушка:
герцоги — племенные князья, крупные землевладельцы;
графы — служилая аристократия;
фогты — королевские чиновники, осуществлявшие судебные функции в церковных вотчинах;

церковные магнаты, эта верхушка к XIII в. оформляется в особое сословие духовных и светских князей;

средние и мелкие рыцари — к XIII в. превращается в рыцарское сословие.

Крестьянство — свободное и несвободное. Свободное — крестьяне-чиншевики — держатели господской земли с выплатой определенной денежной повинности — чинша, и арендаторы — получали землю на временную обработку. Несвободное — полусвободные литы, занимавшие промежуточное положение между крестьянами-общинниками и рабами; батраки и лично зависимые крепостные. По мере развития феодализма грани между крестьянами стирались.

горожане — бюргеры. Правовой партикуляризм (обособленность) в течение всего периода средневековья Обычное право («Саксонское зерцало», «Швабское зерцало»). Судебная система:

для крестьян — суды феодалов в своих владениях; для свободных — сословные суды: княжеские, графские; церковные суды;

городские суды в освободившихся вольных городах; суды представителя сеньора в зависимых имперских городах Номинально с XIII в. центральный аппарат находился в руках императора, а фактически страной управляли курфюрсты. Выборы короля стали осуществляться узкой коллегией князей, которые перестали учитывать права наследников умерших императоров. В отличие от Франции и Англии Германия фактически не имела столицы, казначейства, профессиональной канцелярии, профессионального центрального суда.

С XV в. имперская власть закрепляется за династией Габсбургов. Император оставался главой государства, выполнял функции военного и внешнеполитического координатора действий немецких феодалов. Внутреннее управление сосредоточивалось в руках коллегии семи курфюрстов под председательством архиепископа Майнцского. Это положение было юридически закреплено «Золотой Буллой» в 1356 г., принятой Карлом IV. «Золотая булла» закрепила исторически сложившуюся практику.

В XIV—XV вв. в Германии образуются два общеимперских учреждения — рейхстаг и имперский суд. Рейхстаг — общеимперский съезд, состоявший из трех коллегий: курфюрстов, коллегии князей, графов и свободных господ и коллегии представителей имперских городов. Компетенция съезда не была точно определена. Рейхстаг обладал правом законодательной инициативы, император испрашивал его согласие по военным, международным и финансовым вопросам.

Члены имперского суда назначались курфюрстами и князьями, городами, а председатель — императором.

К середине XIII в. княжества оформились в независимые государственные образования. Именно отдельные княжества развивались по образцу централизованных западноевропейских монархий. Особенности социальной структуры — дробность и отсутствие единства в масштабах всей страны.

На уровне Германской империи оформились имперские сословия (чины):

имперские светские и духовные князья; имперские рыцари; представители имперских городов.

На уровне княжеств появились земские сословия: дворяне княжеств; духовенство княжеств;

горожане княжеских городов.

Сословия на уровне городов: патрициат — городская верхушка; бюргерство — средняя часть населения; городской плебс — низший, неимущий слой.

Из сословия имперских князей выделились курфюрсты — князья-избиратели короля. Полностью исчезло среднее дворянство.

Крестьянство. В Германии в XIV в. выделились три района с различным положением крестьянского населения.

Саксония — существовала практика отпуска крестьян на волю без земли, наделы предоставлялись им в аренду.

Юг и Юго-Запад — крестьяне находились в положении крепостных, барщина была заменена денежной рентой.

