СОДЕРЖАНИЕ Введение Раскройте роль и значение органов местного самоуправления в государственной Российской империи второй половины XIX в

СОДЕРЖАНИЕ

Введение
Раскройте роль и значение органов местного самоуправления в государственной Российской империи второй половины XIX в.
Какие изменения произошли в государственном аппарате в связи с началом Великой Отечественной войны
Казус
Казус
Заключение
Список использованных источников 3

4

7
14
15
17
18

ВВЕДЕНИЕ

История государственного управления России является исторической наукой. Она – часть истории российского общества и стоит в одном ряду с историей общественной мысли, историей развития производительных сил, историей искусств и т. д.
История государственного управления России изучает как закономерности, так и особенности государственно-правовых явлений в их целостности, единстве, хронологической последовательности, взаимосвязи и взаимозависимости. Государственное управление это сложное и многоплановое явление. Под государственным управлением понимают целенаправленные действия государственных органов и служащих по планированию, организации, мотивации, контролю, принятию и реализации актов (управленческих решений).
Государство является важнейшим институтом политической системы общества, организующим, направляющим и контролирующим совместную деятельность и отношения людей, общественных групп, классов и ассоциаций. Оно – центральный институт власти в обществе и концентрированное осуществление этой властью политики и управления.
Наличие системы права и органов управления является одним из его признаков. Судебная система является одним из рычагов государственного управления.
Для изучения истории государственного управления в данной работе рассмотрены вопросы об органах местного и государственного самоуправления разных эпох, и судебные прецеденты на основании разных правовых актов. Их изучение является целью настоящей работы для углубленного понимания истории.
Раскройте роль и значение органов местного самоуправления в государственной Российской империи второй половины XIX в.

Местное управление до середины XIX в. строилось на основе актов 1775-1785 гг. и включало в себя два звена: коронную администрацию (губернские и уездные учреждения) органы сословного (дворянского и городского) самоуправления. В 1837 г. появилась новая административно-территориальная единица – стан. Он представлял собой административно-полицейский округ, состоял из нескольких волостей и возглавлялся становым приставом. На территории уезда создавалось по два-три стана. Реформы 60-70-х гг. XIX в. привели к созданию крестьянского сословного самоуправления, а также к проявлению органов губернского, уездного и городского самоуправления, носивших всесословный характер.
По реформе 1861 г., освободившей помещичьих крестьян от крепостной зависимости, были образованы органы местного крестьянского общественного управления. Крестьяне одного или нескольких селений образовывали сельское общество, которое должно было иметь свой сельский сход. На сходе избирался сельский староста, раскладывались повинности, осуществлялись земельные переделы. Сельские общества объединялись в волости. На территории волости функционировали волостной сход, волостное правление и волостной суд.
Все выборные органы и должностные лица крестьянского самоуправления избирались на трехлетний срок.
В 1889 г. деятельность органов местного крестьянского общественного управления была поставлена под контроль земских начальников, назначавшихся министром внутренних дел по представлению губернаторов и губернских предводителей дворянства, как правило, из потомственных дворян. Институт земских начальников вводился на территории 40 губерний страны.
В 60-70-х гг. XIX в. в губерниях, уездах и городах создаются всесословные органы местного самоуправления. В 1864 г. была проведена земская реформа. Земские учреждения формировались путем выборов. Все избиратели делились на три курии (избирательные собрания), образуемые по имущественному принципу. В первую курию – уездные землевладельцы – входили лица, имевшие не менее 200 десятин земли или обладавшие недвижимостью на сумму не менее 15 тыс. рублей. Во вторую курию – городские избиратели – включались купцы трех гильдий, владельцы предприятий с оборотом свыше 6000 рублей или недвижимого имущества на сумму не менее 500 рублей в небольших и не менее 2 тыс. рублей в крупных городах. Третья курия – выборные от сельских обществ – состояла преимущественно из крестьян.
Избранное уездное земское собрание являлось распорядительным органом местного самоуправления. Его председателем был уездный предводитель дворянства. Исполнительным органом местного самоуправления являлась уездная земская управа, состоявшая из председателя и членов.
Сфера деятельности земств ограничивалась хозяйственными и социальными вопросами местного значения.
Роль органов местного самоуправления заключалась в том, что крестьяне могли сами решать свои вопросы.
Земская контрреформа 1890 г. преследовала цель ограничить самостоятельность земских учреждений.
Городская реформа готовилась одновременно с земской, но была проведена позднее – в 1870 г. По «городскому положению» создавались всесословные органы городского самоуправления – городские думы и управы. Избирательные права предоставлялись лицам мужского пола, достигшим 25 лет и платившим в пользу государства налоги и сборы. Они делились на три курии – крупных, средних и мелких налогоплательщиков. Председателем и городской думы, и городской управы был городской голова. Все органы городского самоуправления избирались на четырёхлетний срок.
Городская контрреформа 1892 г. поставила органы городского самоуправления в большую зависимость от губернских и городских властей. Замена налогового ценза имущественным резко уменьшило число городских жителей, обладавших избирательным правом. Для мелких городов вводилось «упрощенное управление», лишь внешне похожее на местное самоуправление.

