Содержание Введение Понятие морали Взаимосвязь морального сознания

Содержание
Введение
Понятие морали
Взаимосвязь морального сознания, моральных отношений и моральной деятельности
Основа психологического компонента
Категории моральной деятельности, отношений и сознания как составляющие морали
Заключение
Список использованной литературы

Введение
В современных условиях именно развитие духовных факторов должно быть, определяющей эффективность профессиональной деятельности сотрудников пограничной службы, их профессионализм, а соответственно, и престиж в современном обществе,
Решение сотрудниками пограничных органов своих служебных задач, выполнение профессионального долга осуществляется при регулирующем действии правового и морального сознания.
Многоплановость изменений в экономической, политической, социальной и духовной жизни современной России оказывает неоднозначное влияние на личность. С одной стороны, демократизация общественных отношений способствует утверждению свободы личности, а с другой — факты проявления политического корыстолюбия, правового нигилизма, беззакония и коррумпированности части чиновников, подрывают духовные устои общества, порождают лицемерие, цинизм, способствуют росту преступности, наркомании, проявлению различных форм аморализма.
В связи с этим повышается внимание к духовно-нравственной безопасности общества как системе условий, позволяющих ему сохранять свои жизненно важные параметры культурного и этического характера в процессе развития. Усиливается потребность общества в специалисте как человеке не только интеллектуально, но и нравственно развитом, духовно богатом, который может самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, прогнозировать их возможные последствия, способен к сотрудничеству, обладает развитым чувством ответственности за судьбу страны.
Изменения, осуществляемые в структуре и в деятельности институтов власти, армии, пограничной службы ФСБ России, обусловливают необходимость формирования нового типа государственного служащего, в том числе и офицера пограничных органов, социально-профессиональный облик которого детерминирован политическими, правовыми, социальными, нравственными, профессиональными нормами и ценностями. Особенности военной, пограничной службы, специфика решаемых военнослужащими задач диктуют необходимость такой нравственной культуры офицера, которая бы способствовала решению проблем, связанных с защитой и охраной нашей страны и ее рубежей.

Понятие морали

Мораль (нравственность) выступает элементом культуры наряду с другими правилами, нормами и институтами. Мораль (нравственность) — собственно человеческое измерение культуры, она сама является высшей ценностью в ряду всех других культурных ценностей (правовых, эстетических, научных, религиозных и т.д.).
Нравственность есть везде, где есть люди — она включает отношение человека к человеку, отношение к природе, отношение к Богу, отношение к самому себе. Любое отношение (врач и больной, учитель и ученик, продавец и покупатель) есть также отношение человек — человек. Это субъект — субъектное отношение, предполагающее личностное общение.
Нравственность является вездесущей — она существует везде, где существует человек. Специфика морали — в ее фундаментальности — она делает возможными все прочие отношения между людьми, она заключается в особой нацеленности людей друг на друга, на сотрудничество. В этом смысле, следует согласиться с великим Конфуцием, который говорил, что основой всякой добродетели является человеколюбие. Если есть человеколюбие, то все остальные качества производны, и наоборот, если нет человеколюбия, то все поступки и отношения обесцениваются.
Человеческие отношения и человечность отношений — очень близкие понятия. Мораль и есть та человечность, без которой отношения людей никогда бы ни приобрели человеческого (общественного) характера.
Как отмечает А.А. Гусейнов, мораль обнаруживает две особенности.
Во-первых, она мыслится только при допущении свободной воли.
Во-вторых, она имеет всеобщую форму, то есть ее требования распространяются на всех людей.
Единство свободы воли и всеобщности составляет характерную особенность морали именно потому, что свобода воли не тождественна произволу. Она существует в форме закона, не допускает исключений. Но это такой закон, который устанавливается самой личностью, для себя и для всего человечества. Как говорил Кант, в морали человек полностью подчинен «только своему собственному и, тем не менее, всеобщему законодательству».
В практике социального развития эта особенность морали была выражена в «золотом правиле нравственности», которое гласит: » (Не) поступай по отношению к другим так, как ты (не) хотел бы, чтобы другие поступали по отношению к тебе».
Золотое правило нравственности требует от человека руководствоваться в своей жизни такими нормами, которые можно было бы обернуть на самого себя, по отношению к которым можно желать, чтобы ими руководствовались другие люди по отношению ко мне.
Чтобы проверить какую-то норму на всеобщность и тем самым выяснить, является ли она действительно нравственной, человеку необходимо выяснить, согласился бы он, чтобы эта норма была применена по отношению к нему.
Золотое правило нравственности есть правило взаимности. Оно, по сути дела, представляет собой мысленный эксперимент, призванный выяснить взаимность, приемлемость норм для субъектов общения. Тем самым блокируется опасность, состоящая в том, что всеобщность морали может быть прикрытием эгоистического интереса как самой личности, так и других людей и что ее одни индивиды могут навязать другим.
Моральная личность утверждает моральный закон не для того, чтобы предъявить этот закон другим, а для того, чтобы избрать его в качестве нормы собственного поведения. Духовная работа с целью испытания нормы на всеобщность нужна личности для того, чтобы удостовериться, действительно ли ее воля является моральной.
Суммируя все сказанное, мораль можно определить как:
1) господство разума над аффектами;
2) стремление к высшему благу;
3) добрую волю и бескорыстность мотивов;
4) способность к сотрудничеству и совместному проживанию с другими людьми в обществе;
5) человечность в отношениях;
6) свободу воли (автономию);
7) взаимность отношений, выраженную в золотом правиле нравственности.
Все эти аспекты тесно связаны между собой. Многоаспектность морали как феномена индивидуальной и социальной жизни оборачивается многозначностью понятия морали. Многие имеющиеся определения морали являются односторонними, если они не учитывают какой-либо из названных аспектов.