Восток — крестьяне владели значительными земельными наделами, обладали экономической самостоятельностью и личной свободой. «Саксонское зерцало» как источник обычного права Германии в средние века. «Саксонское зерцало» было написано в 1220-е гг. Эйке фон Репгауи, оно содержало нормы обычного права и судебной практики северо-восточной Германии, специальные разделы были посвящены земскому праву.
«Золотой булле» Также общеимперским учреждением был имперский верховный суд по делам имперских подданных и поданных отдельных княжеств, члены которого назначались кюрфюстами (14 человек), городами (2 человека) и императором (председатель суда). Реально император имел власть лишь в своем домене. В Германии почти не было ни единых для страны законов, ни государственных органов, способных осуществлять централизованное управление. Феодальный распад государства приводит к потере рейхстагом всякого влияния. Одновременно понижается роль и имперского суда. Подданным запрещалось жаловаться на князей в имперский суд: князья не были ему подсудны. Имперский суд к тому же был ограничен в средствах проведения в жизнь своих решений
Княжеский абсолютизм в Германии характеризуется не только падением роли органов имперской власти, но и сосредоточением фактически абсолютной власти в руках князей. В своих действиях князья практически не были ограничены ни правами имперских органов, ни правами органов сословного представительства в княжествах. Ландтаги либо вовсе не созывались, либо с их решениями не считались. В каждом княжестве существовали свои законы, таможенные тарифы, единицы мер и весов, денежные системы. После окончания Тридцатилетней войны князья, не обращая внимания на протесты ландтагов, сами собирали войско, взимали налоги. Они приобрели право определять религию своих подданных; заключать союзы; вступать в соглашения с иностранными государствами (не направленные против империи). Таким образом, хотя с формально-юридической стороны Германию в период абсолютизма можно считать единым государством, на деле она представляла собой конгломерат государств, обладавших почти полным суверенитетом. В период территориальной раздробленности (XIII — начало XIX вв.). Особенности социальной структуры — дробность и отсутствие единства в масштабах всей страны.
На уровне Германской империи оформились имперские сословия (чины):
имперские светские и духовные князья; имперские рыцари; представители имперских городов.
На уровне княжеств появились земские сословия: дворяне княжеств; духовенство княжеств;
горожане княжеских городов.
Сословия на уровне городов: патрициат — городская верхушка; бюргерство — средняя часть населения; городской плебс — низший, неимущий слой.
Из сословия имперских князей выделились курфюрсты — князья-избиратели короля. Полностью исчезло среднее дворянство.
Крестьянство. В Германии в XIV в. выделились три района с различным положением крестьянского населения.

Саксония — существовала практика отпуска крестьян на волю без земли, наделы предоставлялись им в аренду.

Юг и Юго-Запад — крестьяне находились в положении крепостных, барщина была заменена денежной рентой.

Восток — крестьяне владели значительными земельными наделами, обладали экономической самостоятельностью и личной свободой. «Каролина» 1532 г. В Германии имели место феодальные, церковные и городские суды. В Всстфалии и других землях получили широкое распространение особые суды, так называемые фемы. Суды фемов производили расследование о лицах, пользующихся «дурной славой». При этом нередко подсудимый вообще не вызывался и, как правило, выносился смертный приговор, который приводился в исполнение одним из членов этого судилища.
Китай Состав системы государственного управления средневекового Китая:
император;
Государственный совет;
канцлеры — левый (старший) и правый (младший);
6 ведомств (министерств):
чинов (назначений);
обрядов;
налогов (доходов);
военное;
судебное (наказаний);
общественных работ. В Китае не было понятия «личность», права граждан определялись «сэ» (цветом). Существовали сословия: рЗ» «благородное» — светская и духовная знать, чиновники;
рЗ» «доброе» — мелкие землевладельцы и ремесленники; рЗ» «подлое» — государственные и частные рабы. Регламентировались не только правоотношения между группами, но и бытовые порядки, ритуалы, одежда. Большая работа по систематизации законов была проведена в суйском (VI в.) и танском (VII в.) Китае. При династиях Суй (581— 618 гг.) и в первый период правления Тан кодексы подвергались пересмотру каждое царствование. Первым дошедшим до нас сводом законов был кодекс VII в. династии Тан («Тан люй шу и»). В 960—963 гг. было составлено «Исправленное и пересмотренное собрание уголовных законов», почти целиком повторяющее танский кодекс.

В конце XI в. в Китае было создано специальное бюро по пересмотру и классификации законов, которое, в частности, подготовило «Свод законов из 900 статей» В средневековом Китае судебные дела рассматривались как в собственно судебных органах, так и в органах административных, выполняющих судебные функции. В минском Китае сложилась относительно стройная иерархическая судебная лестница, на высшей ступени которой стоял сам император, на низшей — выборный старейшина деревни.