Какие изменения произошли в государственном аппарате в связи с началом Великой Отечественной войны.

После нападения фашистской Германии на СССР в советском государственном аппарате были произведены необходимые изменения, вызванные военными обстоятельствами. Органы государственной власти и управления, как центральные, так и местные, в годы войны сохранили свои полномочия. Верховный Совет СССР, его Президиум, СНК и наркоматы не распускались, а продолжали действовать. Аналогично было и в республиканских органах, и местных советских учреждениях.
Война наложила отпечаток на работу властных структур, подчинив ее потребностям военного времени. 22 июня 1941 г. был принят Указ Президиума Верховного Совета СССР «О военном положении», которое вводилось на всей европейской части страны. На этой территории все функции органов государственной власти и управления в отношении организации обороны, сохранения общественного порядка и обеспечения государственной безопасности переходили к военным властям. Для обеспечения бесперебойной работы предприятий в военном режиме вводились чрезвычайные меры регулирования военных объектов, борьбы с эпидемиями, вводились чрезвычайные меры регулирования трудовых отношений. Им предоставлялось право регулировать время работы учреждений и предприятий, привлекать население и транспортные средства для оборонных целей и охраны народно-хозяйственных и военных объектов. Военные власти могли издавать постановления, обязательные для исполнения всего населения, а также для местных органов власти и общественных организаций. Позднее указами Президиума Верховного Совета СССР военное положение было введено в Грузинской ССР, в некоторых городах Закавказья, по берегам Черного и Каспийского морей, а также на всех железных дорогах, на морском, речном и воздушном транспорте. Введение военного положения на транспорте приравнивало его рабочих и служащих к военным и повышало дисциплину труда, в том числе и путем уголовной ответственности за проступки и преступления.
В целях обеспечения своевременного и быстрого решения оперативных вопросов в условиях военного времени 1 июля 1941 г. было принято Постановление «О расширении прав народных комиссаров СССР в условиях военного времени», в котором наркоматам давалось право распределять и перераспределять материальные ресурсы, разрешать пуск в эксплуатацию строящиеся предприятия и их отдельные части, производить затраты на восстановление разрушенных военными действиями предприятий и жилищ. В деятельности Советов и их исполнительных комитетов (исполкомов) на первый план выходили вопросы, связанные с организацией вооруженной защиты Отечества. Мобилизация населения, снабжение Красной Армии вооружением и обмундированием, создание приемлемых условий для жизни и труда, оставшихся в тылу людей – все эти проблемы решались партийными и советскими органами. Усилилось слияние их аппаратов. Они совместно решали важнейшие вопросы военной, мобилизационной и хозяйственной жизни.
Деятельность союзных наркоматов как органов управления в связи с военным временем не сворачивалась, а, наоборот, приобретала новые грани. 1 июля 1941 г. СНК СССР принял Постановление «О расширении прав народных комиссаров СССР в условиях военного времени». Руководители наркоматов, а также директора заводов, начальники строек получали широкие полномочия в пределах своей компетенции, что способствовало повышению эффективности управления и своевременному решению поставленных перед ними задач. В июле 1941 года СНК принял Постановление «О предоставлении Совнаркомам республик и край (обл.) исполкомам права переводить рабочих и служащих на другую работу». Это решение давало права местным властям за отказ от перехода на другую работу подвергать виновных судебной ответственности как за самовольный уход с работы.