Человек — существо, нуждающееся в смысле. Таким смыслом жизни может выступать мораль. Поскольку каждый человек находится в постоянном поиске, в становлении, мораль фиксирует именно этот момент стремления к идеальным целям, к совершенству, путь и движение. Долженствование и есть специфический способ существования морали.
Именно потому, что мораль выражает идеальные стремления людей, она не может уместиться в каком-либо конкретном, позитивном требовании, она не может уместиться и в совокупности требований. Поскольку мораль рассматривает жизнь человека как конечного существа в перспективе бесконечного совершенства, поскольку сама эта перспектива является бесконечной (ибо на какой бы ступени лестницы, ведущей в бесконечность, человек ни находился, расстояние от этой ступени до бесконечности будет бесконечным), то ее требования могут лишь фиксировать несовершенство человека, его удаленность от цели. Поэтому моральные требования как требования, претендующие на абсолютность и всеобщность, могут быть только негативными. Они суть запреты. В морали, как сложном и многоаспектном феномене, есть два неразрешимых противоречия — парадокс моральной оценки и парадокс морального поведения.
Парадокс моральной оценки связан с тем, что каждому человеку свойственно приписывать своим поступкам добро (даже если он творит зло, он сам себя всегда оправдает).
Моральное сознание — сложный социально-психологический и культурный феномен, выполняющий функции оценки окружающего мира (других людей, общества в целом), а также самооценки (совесть). Специфика всякой оценки заключается в пространстве свободы, гарантирующем возможность сравнения и сопоставления как необходимой предпосылки всякой оценки. Моральное сознание — это внутренний мир человека во всем его сложном многообразии.
Первичными элементами морального сознания являются нравственные чувства и эмоции.

Взаимосвязь морального сознания, моральных отношений и моральной деятельности
Каждый наш поступок обретает моральное значение только в контексте отношений между людьми, т.е. общения.
Общение – сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, возникает при потребности совместной деятельности, включает в себя отмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.
Все люди разные (напр. интроверты и экстраверты), характер и интенсивность общения их различаются, но этика не требует, что бы все люди были компанейскими, коммуникабельными.
То, что имеет принципиальное значение для этики в сфере человеческого общения – это добропорядочность в отношениях, общие моральные ценности, соблюдение общих норм морали.
Для успешного общения необходимы определенные условия:
—       субъекты общения должны придерживаться определенных правил поведения;
—       они должны желать общения;
—       в основе человеческого общения должны быть моральные предпосылки: уважение, сочувствие, милосердие, любовь, толерантность.
Уважение – реализуемое на практике (в действиях, в поведенческих актах) такое отношение к человеку, которое основывается на признании человеческого достоинства.
Понятие уважения предусматривает: справедливость, равность прав, свободу, доверие, удовлетворение интересов других, внимательное отношение к убеждениям других, вежливость, деликатность.
Сочувствие – способность одного человека разделять радость и печаль, успех и горе другого.
В основе человеческого сочувствия лежит биологическая способность любого живого существа «заражаться» самочувствием другого. Но человеческое чувство – процесс значительно более сложный. Биологическую основу насыщает духовное содержание, приобретенное человеком в процессе развития.
Недаром, Г. Дробницкий, например, выделяет три элемента морали: моральное сознание, нравственное отношение, моральная — деятельность.
Исходя из анализа различных подходов к пониманию ценностей, представляется наиболее адекватной современным реалиям позиция современных исследователей данной проблемы, которые дают следующее определение ценности. «Ценности — конечные основания деятельности, определяющие, чем должен руководствоваться, на что ориентироваться субъект деятельности»4. В состав ценностей принято включать не только критерии оценки, но и сами оценки результатов деятельности. «Ценностные ориентации — это те ценности, которыми реально руководствуется в своей деятельности ее субъект»5.
Из различных вариантов определения ценностей напрашивается вывод, что ценности применительно к пограничникам — это те ценности, которыми они должны руководствоваться в своей деятельности. Базовыми для них можно считать ту часть общих ценностей общества, реализация которых должна осуществляться в ходе их служебной деятельности по охране Государственной границы. Это те ценности социума, на защиту которых непосредственно направлена деятельность пограничных органов ФСБ России. Это те ценности общества, которые не должны быть нарушены в ходе их деятельности. И, наконец, эти ценности должны быть исходными для построения всей ценностно-нормативной системы деятельности пограничников.
При этом базовые ценности нравственного поведения представляют собой специфические социальные определения объектов окружающего мира, выявляющие их положительное или отрицательное значение для человека и общества (благо, добро, зло, честность, верность, справедливость, трудолюбие, патриотизм) и выступающие как качества личности. Цена этих качеств очень высока, несмотря на то, что далеко не всегда они проявляются у людей, а те, кто ими обладают, пользуются уважением в обществе. Эти ценности, представленные в их совершенном, абсолютном значении, являются этическими идеалами.
Нравственные регуляторы выступают как правила поведения, ориентированные на указание ценности. Во всякой культуре имеется сложившийся набор общепризнанных нравственных регуляторов, в котором они приобретают статус моральных норм.
Ценности нравственного поведения и нравственные регуляторы тесно связаны между собой. Любая базовая ценность нравственного поведения предполагает наличие соответствующих регуляторов, нацеленных на ее воплощение. В то же время любой нравственный регулятор подразумевает наличие ценности, на которую он направлен.
