Рассмотреть понятие и основные показатели физического развития

Рассмотреть понятие и основные показатели физического развития.
2. Определить методы исследования физического развития.
3. Изучить оценку уровня физического развития методом индексов и центильным методом.
1. Понятие и основные показатели физического развития

Физическое развитие представляет собой биологический процесс становления, изменения естественных морфологических и функциональных свойств организма в течение жизни человека [3, с. 6].
К показателям физического развития относятся: длина тела, масса тела, окружность грудной клетки, окружность талии, вместе с этими показателями могут рассматриваться и другие показатели (например, размеры кожно-жировых складок, осанка и форма позвоночника, сила мышц, жизненная емкость легких, физическая работоспособность).
Под физическим развитием понимают такие показатели как размеры и форма тела, соответствие их возрастной норме. Физическое развитие можно выразить в количественной оценке физического развития (килограммы, сантиметры), и в относительной (например, доля в процентах от возрастной нормы) величинах. С физическим развитием тесно связаны моторное (двигательное) развитие и половое созревание. Выраженное отклонение от нормативов физического развития, как правило, свидетельствуют о нарушении процессов роста и созревания организма. Обычно это связано с определенными метаболическими нарушениями, а также с неправильностью работы эндокринной и центральной нервной системы. Однако существует такая закономерность, что если происходит значительное отставание в физическом развитии – это менее опасно, чем, нежели существенное опережение. Такое опережение часто говорит о наличии гормональных нарушений. Это является отрицательным моментом в физическом развитии.
На физическое развитие человека оказывают влияние три группы факторов: биологические, климато-географические и социальные [1, с. 12].
Биологические факторы — это наследственные факторы. (Например, у высоких родителей большая вероятность, что дети будут высокими. И наоборот, у родителей, чей рост средний или даже ниже среднего, рост детей будет в этом диапазоне). В результате действия этих факторов физическое развитие подчиняется естественным законам, постепенной и возрастной сменяемости периодов развития.
Климато-географические факторы. Это такие факторы, которые связаны с климатическими и метеорологическими условиями, которые соответствуют географическому положению страны. Приведем пример: короткий световой день и сильные холод на севере страны, жаркий климат и низкая влажность итд.
К социальным факторам относятся условия материальной жизни, трудовой и учебной деятельности, содержание воспитания, включая физическое, и т. п. Действие всех социальных факторов полностью подчинено общественно-экономическому развитию страны. В свою очередь социальные факторы оказывают существенное влияние на действия биологических и климато-географических факторов. Приведем пример: при увеличении дохода населения — увеличение веса тела, окружности грудной клетки и другие; специально подобранные физические упражнения — на ликвидацию отставания в развитии быстроты, силы движений, вызванного неблагоприятными климатическими условиями.
Физическое развитие характеризуется изменениями трех групп показателей:
1. Показатели телосложения к таким относится длина тела, масса тела, осанка, объемы и формы отдельных частей тела, величина жироотложения и др. Они характеризуют, прежде всего биологические формы, или морфологию человека.