Большинство дел решалось в уездных управах-ямынях, где вершил суд уездный начальник.

В случае недостаточности доказательств дело или откладывалось, или передавалось специальному следственному судье по уголовным делам, который по своему чиновничьему рангу приравнивался к уездному начальнику. Дела, связанные с тяжкими преступлениями — убийством, крупным хищением, лихоимством, поступали в область или провинцию, где действовали особые судебно-правительственные органы:
«управа административных дел», осуществлявшая контроль за правильным исполнением административных дел;
«управа по военным делам», где расследовались дела военных;
«управа по рассмотрению судебных дел», т.е. по делам другого насел Состав системы государственного управления средневекового Китая:
император;
Государственный совет;
канцлеры — левый (старший) и правый (младший);
6 ведомств (министерств):
чинов (назначений);
обрядов;
налогов (доходов);
военное;
судебное (наказаний);
общественных работ. В социальной структуре традиционного Китая во все времена выделялись в основном три сословно-классовые группы:
«благородных» людей;
«добрых» людей;
«подлых» людей. В конце XIV в. увидел свет «Свод законов династии Мин», воспроизводивший многие положения предшествующих кодексов. В эпоху Мин это были Ведомство наказаний (син бу), Храм большой истины (да-лиса), Центральный ревизионно-следственный уголовный суд, в который поступали дела особой сложности. Здесь выносились решения от имени императора, которому докладывали о всех смертных приговорах. Император имел право объявлять амнистии, а также смягчать наказание. Состав системы государственного управления средневекового Китая:
император;
Государственный совет;
канцлеры — левый (старший) и правый (младший);
6 ведомств (министерств):
чинов (назначений);
обрядов;
налогов (доходов);
военное;
судебное (наказаний);
общественных работ. В социальной структуре традиционного Китая во все времена выделялись в основном три сословно-классовые группы:
«благородных» людей;
«добрых» людей;
«подлых» людей. В 1644 году, после захвата маньчжурами Пекина, началась работа по изучению минского кодекса, одной из целей которой было внесение в него исправлений и изменений в соответствии с новыми политическими реалиями.

В результате работы маньчжурских придворных сановников и судей в 1647 году был создан кодекс, подавляющее большинство положений которого было заимствовано из старого кодекса династии Мин (1369—1644 гг.), причем часть из них в виде основных, коренных положений (люй), которые не разрешалось изменять. Более трехсот положений цинского кодекса было взято из дополнительных постановлений минского кодекса, в который, в свою очередь, вошли без всяких изменений многие положения танского кодекса. Составленные на основе старых кодексов, маньчжурские кодексы XVII в. почти без изменений действовали в Китае вплоть до начала XX в., определяя содержание принципов и норм традиционного китайского права.
Япония К концу XII в. произошло утверждение нового своеобразного двоевластия. После длительного соперничества нескольких знатных феодальных домов (и семейных кланов), среди которых выделялись дома Тайра и Минамото, победу одержали Минамото (1185). Глава рода был пожалован императором в ранг «великого полководца, покоряющего варваров» (сейи-тайсегун), сёгуна. Реально в руки полевой ставки полководца-сегуна бакуфу перешли основные рычаги управления государством. Прежняя раннефеодальная центральная администрация практически распалась, сохранились только ведомства и советы, связанные с придворными делами и священно-религиозными правами императора. Такая новая государственно-политическая организация получила название сёгуната. Опорой режима сегуната стала военно-служилая феодальная иерархия, прежде всего сословие самураев, превратившихся в прямых Для описания социальной структуры средневековой Японии возьмем за основу сословную систему си-но-ко-сё, установленную в Японии при сёгунате (военная диктатура) Токугава, т.к. именно период правления сёгуната (1192-1867) считается классическим феодализмом Японии. Си – было представлено самурайством (военным сословием), но – крестьянством, ко – ремесленниками, сё – торговцами.