Рассматривая поведение с нравственной точки зрения, появляется необходимость определения взаимоотношения поведения и морального сознания. Исходя из того, что человеческая деятельность предполагает сознательный выбор целей и средств для их достижения, можно предположить, что поведение людей включает в себя в качестве существенного элемента также деятельность сознания. Следовательно, говорить о человеческом поведении вне его связи с деятельностью сознания бессмысленно. Гегель, рассматривая нравственность в контексте деятельности, отмечал, что «действительное моральное сознание есть сознание, совершающее поступки».
Безусловно, сознание обладает относительно самостоятельной внутренней структурой, что позволяет в научных целях вычленять его в качестве самостоятельного объекта исследования. Но возможность такого абстрагирования совсем не означает, что сознание действительно существует независимо от поведения и находится рядом с ним или над ним.
Мысль о том, что нравственное сознание существует только в контексте поведения и что о моральном сознании людей можно судить, лишь наблюдая за их поступками, была широко представлена в философских учениях прошлого. Так, Аристотель в своей работе «Этика», раскрывая это положение, отмечал, что совершенный человек — добродетельный человек, но добродетель есть умение избрать надлежащий поступок. И кто думает, что может стать нравственным, только рассуждая о нравственности, также не может стать им, как не может стать здоровым больной, который внимательно слушает врачей, но не следует за их предписаниями на деле6.
Внешним проявлением содержания базовых ценностей нравственного поведения являются моральные качества личности. Моральные качества — это наиболее типичные нравственные черты поведения людей. Определяя моральные качества как «сущностные силы» или деятельные способности личности, можно утверждать, что моральные качества не могут пониматься как некие свойства индивидов безотносительно к тем или иным видам деятельности. Моральные качества — это духовно-практические свойства личности, реализуемые в объективно-предметной деятельности. Следовательно, моральные качества пограничника — это духовно-практические свойства его личности, реализуемые им в ходе выполнения задач по охране государственной границы.
Природа моральных качеств такова, что, с одной стороны, их нельзя свести к некоей «внутренней сущности» человека, противопоставленной практической деятельности, с другой стороны, их нельзя отождествлять с самой этой деятельностью. Как отмечает В.А. Блюмкин, «в нравственных качествах хорошо просматривается включенность морали во все виды социальной деятельности, индивидуального и массового поведения.
Моральные качества могут характеризовать как поступки, так и отдельные стороны поведения личности, выступающие как свойства ее характера (великодушие, правдивость, щедрость, скромность и т.п.). Понятие моральных качеств является общим понятием по отношению к понятию моральных норм, так как в них в обобщенной форме характеризуются и оцениваются определенные стороны поведения человека. Так, например, такие качества, как требовательность и ответственность, находят выражение в целом ряде частных норм поведения, исходя из которых человек определяет сам, как ему поступить в конкретной обстановке.
Успешное выполнение стоящих перед пограничными органами ФСБ России задач во многом обусловливается наличием у российских пограничников определенных моральных качеств, важнейшими из которых являются:
— любовь к своему Отечеству, народу, его языку и культуре. Именно верность Родине, преданность своему народу помогали российским пограничникам даже в самые трудные военные годы успешно решать задачи по защите общества и государства;
— чувство долга и личной ответственности, которые превращают требования морали в личную задачу каждого пограничника, что в значительной мере способствовало и способствует своевременному и эффективному решению задач, стоящих перед пограничными органами;
— честность, правдивость, скромность, достоинство и честь, отражающие наиболее характерные стороны поведения сотрудников пограничных органов;
— смелость, стойкость, выдержка и самообладание, которые не раз проявляли сотрудники пограничных органов в самых сложных и критических ситуациях.
Моральные качества содержат в себе оценочные характеристики, в которых осуществляется одобрение или осуждение, устанавливается соответствие или несоответствие поступка (мотива или поведения в целом), черт характера личности и т.д. определенным моральным требованиям7.
Базовые ценности являются важным составным элементом нравственной культуры российского пограничника. В свою очередь нравственная культура личности российского пограничника представляет собой диалектическое единство сознания и поведения, при этом моральные знания, ценности и нормы образуют «духовно-теоретическое» ядро нравственной культуры, нравственные отношения — ее функциональные связи, а поступки — ее материализацию.
Базовые ценности российских пограничников предполагают наличие источников своего формирования как ценностных оснований деятельности личности, в конкретном случае деятельности российского пограничника. Такими источниками базовых ценностей нравственного поведения российских пограничников можно считать:
— место и роль России в мире;
— национальные интересы;
— общественные идеалы;
— базовые ценности силовых органов государства;
— особенности профессиональной деятельности российских пограничников.
Положение страны будет являться одним из основных источников базовых ценностей нравственного поведения российских пограничников. В свою очередь это положение будет определяться, прежде всего, геополитическими факторами и закрепит в сознании российских пограничников те ценности, которые необходимы для надежной защиты страны, ее суверенитета, территориальной целостности, прав и свобод ее граждан.
Еще одним важным источником базовых ценностей нравственного поведения российских пограничников являются базовые ценности силовых органов государства. Ценности сотрудников силовых органов государства — это те ценности, которыми они должны руководствоваться в своей деятельности, это конечные основания их деятельности.
Ценностные основания деятельности сотрудников силовых органов государства — это та часть общих ценностей общества, которая реализуется в процессе позитивно значимого силового принуждения. Это те ценности общества, которые реализуются с помощью правового силового принуждения, на защиту которых непосредственно направлена их деятельность, которые не должны быть нарушены в ходе их деятельности, это ценности исходные для построения всей ценностно-нормативной системы деятельности силовых органов государства.
В обществе, где существует общезначимая система ценностей — силовые органы сориентированы на защиту этих ценностей.
Доминантные ценности — цели, на которую направлена деятельность.
Ограничивающие — те, которые нельзя нарушать, двигаясь в определенном направлении.