2. Критерии здоровья. Они отражают морфологические и функциональные изменения физиологических систем организма человека. Определяющее значение на здоровье человека оказывает работа сердечно-сосудистой, дыхательной и центральной нервной систем, органов пищеварения и выделения, механизмов терморегуляции и др.
3. Показатели развития физических качеств. Это, например, сила, выносливость, скорость и другие.
Физическим развитием человека можно управлять и изменять в нужном направлении. Это можно достичь при помощи физических упражнений, занятиями всевозможными видами спорта, рационального питания, соблюдения необходимого режима труда и отдыха.
Необходимо отметить, что физическое развитие может проходить и без физического воспитания, однако только рационально организованные занятия физическими упражнениями, с учетом биологических закономерностей развития организма можно достичь согласованного и соразмерного развития всех форм и функций человеческого организма.
В основе управления физическим развитием лежит биологический закон упражняемости и закон единства форм и функций организма. Физическое развитие также в определенной мере определено законами наследственности. Факторы наследственности необходимо учитывать как факторы способствующие или наоборот препятствующие физическому совершенствованию человека.
Физическое развитие взаимосвязано с законом единства организма и среды, которое зависит от условий жизни человека, в том числе и географической среды. Поэтому при выборе средств и методов физического воспитания необходимо учитывать влияние указанных законов.
Физическое развитие имеет тесную взаимосвязь со здоровьем человека. Здоровье является основным фактором, определяеющим гармоничное развитие человека, успешность освоения профессии, плодотворность будущей профессиональной деятельности, что составляет общее жизненное благополучие.
Процесс физического развития подчиняется также закону возрастной ступенчатости и определенной последовательности. Поэтому вмешиваться в этот процесс с целью управления им можно только с учетом особенностей и возможностей организма в различные возрастные периоды: становления и роста, наивысшего развития форм и функций, старения.
Так, например, наиболее значимые изменения большинства показателей физического развития у девочек отмечаются в более ранний возраст, чем у мальчиков. У девочек максимальные изменения приходятся на 7 лет, 9 лет, 11 лет и 13 лет. У мальчиков же, такие максимальные изменения большинства показателей физического развития приходятся на 8 лет, 10 лет и 12 лет. Рост тела особенно сильно растет в период полового созревания. Так у девочек это происходит в промежутках от 11 до 13 лет, у мальчиков же в период 12-14 лет. Девушки прекращают увеличивать рост тела в длину к годам 16-17, у юношей этот период заканчивается в 18-19 лет.
Существуют определенные закономерности физического развития. Дети и подростки у которых имеется высокий уровень физического развития располагают более низкой выносливостью, чем их сверстники со средним и ниже средним уровнем физического развития. Отрицательно сказывается на на двигательных возможностях наличие избыточного веса и жироотложения. У таких представителей как правило физическое развитие заметно хуже.
Приблизительно до 25-летнего возраста (период становления и роста) большинство морфологических показателей увеличивается в размерах и совершенствуются функции организма. Затем до 45—50 лет физическое развитие стабилизируется и не изменяется оставаясь на определенном уровне. По мере старения, функциональная деятельность организма постепенно ослабевает и ухудшается, могут уменьшаться длина тела, мышечная масса и другие показатели [7, с. 8].