При Совнаркоме СССР возник ряд главков, ведавших снабжением промышленности: Главснабнефть, Главснабуголь, Главснаблес и др. Создавались новые подразделения и в наркоматах. Нужды войны требовали создания ряда новых союзных наркоматов. Были образованы наркоматы по отраслям промышленности, производившим вооружение: в сентябре 1941 г. был создан и действовал по октябрь 1945 г. Народный комиссариат танковой промышленности СССР; с ноября 1941 г. по февраль 1946 г. работал Народный комиссариат минометного вооружения СССР, преобразованный из Наркомата общего машиностроения. В августе 1941 г. было создано Главное управление тыла Красной Армии, возглавляемое заместителем наркома обороны. Были созданы военные советы фронтов, армий, флотов и флотилий. Их возглавлял командующий – председатель Военного Совета. Также в начале войны было создано Советское информационное бюро (Совинформбюро).
В годы войны происходит расширение прав союзных республик. 1 февраля 1944 г. на сессии Верховного Совета СССР был принят закон «О создании войсковых формирований союзных республик». В результате этого постановления Верховные Советы союзных республик учредили наркоматы обороны, назначили наркомов и внесли в связи с этим изменения в свои конституции. Таким образом, общесоюзный Наркомат обороны «в целях усиления оборонной мощи» СССР был преобразован в союзно-республиканский. Наряду с централизацией управления в годы войны проявилась и другая тенденция во взаимоотношениях центральных властей с республиками. В конце января – начале февраля 1944 года состоялась сессия Верховного Совета СССР, которая 1 февраля 1944 г. приняла Закон «О предоставлении союзным республикам полномочий в области внешних сношений и преобразовании в связи с этим Народного комиссариата иностранных дел из общесоюзного в союзно-республиканский Народный комиссариат». Этот закон был продиктован стремлением советского руководства занять более выгодную позицию в послевоенном устройстве мира. Для этого необходимо было включить союзные республики в международную жизнь как субъекты международного права. В связи с этим законом федеративные республики СССР могли вступать в непосредственные связи с иностранными государствами и заключать с ними соглашения. Произошли изменения в области уголовного права. Большая ответственность в годы войны легла на карательные органы страны.
В июле 1941 г. был воссоздан единый НКВД, в апреле 1943 г. выделился самостоятельный Наркомат госбезопасности, а Главное управление военной контрразведки (СМЕРШ) передано в состав Наркомата обороны. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 22 июня 1941 г. утвердил Положение о военных трибуналах в местностях, объявленных на военном положении и в районах военных действий. Расширялись права военных трибуналов. В связи с войной был изменен процессуальный порядок рассмотрения дел в военных трибуналах: жалобы и протесты на приговоры трибуналов не допускались. Приговоры приводились в исполнение немедленно, о приговорах к высшей мере наказания сообщалось телеграммой председателю Военной коллегии Верховного Суда СССР».
Несмотря на то, что эти процессуальные порядки носили явно драконовский характер, следует учитывать то, что когда стране сложилась чрезвычайная обстановка, то встал вопрос о самом существовании Советского государства. Все изменения в системе управления не могли решить задач военного времени. Поэтому наряду с традиционными формами власти и управления с началом войны были созданы чрезвычайные специальные органы с особыми полномочиями. Чрезвычайными эти органы были потому, во-первых, что их создание не было предусмотрено Конституцией СССР; во-вторых, их полномочия были выше, чем у конституционных органов власти и управления. Уже в первые дни войны стала видна недостаточность предпринятых для отражения агрессии мер.