Направляющие ценности сотрудников силовых органов государства — это те ценности на достижение которых направлена их деятельность. К ним относятся:
— права и свободы граждан, закрепленные в национальном и отечественном праве;
— правовое государство, его территориальная целостность, суверенитет, его Конституция и законы, полномочия законной власти;
— собственность;
— внешний и гражданский мир;
— монополия силовых органов государства на применение силы;
Ограничивающие ценности сотрудников силовых органов государства — это те ценности, которые нельзя нарушать в процессе деятельности.
— права и свободы сограждан;
— лояльность законно избранной власти и подконтрольность ей, презумпция виновности;
— законосообразность, легальность действий — разрешено только то, что прямо предписано законом;
— внепартийность, надконфессиональность, надэтничность;
— политическая активность: активная защита и поддержка существующего политико-правового устройства, соразмерность средств, выделяемых на силовые органы и их размер возможностям общества и государства и существующим угрозам;
— нестяжательство и внекоммерционность, минимизация потерь личного состава.
Пограничные органы российского государства должны быть профессионально подготовлены, иметь в своем составе лучших представителей общества. Их конечные цели — общенациональные интересы, а не партийные, то есть интересы какой-либо части общества. Сотрудники пограничных органов должны быть сознательными защитниками политического строя и проводниками политики государства.
В основе построения базовых ценностей нравственного поведения российских пограничников должны лежать принципы гуманизма и государственно-правового патриотизма.
Таким образом, базовыми ценностями нравственного поведения российских пограничников в современных условиях целесообразно считать: Конституцию Российской Федерации; территориальную целостность; законность и правопорядок; демократические права и свободы граждан; безопасность государства и в том числе безопасность в пограничной сфере; обустроенность государственной границы; надежную охрану границы; борьбу с контрабандой как составляющую экономической безопасности; справедливость; образованность; профессионализм; равенство всех граждан перед законом; терпимость; сохранение окружающей среды, в том числе природного потенциала приграничья в интересах России и всего человечества; противодействие пандемиям как разновидности трансграничных угроз; усиление контроля за ветеринарной и фитосанитарной обстановкой на границе; способность пограничной охраны противостоять различным угрозам России в пограничной сфере и др.

Основа психологического компонента
Основной психологический компонент в структуре межличностных отношений — это позиция военнослужащего по отношению к каждому из своих товарищей. Она представляет собой комплекс чувств и оценочных суждений, которые формируются поступками и качествами личности другого человека. Знакомясь с сослуживцами, оценивая их поступки, знания и боевое мастерство, воин оценивает каждого. Его позиция имеет и определенную действенную сторону — готовность, стремление к соответствующим действиям по отношению к своим товарищам по службе. В случае, когда позиции людей характеризуются взаимностью, между ними образуется прочная двусторонняя социально-психологическая связь.
Межличностные отношения в развитом коллективе объединяют военнослужащих. Тем не менее, положение членов коллектива в этой системе неодинаково. Одни из них привлекают к себе симпатии большего числа товарищей, другие — меньшего. Есть воины, слабо связанные с товарищами, находящиеся как бы на периферии или даже вне коллектива.
Это те, которые почему-либо не завоевали уважения своих сослуживцев или же потеряли его. Временный отрыв от коллектива может быть обусловлен конфликтом, ссорой, а также другими причинами, которые порождают предпосылки замкнутости того или иного воина, его отход от коллектива.
Взаимоотношения каждого члена воинского коллектива со своими товарищами определяют его положение в неформальных микрогруппах, социально-ролевой статус и неформальную структуру коллектива. Как правило, в каждой группе есть один или несколько военнослужащих, к которым члены коллектива относятся с наибольшей симпатией, к их мнению прислушиваются и подчиняются их воле. Таких людей принято называть лидерами.
Лидер (от англ. — ведущий) -это авторитетный член коллектива или малой группы, личностное влияние которого позволяет ему играть главную роль в социальных процессах, ситуациях. Лидеры бывают формальными и неформальными.
Формальный лидер основывает свое влияние на членов группы правовым положением, регламентированным правовыми актами: законами, постановлениями, уставами, приказами и инструкциями.Неформальный лидер оказывает влияние на сослуживцев своими личностными особенностями: компетентностью, справедливостью, силой воли и характера, физическими данными, морально-нравственными и другими качествами.
Положение военнослужащего в коллективе зависит от его авторитета.Авторитет (от лат. — достоинство, сила, власть) — это признание группой лиц или коллективом личностных и деловых качеств кого-либо из своих членов, отражающее его способность влиять на положение дел в группе (коллективе). Понятие «авторитет» сходно с понятием «лидерство».
В каждом воинском коллективе имеется, как правило, несколько авторитетных людей.
Они являются показателем духовного, психологического богатства коллектива, признаком его силы.
Взаимные отношения людей в зависимости от сфер деятельности принято подразделять на официальные и неофициальные (см. схему 1).

Под официальными (служебными) понимаются отношения, регламентируемые законами, общевоинскими уставами. Они проявляются при выполнении учебно-боевых, служебных задач, в ходе несения боевого дежурства, караульной и внутренней служб (корабельной вахты). Официальные отношения определяются организационной структурой подразделения. Она закрепляет функции каждого военнослужащего, объем их обязанностей, прав и ответственности. Строятся такие взаимоотношения на основе законов, уставов, инструкций и распоряжений. В основе их — руководство и подчинение, сотрудничество.
В рамках служебных взаимоотношений, как правило, личные симпатии или антипатии играют не основную роль. А вот уровень знаний, развитие умений и навыков, боевого мастерства, опыт службы проявляется четче. Замечено: при осложнении обстановки начинают больше проявляться товарищеская взаимопомощь и взаимовыручка.