2. Методы исследования физического развития

Наиболее распространенными и доступными методами исследования физического развития являются соматоскопия (наружный осмотр) и антропометрия.
С помощью метода антропометрии получают объективные данные о самых важных параметрах человеческого тела – к таким относятся вес, длина, диаметры, окружности, и о главных функциональных признаках — жизненной емкости легких, амплитуде движения грудной клетки, силе некоторых групп мышц. Объем исследований каждый раз устанавливается в соответствии с поставленной задачей.
Для того, чтобы полученные данные были пригодны для последующей оценки, при выполнении этих исследований должны быть соблюдены следующие обязательные условия:
а) все измерения проводятся строго. Эти измерения имеют свою с общепринятую методику, приборы, которые проверяются в отделениях Комитета стандартов, мер и измерительных приборов;
б) все измерения делаются в утренние часы, а при повторных исследованиях в одно и тоже время.
Методом соматоскопии определяют следующие показатели.
Типы телосложения. В зависимости от структуры кости существует три основных типа телосложения:
— астенический (легкокостный) тип. Здесь продольные параметры преобладают над поперечными, конечности тонкие и длинные, плечи узкие, грудная клетка плоская, узкая, мышцы развиты слабо. Люди такого типа имеют большой вес. Такому типу людей свойсвенна энергичность, возможно обильное питание, однако это не приводит к набору веса;
— нормостенический (среднекостный) тип телосложения. Этому типу свойственна пропорциональность основных размеров тела. У таких людей главная особенность в хорошо развитой мышечной системе и плечи шире таза. Если данный тип будет переедать и вести малоподвижный образ жизни, то вес будет увеличиваться, а жир накапливается в средней части тела;
— гиперстенический (широкостный) тип телосложения. Здесь поперечные размеры намного больше, чем у астеников и нормостеников. У представителей данного типа кости толстые и тяжелые, плечи широкие, грудная клетка широкая и короткая. У таких людей хорошо развита мускулатура, мощный торс, короткие конечности. Эти люди склонны к полноте и округлым формам.
Осанка – может быть правильная или неправильная. В обычной непринужденной позе определяют признаки осанки. Принцип оценки: нормальная — умеренно выражены все изгибы; круглая — увеличен грудной кифоз; седлообразная — увеличены грудной кифоз и поясничный лордоз; плоская — уплощены все изгибы.
Искривления позвоночника — правосторонний или левосторонний сколиоз:
— форма груди — определяется по расположению ребер и величине надчревного угла: коническая — ребра горизонтально расположены, угол тупой; цилиндрическая — ребра также горизонтально, но угол — прямой; уплощенная — ребра опущены — угол острый;
— живот – определяется по признаку — нормальный, втянутый или отвислый;
— форма рук — прямая — при поднятии рук вверх оси плеча и предплечья совпадают; Х-образная — оси образуют угол;
— форма ног — прямая — оси бедра и голени совпадают; Х-образная — между осями угол открытый наружу, О-образная — угол, открытый внутрь;
— форма стопы – определяют по форме отпечатка или темному цвету опорной части стопы оценивают «перешеек»; нормальная — «перешеек» отчетливый; уплощенная — умеренно выражен; плоская — «перешейка» нет;
— развитие мускулатуры — определяется по выраженности рельефа мышц: хорошее, среднее или слабое; равномерное или неравномерное;
— отложение жира — пониженное — при четком ощущении встречных пальцев при захвате складки кожи, нормальное — при затрудненном ощущении, повышенное — при отсутствии этого ощущения;
— кожные покровы — оценивается: цвет видимых слизистых и кожи, влажность, упругость, наличие рубцов, омозолелостей, отечности, грыжевых выпячиваний и. т.д.
Существует много способов определения типа конституции тела. В настоящее время применяются такие способы:
— по данным соматоскопии (внешнего осмотра) – этот метод наиболее широко распространен.;
— по соотношению тотальных размеров тела (ТРТ);
— по соотношению развития различных компонентов тела.
Рассмотрим антропоскопическое определение типа конституции. Выделяются 4 основных типа конституции: астеноидный, торакальный (грудной), мышечный, дигестивный (брюшной).
Астеноидный тип. Такому типу характерны узкие формы тела, кисти, стопы. Эпигастральный угол — острый. Спина сутулая, лопатки выступают. Кости тонкие. Слабое развитие жирового (ЖК) и мышечного (МК) компонентов. При малых абсолютных величинах мышечной силы и производительности кардиореспираторной системы относительные (на 1 кг массы тела) показатели довольно высокие, реакция на физические нагрузки экономичная.
Торакальный (грудной) тип. При таком типе форма тела узкая, ширина плеч — средняя, эпигастральный угол и живот — прямые, грудная клетка — цилиндрическая. Компоненты тела: жировой компонент, мышечный компонент и костный компонент развиты слабо или умеренно. Относительные показатели двигательных качеств и максимального потребления кислорода (МПК) высокие.
Мышечный тип. Люди такого типа имеют хорошо развитый мышечный и костный компонент при умеренном содержании жирового компонента. У этого типа телосложение пропорциональное, плечи широкие, таз узкий, грудная клетка цилиндрическая, эпигастральный угол и живот — прямые, масса тела выше средних величин. Высокий уровень физической работоспособности, большие значения и абсолютных, и относительных показателей двигательных качеств.
Дигестивный тип. Представитель данного типа характеризуется преимущественным развитием нижней трети лица — форма усеченной пирамиды; шея короткая; грудная клетка широкая, короткая с тупым углом под грудиной; живот выпуклый с жировыми складками.
Могут встречаться представители с особенностями двух типов, и неопределенный тип (с признаками многих типов).

3. Оценка уровня физического развития методом индексов и методом центилий.