Очевидной становилась необходимость сосредоточения всей полноты власти в одних руках, где бы не было разделения на партийные, государственные и военные органы, где быстро и авторитетно решались бы любые вопросы управления. Таким органом и стал Государственный Комитет Обороны (ГКО), созданный совместным постановлением Президиума Верховного Совета СССР, ЦК ВКП(б) и СНК СССР 30 июня 1941 г. Первоначально в состав ГКО вошли 5 человек, а затем был расширен до 9 человек, а к окончанию войны сократился до 8. Возглавил ГКО Сталин. 17 сентября 1941 г. ГКО издал постановление «Об обязательном всеобщем обучении военному делу граждан СССР», по которому с 1 октября 1941 г. вводилось обязательное военное обучение всех граждан СССР мужского пола от 16 до 50 лет. Организация этого обучения была возложена на Наркомат обороны и его органы на местах. В составе Наркомата обороны было образовано Управление всеобщего военного обучения (Всеобуч). Через наркоматы ГКО руководил работой государственных учреждений и ведомств, а через Ставку Верховного Главнокомандования осуществлял руководство вооруженной борьбой с захватчиками. Упразднен был ГКО Указом Президиума Верховного Совета СССР 4 сентября 1945 г. ГКО обладал неограниченными полномочиями. Его состав свидетельствовал, что в нем собраны наиболее дееспособные и авторитетные люди из высших партийных и государственных органов, наделенных легитимными властными полномочиями. Несмотря на малочисленность ГКО, условия военного времени не позволяли ему собираться регулярно и в полном составе. Решения принимались председателем или заместителем по согласованию с другими членами ГКО.
Постановления Государственного Комитета Обороны имели силу законов военного времени. Все организации – партийные, советские, хозяйственные, общественные – обязаны были неукоснительно выполнять любые постановления и распоряжения ГКО. Комитет обходился небольшим собственным аппаратом управления. Руководство он осуществлял через партийные и советские структуры власти. В республиках, краях и областях, а также в военных, промышленных наркоматах были учреждены должности уполномоченных ГКО.
Претерпели изменения в годы Великой Отечественной войны и Вооруженные Силы СССР. Для руководства военными действиями на следующий день после начала Великой Отечественной войны Постановлением СНК и ЦК ВКП(б) была создана Ставка Главного Командования. 10 июля 1941 г. она была преобразована в Ставку Верховного Главнокомандования. Ставка должна была осуществлять стратегическое руководство вооруженными силами страны. Возглавил этот орган и был назначен Главнокомандующим Вооруженными Силами СССР Сталин.
На первом этапе войны в силу недостаточной подготовленности страны к активной обороне многие районы СССР оказались оккупированными фашистскими войсками. Несмотря на жесточайшие репрессии, фашистам не удалось полностью парализовать и ликвидировать советскую систему управления на захваченной территории. В зоне немецкой оккупации продолжали действовать или создавались вновь партийные и советские органы. Они опирались на подпольное движение и партизанские формирования.
Партизанское движение зародилось вскоре после оккупации части советской территории. Однако широкий и организованный размах оно получило после того, как было организовано надлежащее управление партизанскими отрядами и формированиями. 30 мая 1942 г. ГКО принял Постановление «О создании при Ставке Верховного Главного Командования Центрального штаба партизанского движения». В республиках, краях и областях были созданы соответствующие штабы, руководившие партизанским движением. При Военных советах фронтов также создавались партизанские штабы. В тылу немецко-фашистских войск создавались партизанские края, зоны, где восстанавливались органы советской власти, колхозы, предприятия местной промышленности, медицинские, культурно-бытовые и другие учреждения.
Чрезвычайные органы власти и управления создавались и для решения конкретных, возникших в связи с войной задач. Условия военного времени продиктовали создание новых органов управления. 2 ноября 1942 г. Президиум Верховного Совета СССР образовал Чрезвычайную государственную комиссию по установлению и расследованию злодеяний, совершенных немецко-фашистскими захватчиками, и определению нанесенного ими ущерба гражданам, колхозам, государственным учреждениям СССР. На эту комиссию был возложен сбор документальных данных о злодеяниях, их проверка, подготовка материалов об ущербе, причиненном советским гражданам в период оккупации. Аналогичные комиссии были созданы в республиках, краях, областях, городах.

