«Соседи Древней Руси в IX – XII вв Византия славянские страны

«Соседи Древней Руси в IX – XII вв.: Византия, славянские страны, Западная Европа, Хазария, Волжская Булгария».
Контрольная работа

Оглавление

Введение 3
Древнерусское государство в 1X – X11 вв. 4
Соседи Древней Руси в 1X – X11 вв. и отношения Древней Руси с ними 6
Заключение 13
Список использованной литературы 14

Введение
Актуальность. В последнюю четверть 9 века в Восточной Европе возникло Древнерусское государство. В период наивысшего расцвета оно имело границу от верховьев Северной Двины на севере, Днестра и верховьев Вислы на западе до Таманского полуострова на юге.
В истории существуют две гипотезы образования Древней Руси. Первая из них, так называемая норманская теория утверждает, что государственность привнесена извне братьями варягами Рюриком, Синеусом и Трувором в 862 году. Главными источниками, на которые опиралась данная теория, были западные и византийские, а также Повесть временных лет X11 века.
Другая теория, антинорманская, основоположником которой считается Михаил Ломоносов, утверждает, что возникновение государства является этапом внутреннего развития общества. Происхождение самих варягов тоже является очень спорным вопросом. Норманисты считали их скандинавами, Ломоносов и часть антиноманистов предполагают, что они выходцы с западнославянских земель. Существуют также версии о происхождении варягов с земель Пруссии, стран Прибалтики или Финляндии.
В 839 году в первых сведениях о государстве Древняя Русь упоминаются послы, прибывшие в Константинополь, затем ко двору императора Людовика Благочестивого. Термин «Киевская Русь» появляется намного позднее в исторических исследованиях XV111 – X1X веков.
Таким образом, государство Древняя Русь возникло на торговом пути «из варяг в греки» на землях восточнославянских племен- кривичей, полян, ильменских словен, охватив затем древлян, дреговичей, полочан, радимичей, северян, вятичей.
Понятно, что как обоснованное государство, Древняя Русь строила определенную внешнюю политику, экономические и торговые отношения со своими ближайшими соседями.
Цель контрольной работы: провести анализ взаимоотношений Древней Руси в 1X – X11 вв. с соседними государствами.
Задачи исследования:
1.Провести исторический анализ Древней Руси в 1X – X11 вв.
2.Раскрыть особенности взаимоотношений Древней Руси в 1X – X11 вв. с соседними государствами.
Структура работы: работа состоит из введения, двух параграфов, заключения, списка использованной литературы.

Древнерусское государство в 1X – X11 вв.