Неофициальные взаимоотношения (неформальные) складываются в зависимости от индивидуальных особенностей военнослужащих, их чувств, симпатий и антипатий, коллективных идеалов и внутриколлективных ролей, охватывают общественную деятельность, организацию отдыха и досуга. Они основаны на восприятии друг друга и зависят от их индивидуально-психологических особенностей.
Основными формами взаимоотношений являются: общение, совместная деятельность, поведенческие акты (поступки).Самая широкая разновидность взаимоотношений — товарищеские отношения. Они основаны, как правило, на деловых контактах, где цели, средства и результаты совместной деятельности и общения определяют развитие связей и распределение общих функций. Отсюда и устоявшаяся форма обращения военнослужащих друг к другу — «товарищ».
Дружба — также одна из разновидностей взаимоотношений людей, возникающая из взаимного содействия и понимания. Она зарождается с симпатии к другому человеку, его уважения. Если симпатия основана, как правило, на эмоциях, то уважение — на признании высоких нравственных качеств. Взаимоотношения подразделяются на: межличностные, межгрупповые, между группой и личностью.
В ходе становления воинского коллектива формируется социальный статус, определяется общественная роль каждого члена коллектива.Статус — положение военнослужащего в системе межличностных отношений, определяющее его права, обязанности и привилегии. В различных группах один и тот же военнослужащий может иметь разный статус.Роль — соответствующий принятым нормам способ поведения людей в зависимости от их статуса или позиции в системе межличностных отношений. Например: «лидер», «партнер», «соперник», «отверженный», «покровитель», «последователь» и т.д.
Каждая роль соответствуетопределенному социальному статусу.В своей деятельности военнослужащим, как правило, приходится иметь дело с неформальными, стихийно образуемыми микрогруппами, т.е. узкими группами военнослужащих, насчитывающих два-три и более человека. Они образуются как в рамках одного подразделения, так и из числа военнослужащих разных подразделений, существование которых не предусмотрено, естественно, штатной организацией, ни какой-либо структурой общественных органов. Эти микрогруппы могут иметь положительную или отрицательную направленность.
Микрогруппы с положительной направленностью возникают на основе стремления военнослужащих к сотрудничеству и взаимопомощи на основе общих интересов, например, к военной специальности, рационализаторству, спорту и т.д. Взгляды и мнения в этих группах обычно совпадают. Взаимоотношения интересов не носят конфликтного характера. Также микрогруппы способствуют формированию коллективизма и воспитанию лучших черт личности военнослужащего.
Микрогруппы с отрицательной направленностью чаще всего возникают на основе эгоистических стремлений одного или нескольких наиболее сильных и влиятельных среди военнослужащих, стремящихся добиться для себя определенных льгот, преимуществ, поставить свои интересы выше интересов коллектива, что достигается ими с помощью морально-психологического влияния на сослуживцев. К сожалению, бывают случаи, когда межличностные отношения складываются под влиянием нравственно незрелых людей и микрогрупп, вследствие чего товарищеские отношения подменяются попытками ущемления личного достоинства некоторых военнослужащих. Гармония взаимоотношений сменяется стремлением к превосходству, навязыванию своей воли более слабым, другими нарушениями уставных норм. Из-за таких явлений в воинских коллективах в нашей армии ежегодно сотни молодых людей теряют здоровье, а порой — жизни, а армия теряет свой авторитет. Бороться с «неуставщиной» — дело не только командира, а и всего коллектива. Порой при безмолвном попустительстве один-два негодяя измываются над всеми остальными. Поэтому каждому стоит задуматься и пересмотреть взгляд на собственное отношение к безразличию, которое оборачивается предательской трусостью, инфальтильностью, рабской покорностью. Ведь пока мы сами не научимся и не станем уважать себя, нас не начнут уважать другие. Таким образом, взаимоотношения в воинском коллективе имеют свои особенности, знание и учет их в служебной деятельности помогают обеспечивать процессы взаимодействия, общения, оказывать помощь и поддержку, согласовывать совместные усилия при решении общих задач.  Руководителям -командирам трудно постоянно изобретать новые формы работы. Как говорят, всё новое – хорошо забытое старое. Это справедливо, но лишь отчасти. Главным аспектом воспитательной работы в советский период была идеологическая основа. Сегодня, когда государством не выработана национальная идея, воспитателям остаётся опираться лишь на вечные ценности и традиции. При этом старые формы и методы работы нужно обновлять, поскольку контингент сотрудников сегодня совершенно иной. В итоге, многим сегодня комфортней работать по старинке. Понятно, что кардинально изменить ситуацию только новыми методами, к тому же взвалив весь груз ответственности на воспитателей, не удастся. Ведь пограничники – часть общества. Они несут на себе печать тех социальных «болезней», которые характерны для всего российского государства. И всё же первые результаты уже видны. Дело не только в общем сокращении количества преступлений, которое в пограничных органах идёт гораздо быстрее, чем у других «силовиков». Руководством ФСБ России сделаны важные шаги к очищению своих рядов, повышению значения корпоративной этики в процессе оперативно-служебной деятельности, созданы правовые механизмы для «фильтрации» и ротации кадрового состава. В этих условиях воспитательная работа не только не теряет своей значимости, но и приобретает дополнительные ориентиры и задачи.