Гончар Сувор, придя на двор киевского князя Изяслава с явными следами побоев, потребовал суда над кузнецом Варнавой. В ходе судебного разбирательства видоки показали, что зачинщиком драки был Сувор.
Какое решение должен вынести суд по Русской Правде?

Ответ:
В пункте 29 в Русской Правде говорится, что если на [княжеский] двор придет человек в крови или с синяками, то ему нет нужды ставить очевидцев, и виновный платит ему 3 гривны продажи; если же на истце не будет знаков, то он должен представить очевидцев, которые бы подтвердили его показание слово в слово; тогда зачинщику драки платить 60 кун истцу. Если же истец придет в крови, а явятся свидетели, которые покажут, что он сам начал драку, то сосчитать ему то за платеж, как с зачинщика, хотя его и побили.
Поскольку видоки показали, что зачинщиком драки был Сувор, то штраф будет предъявлен ему самому.

В 1724 г. в военном суде рассматривалось дело по жалобе майора лейб-гвардии Преображенского полка. Майор через суд требовал наказать подполковника провинциального сухопутного полка, который встал впереди него на торжественной церемонии.
Справедливы ли притязания майора гвардии?
(Казус решается на основании Табели о рангах 1722 г. и Артикула воинского 1715 г.)

Табель о рангах 1722 г. занимает важное место в процессе юридического оформления дворянского сословия в России. В начале XVIII в. господствующий класс, разделенный на бояр и дворян, был сплочен в единое дворянское сословие. Вместо старого деления введена лестница служилых классных чинов, непосредственно связанных с прохождением гражданской, военной, и придворной службы. В свою очередь военная служба подразделялась на сухопутную, гвардейскую и морскую.
Табель о рангах устанавливал 14 классных чинов (рангов), дающих право занимать ту или иную классную должность. Особенностью петровского Табеля о рангах было то, что, во-первых, он увязывал присвоение чинов с конкретной службой. Во-вторых, в основу продвижения по должности был положен принцип выслуги и заслуг (службу все начинали с самого низшего чина не зависимо от своего происхождения и без учета заслуг предков). В-третьих, устанавливались отношения субординации в зависимости от чина (ранга).
Табель о рангах давал возможность выходцам из других сословий при получении уже самого низшего 14 ранга получать личное дворянство, т.е становиться обладателями льгот дворян за исключением права передавать дворянство детям, права приобретения поместий с крепостными крестьянами и участия в дворянском самоуправлении. С получением 8 ранга личный дворянин приобретал потомственное дворянство.

Решение:
В соответствии с Табелем о рангах 1722 г. воинское звание майора гвардии соответствует 6 рангу, а воинское звание подполковник провинциального полка (сухопутная служба) приравнивалось к 7 рангу. Следовательно, ранг и классный чин майора гвардии выше ранга и классного чина армейского подполковника. В ст. 3 Табеля о рангах сказано – «Кто выше своего ранга будет себе почести требовать, или сам место возьмет выше данного ему ранга, тому за каждый случай платить штрафу 2 месяца жалования».
Такая санкция предусмотрена ст. 3 только при службе в церквях, дворцовых и публичных торжественных церемониях, торжественных столах, бракосочетании и погребениях.
Следовательно, притязания майора гвардии можно признать справедливыми и военный суд приговорит подполковника сухопутного полка к штрафу в размере двухмесячного жалования.
Более того, в той же статье сказано, что «из штрафных денег имеет объявитель того третью долю получать, а достальные имеют в гошпиталь употреблены быть».
Таким образом, майор гвардии имеет право и на возмещение морального ущерба в размере одной трети штрафа.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе работы были рассмотрены вопросы, касающиеся деятельности органов местного самоуправления в конце 19 века и государственного аппарата в годы Великой отечественной войны. Это дало возможность углубить знание истории.
Решение двух казусов разных эпох на основании разных нормативных актов способствовало пониманию правовых норм и правовых институтов.
Это должно способствовать развитию навыков по поиску и применению правовых норм.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Архипова Т.Г. Государственный аппарат РСФСР в годы Великой Отечественной войны. 1941-1945 гг. – М.: МГИАИ, 1981.
Ерошкин Н.П. история государственных учреждений дореволюционной России. – М., 1997.
Исаев И.А. История государства и права России: Полный курс лекций. 2-е изд., пер. и доп. – М.: Юрист, 1994.
История Отечества: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. Отв. ред. проф. В.Н. Шевелев. – Ростов н/Д: Феникс, 2002.
Куликов В.И. История государственного управления России: Учебник. — М.: Издательский центр « Академия», 2003.
Судьбы реформ и реформаторов в России: Учеб. Пособие / Под общ. ред. Р.Г. Пихои, П.Т. Тимофеева. – М., 1999.
Хрестоматия по истории государства и права России: учебное пособие. – М.: Проспект, 2000. Хрестоматия по истории государства и права России: учебное пособие / под ред. Ю.П. Титова. – М.: Проспект, 2000.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

один × два =

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Adblock detector