Древняя Русь стала одним из крупнейших государств в 1X-X11 веках. Процесс формирования ее государственности имел свои специфические черты, в отличие от западных и восточных государств. Одной из главных причин этого отличия была пространственная и геополитическая ситуации. Древняя Русь не имела выраженных географических границ в пределах огромного пространства. Ее среднее положение между Европой и Азией во многом определило формирование государственности и способствовало приобретению особенностей как восточных, так и западных государств. Потребность в защите от нападающих врагов вынуждала объединяться разные народы, находящиеся на разном уровне развития, имеющие разную культуру, язык и вероисповедание. Все это объективно требовало формирования сильной государственной власти.
Особое значение в освящении развития Древней Руси в это время имеют «Повести временных лет» монаха-летописца Нестора. В истоках формирования этого государства он видит мощный союз славянских племен, образованный в V1веке в Приднестровье. Это объединение представляет собой суперэтнос со столицей в городе Киеве. К V111-1X веков территория Древней Руси была как территория Византийской империи. В 862 г. Рюрик правил в Новгороде, а его братья Синеус и Трувар в Белоозере и Изборске. Они положили начало великокняжеской династии Рюриковичей. Летописи утверждают, что через некоторое время враждовавшие между собой племена ильменских славян, кривичей и чуди пригласили князя для наведения порядка. С этого момента начинается формирование государства Древняя Русь. В этот период оно подвергалось постоянным набегам кочевников, и перед государством стояла большая задача, связанная с защитой своих границ. Необходимо было остановить экспансию Византии, Хазар и Волжской Болгарии.
Далее история прослеживает следующую смену правителей Древней Руси. Олег, прозванный Вещим, после смерти Рюрика становится опекуном его малолетнего сына Игоря. Вещий Олег убивает Рюрика, завоевывает Киев и расширяет границы государства, подчинив северян, радимичей и древлян. Ему удается объединить в 882 г. Новгородскую и Киевскую земли в древнерусское государство– Киевскую Русь со столицей в Киеве.
Князь Игорь, который вернул правление в свои руки, прославился своими походами на Византию, но был жестоко убит древлянами при сборе дани. Вдова Игоря, княгиня Ольга, отомстив за мужа, фиксировала размер дани, определив сроки и места их сбора. После нее престол занял их сын Святослав, который объединил государственную деятельность и полководческую. Он прославился своими походами, победил Волжскую Болгарию, разгромил Хазар, присоединил земли Вятичей и мордовских племен, вел военные операции на Северном Кавказе. В походе на Византию был убит.
Князь Владимир, прозванный в народе «Красное Солнышко» прославился тем, что приняв сам христианство, крестил Русь в 988 г. Кроме этого, он воздвиг для укрепления границ государства несколько крепостей.
Наивысшего расцвета Древняя Русь достигает при правлении Ярослава Мудрого (1019-1054гг.), который установил родственные отношения со многими странами Европы. Но во второй половине 11 века начинается княжеская, которая ослабляет Древнюю Русь. Единство ее пытались спасти Владимир 11 Мономах и его сын Мстислав, но, несмотря на это, во второй половине 12 века Русь распадается на отдельные княжества.
Таким образом, в Древней Руси 1X – X11 вв. постепенно складывалась структура управления государством, которая первоначально повторяла западный институт вассалитета. Класс сословий только начинал складываться, и это определило форму правления – раннефеодальную монархию. Как известно, сословие — это замкнутая социальная группа, которая опреет определенные законом права и обязанности . Бояре, с одной стороны, были вассалами Великого князя, а с другой стороны, оставались хозяевами на своих землях и имели в своем подчинении вассалов менее знатных.
На вершине государственной власти стоял Великий князь. В управлении государством принимали также участие боярский совет, вече.
Князем мог быть только член семьи Владимира, но в Киевской Руси не было четко прописано престолонаследное право. Власть князя была неограниченной и зависела только от его реальной силы, на которую он опирался и авторитета. В его обязанности входила организация военных походов, он возглавлял суд и администрацию, принимал новые законы и изменял старые, собирал налоги с населения, уголовные штрафы и судебные сборы, имел влияние на церковные дела.
Вначале совет дружины князя, затем и боярский совет были неотъемлемой частью механизма власти.
Вече – это орган власти, который сохранился еще со времен родоплеменного строя. По мере роста власти князя вече утрачивает свои функции, но с упадком власти князей, снова их роль увеличивается. Оно имело право избирать или отказывать князю в его правлении.
Разделение на административные единицы не было четким. Существовали волости и погосты. Посадники и волостили являлись представителями князя и занимались местным управлением в городах и волостях. Позднее стали избираться наместники. Местная администрация не получала жалованье от князя. Существовала система кормлений, которая определяла ей проживание за счет поборов с населения.
Власть князя не распространялась на земли, которые были в собственности бояр, поскольку боярские вотчины постепенно освободились от княжеской юрисдикции.
Население Древней Руси делилось на три категории: свободные, полузависимые и зависимые люди. Свободные люди: князь, его дружина, позднее боярство, духовенство. Среднюю группу свободных людей представляли жители городов. К низшей группе относились крестьяне, которые владели землей и скотом.
Полузависимые люди – к ним относились крестьяне- смерды, которые по разным причинам временно утрачивали хозяйственную самостоятельность. Он брал в долг «купу», мог жить на земле того, кто дал «купу» и работать на этой земле.
Зависимые люди назывались холопами. Основные источники холопства: плен на войне, злостное банкротство, рождение от холопов, брак с невольным. Холоп не имел своей собственности, сам был собственностью хозяина, но мог выкупиться на волю, если хозяин его освободит.
Киевская Русь славилась своими городами. Неслучайно иностранцы называли ее Гардарикой — страной городов. Сначала это были крепости, оборонительные центры. Обрастая посадами, они становились средоточием ремесленного производства и торговли. Еще до образования Киевской Руси города Киев, Новгород, Белоозеро, Изборск, Смоленск, Любеч, Переяславль, Чернигов и др. сложились на важнейшем водном торговом пути «из варяг в греки». В X–XI вв. создается новое поколение политических и торгово-ремесленных центров: Ладога, Суздаль, Ярославль, Муром и др. В Киевской Руси получили развитие более 60 видов ремесел: плотничье, гончарное, полотняное, кожевенное, кузнечное, оружейное, ювелирное и др. Продукция ремесленников расходилась порою на десятки и сотни километров вокруг города и за рубеж.
Города приняли на себя также функции торговли и обмена. В крупнейших из них – Киеве, Новгороде – велась широкая и регулярная торговля на богатых и обширных базарах, постоянно проживали как иногородние, так и иноземные купцы. Особое значение в хозяйственной жизни Киевской Руси приобрели внешние экономические связи. Русских купцов «рузариев» хорошо знали за рубежом, предоставляли им значительные льготы и привилегии, свидетельством чему являются договоры 907, 911, 944, 971 гг. с Византией. Среди пяти важнейших магистральных торговых путей – царьградско-византийского, закаспийско-багдадского, болгарского, регинсбургс-кого и новгородско-скандинавского – наибольшее значение вначале имели первые два.
Политическую и социально-экономическую жизнь древнерусского государства дополняла и жизнь духовная. С образованием и развитием древнерусского государства, формированием единой русской народности язычество с его множеством божеств в каждом племени, традициями родового строя, кровной местью, человеческими жертвоприношениями и пр., перестало отвечать новым условиям общественной жизни. Предпринятые киевским князем Владимиром I (980–1015) в начале своего правления попытки несколько упорядочить обряды, поднять авторитет язычества, превратить его в единую государственную религию оказались безрезультатными. Язычество утратило былую естественность и привлекательность в восприятии человека, преодолевшего племенную узость и ограниченность.