Категории моральной деятельности, отношений и сознания как составляющие морали
В системе категорий современной этики воссоздается структура морали как целостного общественного образования, обладающего множеством сторон и моментов. Основу такой системы составляют категории моральной деятельности, нравственных отношений и морального сознания, которые отражают три основные стороны морали — со- держание предписываемых и оцениваемых нравственностью действий и их нравственных мотиваций; способ регуляции этой деятельности моралью, выражающийся в совокупности общественных связей, направляющих и контролирующих индивидуальное и коллективное поведение; наконец, идеальное отражение деятельности и отношений морали в сознании и их специфическое нравственное обоснование. Категория нравственной деятельности включает следующие моменты: структура отдельного поступка и составляющие его элементы (мотив, побуждение, намерение, выбор, решение, деяние, цели и средства, последствия) , общая линия поведения индивида (в том числе нравственные привычки, навыки, склонности, убеждения, чувства) ; нормы поведения и нравы общества, составляющие в совокупности его нравственный образ жизни в целом. Анализ структуры нравственных отношений и нравственного сознания позволяет установить соотношение таких категорий, как нравственное требование, обязанность, долг, ответственность, достоинство личности, совесть, отражающих различные формы отношения личности к обществу, а также взаимосвязь таких категорий, как норма, моральное качество, оценка, нравственный принцип, общественные и нравственные идеалы, добро и зло, справедливость, смысл жизни, назначение и счастье человека, составляющие логический каркас всякой системы морали и наполняющие каждый раз иным содержанием.
Моральное сознание как система оценок со знаками плюс или минус, отражает действительность сквозь призму одобрений и осуждений, через противоположность добра и зла, отношение и деятельность, намерения — эти категории в опросах этики первостепенное значение. Аристотель, впервые в европейской этике всесторонне рассмотрел понятие «намерение», понимал его именно как основание добродетели и сознательно противопоставлял, отличал от воли и представления («Никомахова этика», книга III, гл.4, 5, 6, 7). Намерение не имеет дело с тем, что невозможно осуществить, а направлено на то, что во власти человека, оно касается средств достижения цели (нельзя сказать: я намереваюсь быть блаженным) в отличие от воли вообще, которая может иметь дело с невозможным (желание бессмертия, например) , и направлять на то, что вне нашей власти (желание победы тому или иному атлету в соревновании) , касается целей человека. Рациональное зерно мысли Аристотеля, согласно которой намерение касается средств, а воля — целей человеческой деятельности, состоит в том, что содержанием намерения могут быть, как правило, цели осуществимые, реальные, взятые в единстве со средствами их достижения. Намерение также не есть представление.
Первое всегда практически ориентировано, выделяет в мире только то, что во власти человека, второе простирается на все: и на вечное, и на невозможное; первое различается добром излом, второе — истинностью и ложностью; первое есть указание к действию, говорит о том, чего добиваться и чего избегать, что делать с предметом; второе анализирует, что такое сам предмет и чем он полезен; первое хвалят, когда оно сообразуется с долгом, второе — когда оно истинно; первое касается того, что известно, второе того, что нам неизвестно.

Нравственная и моральная культура сотрудника пограничной службы

Нравственная культура занимает одно из центральных мест в личной культуре сотрудников правоохранительных органов. Это обусловлено характером их деятельности, т.к. она связана с обеспечением прав и свобод граждан, выполнением их обязанностей перед обществом и государством.
Советский военачальник М.В. Фрунзе, отмечал «армия с устойчивой моралью будет армией непобедимой». Его слова мог бы поддержать Ганнибал столкнувшийся с тем, что в течение одного месяца, в Капуе, его войско занимаясь грабежами, разбоями и увеселениями морально разложилось превратившись в вооруженный сброд, что предопределило победу римлян.
Термин «нравственная культура» образовался на базе двух понятий «нравственность» и «культура».
Нравственность как известно, это практическая воплощенность моральных идеалов, целей и установок в различных формах социальной жизнедеятельности, в культуре поведения людей и отношениях между ними. Само слово «культура», как известно, происходит от латинского «cultura», что в переводе на русский означает возделывание, обработка, совершенствование, образование, воспитание. Субъекта культуры, ее носителем являются как общество в целом, так и его структурные образования: нации, классы, социальные слон, профессиональные общности и каждый человек в отдельности. И во все этих случаях культура выступает как качественная характеристика степени совершенства любой сферы человеческой жизнедеятельности и самого человека. Человек является субъектом и объектом культуры. Специфика культуры заключается в том, что она раскрывает качественную сторону человеческой деятельности, показывая, насколько последняя выступает реализацией творческих потенций человека, насколько эта деятельность соответствует определенны» требованиям и нормам.
Уровень нравственного развития общества и личности может быть разным: высоким или низким, поскольку степень усвоения нравственных ценностей, выработанных обществом, и в особенности их реализации на практике в разное время, различна. Когда эта степень, этот уровень высоки, мы говорим о высокой нравственной культуре общества и наоборот. Сейчас, в переходный период, нравственное здоровье нашего общества и многих его граждан внушает серьезные опасения. Эгоизм в яичных отношениях активно теснит коллективизм и гуманизм. Нравственная культура как общества, так и отдельных людей резко снизилась.
Не обошло стороной это обстоятельство и пограничные органы и их сотрудников. Правда, верно и другое: трудности, встающие перед ними, высветили и тот факт, что многие из них на деле показали свою высокую нравственную культуру, свои прекрасные нравственные качества, а иные, выполняя свой служебный долг, к сожалению, отдали во имя блага Отечества самое дорогое — свою жизнь. В структурном отношении культуру личности можно рассматривать исходя из различных оснований, добиваясь таким образом всесторонности, ибо только это, при прочих равных условиях, избавит нас от серьезных ошибок, С точки зрения соотношения духовного и практического в ней с полным основанием можно выделить следующие уровни: теоретический или рациональный, чувственно-психологический и деятельностный. Таким образом, можно с основанием утверждать, что культура — это духовный потенциал личности в действии.