На вершине социальной пирамиды Японии находился обожествляемый император (тэнно), имевший формальную власть и исполнявший преимущественно религиозно-церемониальные функции.

Непосредственно за ним следовала родовая знать – кугэ, не имевшая (к XVII веку) земли, получавшая содержание от сёгуна – высшего чина самурайского сословия, военного правителя Японии, обладавшего действительной властью в Японии. Сёгун владел самым большим количеством земель в Японии – считавшихся государственными.

Следующую ступень занимали букэ (самураи) – фактически являвшимися высшим классом в феодальной Японии. Они делились в свою очередь на князей (даймё), имевших частные земельные владения, и на буси – рядовых самураев, вассалов даймё, не имевших как правило земельных владений. Даймё не платил сёгуну налогов.

Хотя синтоистские священники и буддийские монахи не составляли официального сословия, социальное положение их было выше, чем у крестьян, ремесленников и торговцев.

Ниже следовали крестьяне, в большинстве своем зависимые. Крестьяне объединялись в общины, имевшие к XVII веку большую самостоятельность.

Ниже крестьян в социальной иерархии находились ремесленники, жившие к XVII в. большей частью в городах и объединявшиеся в цехи.

За ремесленниками следовали торговцы (купцы), объединявшиеся в купеческие гильдии.

На этом сословная иерархия заканчивается. Все остальные классы и прослойки находятся вне ее и относятся к низшим слоям населения. К ним относились: этб («неприкасаемые», буракамин), ронины, ниндзя, гейши, отшельники (ямабуси и др.), бродяги, пираты и разбойники, актеры народных театров (кабуки), коренные народы отдельных японских островов (айны) и др.
Две версии кодекса «Тайхо» и «Ёро» представлены в исторической науке в качестве единого свода. В Своде нет деления права на частное и публичное. Нельзя здесь обнаружить и четного деления на отрасли права. Вместе с тем свод – правовое произведение, а не собрание моралистических наставлений более позднего периода.

Вместе с кодексами среди источников права этого периода широко было представлено текущее нормотворчество императора в виде указов и постановлений. Указы объединялись в сборники. Суд не был отделен от администрации. Судебное дело полагалось возбуждать по месту прописки истца. На протяжении XV в. страну раздирали постоянные междуусобные войны, крестьянские восстания. Государственная власть и управление ограничивались пределами феодальной группировки, в той или другой период собиравшейся вокруг сегунов. На вершине социальной пирамиды Японии находился обожествляемый император (тэнно), имевший формальную власть и исполнявший преимущественно религиозно-церемониальные функции.

Непосредственно за ним следовала родовая знать – кугэ, не имевшая (к XVII веку) земли, получавшая содержание от сёгуна – высшего чина самурайского сословия, военного правителя Японии, обладавшего действительной властью в Японии. Сёгун владел самым большим количеством земель в Японии – считавшихся государственными.

Следующую ступень занимали букэ (самураи) – фактически являвшимися высшим классом в феодальной Японии. Они делились в свою очередь на князей (даймё), имевших частные земельные владения, и на буси – рядовых самураев, вассалов даймё, не имевших как правило земельных владений. Даймё не платил сёгуну налогов.

Хотя синтоистские священники и буддийские монахи не составляли официального сословия, социальное положение их было выше, чем у крестьян, ремесленников и торговцев.

Ниже следовали крестьяне, в большинстве своем зависимые. Крестьяне объединялись в общины, имевшие к XVII веку большую самостоятельность.

Ниже крестьян в социальной иерархии находились ремесленники, жившие к XVII в. большей частью в городах и объединявшиеся в цехи.

За ремесленниками следовали торговцы (купцы), объединявшиеся в купеческие гильдии.

На этом сословная иерархия заканчивается. Все остальные классы и прослойки находятся вне ее и относятся к низшим слоям населения. К ним относились: этб («неприкасаемые», буракамин), ронины, ниндзя, гейши, отшельники (ямабуси и др.), бродяги, пираты и разбойники, актеры народных театров (кабуки), коренные народы отдельных японских островов (айны) и др.