Оценка физического развития производят при помощи измерения размеров тела (например, длины и массы тела, окружности грудной клетки, длины туловища и конечностей и другие), оценки внешних признаков телосложения (формы грудной клетки, ног, осанки, рельефа мускулатуры, жироотложения, эластичности кожи и пр.), степени полового созревания по внешним признакам, а также путем измерения некоторых функциональных показателей, как, например, жизненной емкости легких, силы отдельных мышечных групп, уровня проявления быстроты, выносливости и подвижности в суставах.
Используя все эти показатели физического развития, следует иметь в виду, что их высокий уровень создает лишь предпосылки для хорошего здоровья, высокой работоспособности или высоких спортивных результатов. [1, с. 13]. Приведем пример, Можно, например, обладать высоким ростом, хорошей осанкой и не иметь достаточной сопротивляемости к простудным заболеваниям или обладать большой мышечной силой и не уметь выполнять лазанье по канату в три приема. Поэтому при оценке физического развития используется комплекс различных показателей и обязательно в сопоставлении с показателями здоровья, работоспособности и уровнем умений выполнять те или иные действия [1, с. 13].
Рассмотрим некоторые методы оценки уровня физического развития.
Рассмотрим метод индексов. Метод индексов применяется для примерной, ориентировочной, оценки антропометрических данных. Большинство индексов и показателей недостаточно конкретизированы в возрастном, половом и профессиональном отношении [5 c. 123]. Однако метод индексов широко используется для оценки многих функциональных показателей.
1. Росто-весовой индекс Брока-Бругша рассчитывается по формуле:
И рв = рост (см) – 100 = средний вес
2. Весо-ростовой показатель – индекс Кетле. Этот индекс по сравнению с росто-весовым индексом Брока-Бругша, дает наиболее точную оценку веса тела путем определения его части, приходящейся на 1 см роста.
Ик = вес тела (гр) / рост стоя (см)
Полученная величина оценивается по таблице 1.
Таблица 1.
Оценка веса по индексу Кетле
Оценка веса Соотношение веса тела к росту в г/см

Мужчины Женщины
Нормальный
Повышенный
Пониженный
Ожирение
Истощение 350-430
431-450
349-340
более 450
менее 320 340-420
421-440
339-330
более 440
менее 330

Хорошо развитая грудная клетка говорит о хорошем физическом развитии. Окружность грудной клетки измеряется в покое на вдохе и на выдохе. Разница между вдохом и выдохом называется экскурсией грудной клетки.
3. Показатель Эрисмана:
Иэ =О гр.к.(см) – 0,5 рост стоя (см),
где О гр. кл. — окружность грудной клетки
Больше 30 см отлично развитая грудная клетка
20 – 30 очень хорошо развитая грудная клетка
10 – 20 хорошо развитая грудная клетка
0 – 10 слабо развитая грудная клетка
При нормальном развитии окружность грудной клетки больше половины роста. Отрицательный показатель указывает на слабое развитие грудной клетки.
4. Индекса Борнгарда:
Рост (см) х окружность грудной клетки (см) : 240
Измерить окружность грудной клетки на вдохе, затем на выдохе. Среднее значение умножить на рост, результат разделить на 240 – это идеальный вес, а допустимый плюс-минус 10 %.
5. Определение индекса (Waist to Hip Rait) –талии-бедра
Этот индекс дает возможность определить повышение массы брюшного жира. Данный индекс находится таким образом: под пупком измеряется окружность талии. При этом живот не втягивается. Далее измеряется в самой широкой части окружность бедер. Полученные измерения вычисляем по формуле: окружность талии делим на окружность бедер.
И т.б. = От/Об,
где От – окружность талии (см);
Об – окружность бедер (см).
Для мужчин менее 0,9 является нормой; для женщин величина менее 0,8 является нормой.
6. Жизненный и силовой индексы.
Таблица 2
Индексы определения физического развития
№ п/п Индекс Формула Средние показатели
2 Жизненный индекс ЖЕЛ. мл
вес, кг М=65-70 мл/кг
Ж=55-60 мл/кг
3 Силовой индекс становая сила, кг *100
вес, кг М=150-200 %
Ж=100-±125 %