В системе категорий современной этики воссоздается структура морали как целостного общественного образования, обладающего множеством сторон и моментов. Основу такой системы составляют категории моральной деятельности, нравственных отношений и морального сознания, которые отражают три основные стороны морали — со- держание предписываемых и оцениваемых нравственностью действий и их нравственных мотиваций; способ регуляции этой деятельности моралью, выражающийся в совокупности общественных связей, направляющих и контролирующих индивидуальное и коллективное поведение; наконец, идеальное отражение деятельности и отношений морали в сознании и их специфическое нравственное обоснование. Категория нравственной деятельности включает следующие моменты: структура отдельного поступка и составляющие его элементы (мотив, побуждение, намерение, выбор, решение, деяние, цели и средства, последствия) , общая линия поведения индивида (в том числе нравственные привычки, навыки, склонности, убеждения, чувства) ; нормы поведения и нравы общества, составляющие в совокупности его нравственный образ жизни в целом. Анализ структуры нравственных отношений и нравственного сознания позволяет установить соотношение таких категорий, как нравственное требование, обязанность, долг, ответственность, достоинство личности, совесть, отражающих различные формы отношения личности к обществу, а также взаимосвязь таких категорий, как норма, моральное качество, оценка, нравственный принцип, общественные и нравственные идеалы, добро и зло, справедливость, смысл жизни, назначение и счастье человека, составляющие логический каркас всякой системы морали и наполняющие каждый раз иным содержанием.
Моральное сознание как система оценок со знаками плюс или минус, отражает действительность сквозь призму одобрений и осуждений, через противоположность добра и зла, отношение и деятельность, намерения — эти категории в опросах этики первостепенное значение. Аристотель, впервые в европейской этике всесторонне рассмотрел понятие «намерение», понимал его именно как основание добродетели и сознательно противопоставлял, отличал от воли и представления («Никомахова этика», книга III, гл.4, 5, 6, 7). Намерение не имеет дело с тем, что невозможно осуществить, а направлено на то, что во власти человека, оно касается средств достижения цели (нельзя сказать: я намереваюсь быть блаженным) в отличие от воли вообще, которая может иметь дело с невозможным (желание бессмертия, например) , и направлять на то, что вне нашей власти (желание победы тому или иному атлету в соревновании) , касается целей человека. Рациональное зерно мысли Аристотеля, согласно которой намерение касается средств, а воля — целей человеческой деятельности, состоит в том, что содержанием намерения могут быть, как правило, цели осуществимые, реальные, взятые в единстве со средствами их достижения. Намерение также не есть представление. Первое всегда практически ориентировано, выделяет в мире только то, что во власти человека, второе простирается на все: и на вечное, и на невозможное; первое различается добром излом, второе — истинностью и ложностью; первое есть указание к действию, говорит о том, чего добиваться и чего избегать, что делать с предметом; второе анализирует, что такое сам предмет и чем он полезен; первое хвалят, когда оно сообразуется с долгом, второе — когда оно истинно; первое касается того, что известно, второе того, что нам неизвестно. К тому же, завершает свою сравнительную характеристику Аристотель, лучшие намерения и лучшие представления встречаются не у одних и тех же людей. Собственный существенный признак намерения Аристотель усматривает в том, что ему предшествует предварительный выбор, взвешивание мотивов, под которыми он прежде всего понимает различную побуждающую роль разума и удовольствий: » Оно есть нечто, что избирается преимущественно перед другими».
Понятие намерения фиксирует в себе отмеченные нами выше особенности, своеобразие функционирования нравственного требования в отдельном индивиде. Оно есть такое идеальное побуждение к действию, которое включает в себя в качестве собственных моментов и волеизъявление и целеполагание, но само является более богатым и конкретным по содержанию. Если воля выражает наше личностное от- ношение к миру, субъективную заинтересованность и для воли существенно, что она моя воля, а для целеполагания, наоборот, характерно рассмотрение предметов в их собственных объективных соотношениях, как они существуют сами по себе, и для цели существенно, что она объективна, то намерение есть единство того и другого. Для него существенно, что оно есть мое стремление к объективно необходимому. Действие, поскольку оно управляемо, соотнесено с намерением, выступает как нравственный поступок. Невинность, замечает Гегель, не есть добродетель. Добро полагает себя не случайно, а необходимо как добро. Оно сознательно мыслит свое содержание через активное противостояние злу. И нравственный поступок в этом смысле есть поступок, который совершен потому, что он нравственный. Это предполагает, что поступок, или собственно действие, надо соотносить не только с предыдущей, но и с последующей моральной рефлексией индивида, ибо знание того, что нравственно вообще, не гарантирует правильного решения, что нравственно в каждом отдельном случае, и часто только по последующей реакции на действие можно судить о первоначальном намерении. Поскольку объективно возможны несовпадения между непосредственным побуждением и действительным значением поступка, то важно знать, как этот поступок ложится в ряд других поступков данного индивида, насколько он для него типичен. Поэтому нравственный поступок иначе еще можно определить как поступок нравственного человека. Объясняя смысл этой тавтологии, какой она на первый взгляд кажется мы хотим еще раз с благодарностью процитировать великого Аристотеля: » итак, действия называются тогда справедливыми и умеренными, когда они таковые, какие мог бы совершить справедливый и умеренный человек; справедливый же и умеренный человек не тот, кто поступает так (ибо он мог поступить так и случайно) , но тот, кто поступает так, как справедливые и умеренные».