Читать полностью: http://www.km.ru/referats/200FBE77A30D4B85B2392FCD49D694F3

Вместе с кодексами среди источников права этого периода широко было представлено текущее нормотворчество императора в виде указов и постановлений. Указы объединялись в сборники.

В XV-XVI вв. роль общеяпонского права упала до самого низшего предела. Каждое княжество, каждое сословие руководствовалось своими собственными установлениями, нормами обычного права, которое лишь иногда, главным образом в виде моральных заповедей, инструкций, поручений, объединялись в сборники. Суд не был отделен от администрации. Судебное дело полагалось возбуждать по месту прописки истца К середине XVII в. сложилась новая центральная администрация, сохранившаяся без существенных изменений в течение всей эпохи Токугава.

Особое место в государственном аппарате токугавской Японии занимали органы сыска, специальные полицейские инспектора мэцкэ («прикрепленный глаз»), осуществлявшие негласный полицейский надзор за всем населением страны, от чиновников до крестьян. Во главе этого аппарата стояли так называемые омэцкэ (большие, славные мэцкэ), закон о правах и обязанностях которых был принят в 1632 году. Пять главных полицейских инспекторов вели наблюдение за всеми князьями и высшими чиновниками. На вершине социальной пирамиды Японии находился обожествляемый император (тэнно), имевший формальную власть и исполнявший преимущественно религиозно-церемониальные функции.

Непосредственно за ним следовала родовая знать – кугэ, не имевшая (к XVII веку) земли, получавшая содержание от сёгуна – высшего чина самурайского сословия, военного правителя Японии, обладавшего действительной властью в Японии. Сёгун владел самым большим количеством земель в Японии – считавшихся государственными.

Следующую ступень занимали букэ (самураи) – фактически являвшимися высшим классом в феодальной Японии. Они делились в свою очередь на князей (даймё), имевших частные земельные владения, и на буси – рядовых самураев, вассалов даймё, не имевших как правило земельных владений. Даймё не платил сёгуну налогов.

Хотя синтоистские священники и буддийские монахи не составляли официального сословия, социальное положение их было выше, чем у крестьян, ремесленников и торговцев.

Ниже следовали крестьяне, в большинстве своем зависимые. Крестьяне объединялись в общины, имевшие к XVII веку большую самостоятельность.

Ниже крестьян в социальной иерархии находились ремесленники, жившие к XVII в. большей частью в городах и объединявшиеся в цехи.

За ремесленниками следовали торговцы (купцы), объединявшиеся в купеческие гильдии.

На этом сословная иерархия заканчивается. Все остальные классы и прослойки находятся вне ее и относятся к низшим слоям населения. К ним относились: этб («неприкасаемые», буракамин), ронины, ниндзя, гейши, отшельники (ямабуси и др.), бродяги, пираты и разбойники, актеры народных театров (кабуки), коренные народы отдельных японских островов (айны) и др.

Читать полностью: http://www.km.ru/referats/200FBE77A30D4B85B2392FCD49D694F3

Законотворчество оживилось в Японии в период третьего сёгуната Токугавы, в период относительного объединения страны в XVII—XVIII вв., но и в это время оно было сугубо адресным, касалось, как правило, конкретных сословий.

В этих законах строго регламентировалась деятельность императора и крупных феодалов даймё, устанавливалась система сословных статусов отдельных групп населения (самураев, крестьян, ремесленников, торговцев), в соответствии с которой закреплялись обязанности населения и наказания за их нарушения. Примером такого законодательства может стать Закон восемнадцати статей сёгуна Иэясу 1615 года. В сфере частного права, товарного обмена по-прежнему господствовало местное обычное право.

Согласно Закону XXIX «О тюрьмах» «Тайхо Ёро рё» процесс носил смешанный обвинительно — инквизиционный характер. Судебное дело начиналось как с заявления казенного учреждения, так и отдельного лица. Широко практиковались доносы «публичные» и «тайные». Суд не был отделен от администрации. Судебное дело полагалось возбуждать по месту прописки истца

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

2 × три =

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Adblock detector