7. Индекс Пирке (Бедузи) рассчитывается по формуле:
D — Dc / Dc x 100,
где D — длина тела стоя (см), Dc — длина тела сидя (см).
Принцип оценки: величина показателя говорит об относительной длине ног: менее 87% — малая длина ног; 87-92% — пропорциональное физическое развитие, более 92% — относительно большая длина ног.
8. Индекс Пинье рассчитывается по следующей формуле:
D — (М + О),
где D — длина тела стоя (см); М — масса тела (кг); О — окружность грудной клетки (см).
Принцип оценки данного индекса заключается в следующем. Чем меньше величина индекса Пинье, тем лучше показатель (при условии отсутствия ожирения). Величина индекса менее 10 оценивается как крепкое телосложение, от 10 до 20 — хорошее, от 21 до 25 — среднее, от 26 до 35 — слабое, более 36 — очень слабое.
9. Метод Вучерка. Этот индекс физического развития, позволяет определить степень биологической зрелости подростка на основании учета соотношений отдельных признаков физического развития. Данный индекс рассчитывается по следующей формуле:
ИФР = [0,5 (ширина плеч + ширина таза) х рост] / [(длина верхней конечности х окружность плеча + длина нижней конечности х окружность бедра в сантиметрах) х массу] кг.
Установлено, что в возрасте 12-14 лет и 15-16 лет эти два метода оценки биологической зрелости организма (по сравнению с другими общеизвестными методами, например по окостенению запястья, относительной массе тела) находятся в наиболее тесной корреляционной зависимости (коэффициент корреляции составляет соответственно 0,92 и 0,89).
10. Формулы зависимости конечных показателей роста мальчиков и девочек от роста их родителей:
Для мальчиков применяется следующая формула:
(рост отца + рост матери х 1,08) / 2.
Для девочек применяется следующая формула:
(рост отца х 0,93 + рост матери) / 2.
11. Расчет величины поверхности тела
Расчет величины поверхности тела (S) производится по формуле Дюбо:
S = 167,2 х √ MxD,
где М — масса тела, кг; D — длина тела, см.
Рассмотрим оценку уровня физического развития методом «центилий».
Метод вычисления «центилий» (делят данные на 100 частей). Для объективной и полной оценки полученных показателей хорошим методом являются центильные таблицы и шкалы. Они представляют собой процентное распределение показателей среди спортсменов одного возраста и пола. Обычно используется шкала Стюарта, в которой предусмотрено выделение 3, 10, 25, 50, 75, 90, 97 «центилей». При этом исходят из того, что из 100 спортсменов лишь 50 имеют идеальные средние показатели, 3 спортсмена из 100 — крайне низкие значения (3-й «центиль»), 3 спортсмена из 100 — крайне высокие (97-й «центиль»). Совершенно нормальным считаются варианты, лежащие в пределах 75 и 25 «центилей». Выше и ниже этих дентальных пределов лежат пограничные зоны количественных характеристик. Спортсмены, находящиеся в этих границах, требуют внимания тренера в отношении прогнозирования спортивных результатов. Показатели, лежащие за пределами 97-го и 3-го «центилей», отражают уже явную детренированность.
Если масса тела спортсмена определенного роста попадает в среднюю зону (25-75 «центили» или 4-5 интервал), то масса тела адекватна его росту, и развитие является гармоничным. Зоны от 25 до 10 «центилей» и от 75 до 90 «центилей» указывают на тенденцию соответственно к снижению или повышению массы тела и роста. Зоны от 10 до 3 (2-й интервал) и от 90 до 97 «центилей» (7-й интервал) указывают на достоверное снижение или превышение (соответственно) массо-ростового показателя, требующего особенного внимания врача и тренера к состоянию здоровья и питания спортсмена. Еще более крайние отклонения (1-й и 8-й интервалы указывают уже на наличие у спортсмена гипотрофии или гипертрофии (соответственно), требующей соответственного лечения.

Таблица 3
Схема оценки физического развития детей и подростков по центильным таблицам [5, с. 185].
Центи-ли по массе тела Центили

3-10 10-25 25-75 75-90 90-97
90-97 Низкое резко дисгармоничное ИМТ II ст. Нижесреднее Дисгармонич-ное ИМТ II ст. Среднее резко дисгармонич-ное ИМТ II ст. Вышесреднее резко дисгармонич-ное ИМТ II ст. Высокое резко дисгармо-ничное ИМТ II ст.
75-90 Низкое дисгармо-ничное ИМТ I ст. Нижесреднее дисгар-моничное ИМТ I ст. Среднее дисгармо-ничное ИМТ I ст. Вышесреднее дисгар-моничное ИМТ I ст. Высшее дисгармо-ничное ИМТ I ст.
25-75 Низкое гармоничное Нижесреднее гармоничное Среднее гармоничное Вышесред-нее гармоничное Высокое гармоничное
10-25 Низкое гармо-ничное ДМТ I ст. Нижесреднее гармоничное ДМТ I ст. Среднее гармоничное ДМТ I ст. Вышесред-нее гармоничное ДМТ I ст. Высокое гармоничное ДМТ I ст.
3-10 Низкое резко дисгармоничное ДМТ II ст. Нижесреднее резко дисгармоничное ДМТ II ст. Среднее резко дисгармоничное ДМТ II ст. Вышесреднее резко дисгармо-ничное ДМТ II ст. Высокое резко дисгармонич-ное ДМТ II ст.
Примечание. ИМТ — избыток массы тела; ДМТ — дефицит массы тела.