Заключение
Система угроз безопасности личности, обществу и государству в пограничной сфере и необходимость противостояния им, обусловили необходимость подготовки и проведения политических, военных, экономических и иных мер. В их числе перестройка системы образования, введение новых видов обеспечения, таких как морально-психологическое, специальное информационное и другие. Обеспечение безопасности в пограничной сфере в современных условиях требует от всего личного состава войск и органов, и в первую очередь от офицерского корпуса высокой психологической готовности, развития преимущественно качественных параметров Пограничной службы (ПС) Российской Федерации. Это и предусматривает концепция охраны государственной границы, территориального моря, исключительной экономической зоны и континентального шельфа, в соответствии, с которой особые требования предъявляются к подготовке офицерских кадров, к уровню их профессиональной готовности. Среди приоритетных направлений в работе с ними одно из ведущих мест занимает психологическая подготовка молодых офицеров к военно-профессиональной деятельности, формирование у них тех личностных психологических структур, которыми определяется высококачественное, заинтересованное отношение к своим служебным обязанностям. Весьма актуальной в этой связи выступает научная задача формирования психологической готовности у курсантов высших военных заведений ПС России на этапе овладения профессией офицера-пограничника.
Трудности, которые приходится преодолевать молодым офицерам-пограничникам в современных условиях функционирования Пограничной службы Российской Федерации, обусловлены как объективными, так и субъективными предпосылками8. К объективным предпосылкам можно отнести то, что в сложившейся системе внешних и внутренних, реальных и потенциально действующих угроз безопасности личности, обществу и государству на государственной границе и приграничных территориях войска и органы Пограничной службы России выполняют поставленные задачи по обеспечению пограничной безопасности, нерушимости государственной границы и территориальной целостности нашего государства. Выпускники военно-учебных заведений встретятся с реальными угрозами интересам пограничной безопасности России, которые не снижаются, а по отдельным параметрам нарастают. Особенно напряженной военно-политическая и оперативная обстановка остается на участке Северо-Кавказского регионального управления. Обострение обстановки в регионе может быть вызвано и негативным развитием ситуации в грузинском приграничье, где нарастает активность боевиков. Не менее сложной остается обстановка на Центрально-азиатском направлении. Здесь определяющими факторами по-прежнему будут являться: продолжение внутри афганского противостояния; активизация деятельности исламских экстремистских организаций на территории Таджикистана, Узбекистана и Киргизии, недостаточная защищенность внутренних границ между государствами Центрально-азиатского региона9. На других участках государственной границы войска и органы Пограничной службы ведут непрерывную борьбу с незаконной миграцией, контрабандной, иной противоправной деятельностью, противостоят увеличению масштабов браконьерства, охраняют морские биоресурсы Российской Федерации. К субъективным же причинам можно отнести низкий уровень психологической готовности офицеров к исполнению своих профессиональных обязанностей. Это объясняется тем, что ныне в условиях коренных изменений в общественной жизни и пограничной службе происходят серьезные трансформации в психике, сознании офицеров, особенно у тех из них, которые находятся на одном из самых сложных этапов своей служебной карьеры — этапе адаптации и профессионального становления.
На служебной деятельности молодых офицеров-пограничников сказывается недостаточная материальная обеспеченность и социальная защищенность, отсутствие уверенности в жизненной и профессиональной перспективности.
Список использованной литературы
Бишоп С., Тейлор Д. Тренинг изменений в организации. – СПб.: Питер, 2007. – 384 с.
Буранов С, Баклановский С. Психология межличностного общения // Ориентир. — 2006. — № 4.Гурин В. Социально-психологические основы взаимоотношений в воинском коллективе и пути их укрепления // Ориентир. — 2001 — №7.
Гительмахер Р.Б. Восприятие руководителя подчиненными. – Иваново, Изд-во Феникс, 2004. – 290 с.
Еникеев М.И. Общая и социальная психология: Учебник для вузов – М.: Норма, 2006. – 624 с.
Жариков Е.С. Психология управления. Книга для руководителя и менеджера по персоналу. – М.: МЦФЭР, 2002. – 512 с.
Изотов В. Психологический климат и проблемы психологической совместимости в коллективе. // Деловой мир. – 2003. — № 6.
Кричевский Р.Л. Если Вы – руководитель… — СПб.: Питер, 2006. – 258 с.
Лукичева Л.И. Управление организацией. – М.: Омега-Л, 2004. – 360 с.
Магура М.И., Курбатова Е.Б. Современные персонал-технологии. // Управление персоналом. — 2003. — № 2.
Машков В.Н. Психология управления. Учебное пособие. – СПб., 2008. – 208 с.
Психологические тесты / под ред. А.А. Карелина: в 2-х т. – М: Владос, 2003. – Т. 2. – 248 с.
Попов Д.Г. Морально-психологическое состояние сотрудников и социально-психологический климат служебного коллектива Электронный ресурс, 2009.
Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства. – М.: Академия, 2004. – 480 с.
Ромашев О.В., Ромашева Л.О. Социология и психология управления. – М.: Норма, 2008. – 512 с.
Розанова В.А. Психология управленческой деятельности. – М.: Экзамен, 2003. – 192 с.
Сластенин В.А., Каширин В.П. Психология и педагогика. – М.: Академия, 2007. – 367 с.
Сухов А.Н., Бодалев А.А., Казанцева В.Н. и др. Социальная психология. – М.: Академия, 2006. – 600 с.
Таранов П.С. Приемы влияния на людей. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2007. – 278 с.
Фатеев Н.М. Влияние особенностей управления на социально-психологический климат коллектива. // Вопросы психологии. – 2005. — № 1.
Шекшня С.В. Управление персоналом современной организации. – М.: Интел-Синтез, 2004. – 368 с.
Морально-психологическое обеспечение служебно-боевой деятельности Федеральной пограничной службы Российской Федерации: Учеб. пособие / Под общ. ред. В.М. Круглика. М.: Граница, 2009.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

10 + 6 =

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Adblock detector