Заключение

Таким образом, в ходе написания контрольной работы мною были сделаны выводы о том, что физическое развитие представляет собой биологический процесс становления, изменения естественных морфологических и функциональных свойств организма в течение жизни человека. Это размеры и форма тела, которые соответствуют возрастной норме: длина тела, масса тела, окружность грудной клетки, окружность талии, осанка и форма позвоночника, сила мышц, жизненная емкость легких, физическая работоспособность и другие показатели.
Физическое развитие включает в себя изменение форм и функций организма в процессе его жизнедеятельности и развития с момента рождения. В течение всей жизни человека физическое развитие постоянно происходит в изменениях, однако эти изменения проходят неравномерно. Самые сильные и быстрые изменения происходят в детском, подростковом и юношеском возрасте. Особенно это наблюдается до 18 летнего возраста.
Самыми распространенными и широко применяемыми методами исследования физического развития считаются соматоскопия (наружный осмотр) и антропометрия.
Метод антропометрии позволяет получить объективные данные о самых важных параметрах человеческого тела. Это например вес, длина, диаметры, окружности, жизненная емкости легких и другие.
Метод самотоскопии позволяет получить данные о типе телосложения исследуемого человека, его осанке, позвоночнике (есть ли искривления), формы рук, формы ног и другие данные, которые можно получить путем внешнего обследования.
Метод индексов применяется для примерной, ориентировочной, оценки антропометрических данных. Данный метод широко применяется и довольно популярен при оценке многих функциональных показателей.. Однако у данного метода есть и свои недостатки. Большинство этих индексов и показателей недостаточно конкретизированы в возрастном, половом и профессиональном отношении.
Метод вычисления «центилий». Для того чтобы объективно оценить полученные показатели хорошим методом являются центильные таблицы и шкалы. Они представляют собой процентное распределение показателей среди спортсменов одного возраста и пола.
Для того чтобы добиться правильного и гармонического физического развития, необходимо чтобы была достаточная разносторонняя физическая подготовка. Полноценность физического развития создает все необходимые условия для гармоничного проявления функций всех органов и систем человеческого организма, благоприятно влияет на проявление и развитие физических способностей.

Литература

1. Ашмарин Б.А. Теория и методики физического воспитания: Учеб. для ТЗЗ студентов фак. физ. культуры пед. ин-тов по спец. «Физ. культура»/Б. А. Ашмарин, Ю. А. Виноградов, 3. Н. Вяткина и др.; Под ред. Б. А. Ашмарина.— М.: Просвещение, 2001. — 287 с.
2. Динаев Б.М. Естественнонаучные и социальные основы физической подготовки: учебно-методическое пособие. — М.: Академия ГПС МЧС России, 2009. — 42 с.
3. Ильинич В.И. Физическая культура студента: Учебник / Под ред. В.И. Ильинича. М.: Гардарики, 2000. — 448 с.
4. Лукьяненко В.П. Физическая культура : основы знаний : Учебное пособие. — Ставрополь : Изд-во СГУ. – 2001. – 224 с.
5. Макарова Г.А. Спортивная медицина: Учебник. — М.: Советский спорт, 2003. — 480 с.
6. Терещева О.Л. Курс лекций по физической культуре: Учебное пособие/ О.Л. Трещева, А. И. Муллер, Е. Б. Штучная, Е. Н. Мироненко; под ред. О.Л. Трещевой; Омский гос. ун-т путей сообщения. Омск, 2006.с. — 220 c.
7. Холодов Ж.К., Кузнецов B.C. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 480 с.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

семнадцать + 7 =

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Adblock detector