Соседи Древней Руси в 1X – X11 вв. и отношения Древней Руси с ними
Соседями Древней Руси в 1X – X11 вв. были Центр православия – Византия, страны Западной Европы, которые преимущественно были католического вероисповедания, Волжская Болгария, исповедующая ислам, а также Хазарский каганат, принявший иудейство. Поскольку Древняя Русь была государством, которое стремительно набирает силы и бурно развивается во всех отношениях, все эти страны стремились обрести союзника в лице этого государства.
Что же представляли из себя эти государства в период 1X – X11 вв., и как развивались отношения Древней Руси с ними?
Византия или Византийская империя в период средневековья имела столицу в Константинополе. Название империи произошло от древнего наименования ее столицы «Византий», которая находилась на месте Константинополя. Византия сохранила многие традиции античной государственности и культуры, и это позволило выделить ее как современную особую цивилизацию. Она не была идентична западно-европейской общности. Особую ценность для Византии имеют представления «политической ортодоксии», которое объединяет христианство с имперской идеологией. Эллиническая культура и греческий язык обеспечивали стабильность этого государства очень долгое время. В основе законодательства лежало римское право. В истории Византийской империи выделают следующие периоды: ранний византийский(IV – VIII вв.), средневизантийский(IX – XII вв.) и поздний византийский(XIII – XV вв.). По теме нашего исследования нас интересует средневизантийский период.
В этот период Византия представляла собой как бы «сверхдержаву», которая имела утонченную культуру, военную мощь и устойчивую государственную власть. Этим она очень сильно отличалась от разрозненных государств мусульманского Востока и латинского Запада. В ее территория простиралась от Южной Италии и Доминиции до Сирии, Армении и Македонии. Присоединив к себе Болгарию в 1018 г. Византия решила проблему безопасности северных границ. Ее «золотой век» длился с 850 г. До 1050 г. Со времен Константина 1 чеканился золотой солид, были развиты товарно-денежные отношения , и это было платформой устойчивой экономики.
Фемный строй поддерживался на протяжении 10- начала 11 веков, поскольку позволял поддерживать чиновную аристократию, сохранять экономические институты в постоянстве и военную мощь.
Власть поддерживалась идеей избранности и постоянством, установленным Богом, поэтому императоры Македонской династии полностью воплощали собой данную идею. Церковь примирилась с государством с возвратом иконопочитания в 843 г. Это восстановило авторитет константинопольского патриарха , и он уже претендует на доминирование во всем христианском мире. Позднее, когда произошло крещение Сербов, Болгар и, главным образом, Киевской Руси были расширены пределы Византийской цивилизации. Складывается «Византийское содружество», которое объединило христианских правителей, которые признают императора главой земного миропорядка, а константинопольского патриарха как главу все Церкви. Так было в государствах Грузия и Армения.
После смерти императора Василия 2 Болгаробойцы (976-1025) в империи начинается упадок. Главной причиной явилось саморазрушение фемного строя связанное с ростом землевладельческой аристократии. Это приводило к увеличению частноправных форм зависимости крестьянства, что ослабляло государственный контроль над ними и приводило к столкновению провинциальной знати и чиновничества. В этот же период произошло нашествие норманнов и турок-сельджуков, что привело к утрате Византией некоторых владений. Только с приходом к власти Алексея 1 и вместе с ним военно-аристократического клана позволило стране выйти из кризисного состояния.
В 12 веке Византия вновь стала могущественной, играть активную роль в политике и контролировать Балканский полуостров. В экономике все большую роль играет Венеция, которая добивается привилегий в торговле с Востоком в обмен на военную поддержку.
Фемный строй заменяется системой проний, которая основана на частноправовых формах эксплуатации крестьянства. Закат Византии происходил одновременно с развитием средневековой Европы, которая устремилась на Восток, сначала в качестве паломников, затем в качестве купцов и крестоносцев. Между восточными и западными христианами зародилось духовное отчуждение. Крестовые походы, которые установили латинских патриархов еще более способствовали напряженности отношений между Западом и Византией.
В 1204 г. произошел захват Константинополя крестоносцами и раздел империи, что прекратило тысячелетнее существование Византии как великой мировой державы. На территории Византийской империи образовалось несколько государств, греческих и латинских.
Византия сыграла огромную роль в духовном развитии Древней Руси, а также в процессе объединения русских князей на базе христианского православного мировоззрения.
Киевский князь Владимир, крестившийся в 988 г., принялся энергично утверждать христианство в государственном масштабе. По его приказу жители Киева были крещены в Днепре. По совету христианских священников, в основном выходцев из Болгарии и Византии, детей «лучших людей» передавали духовенству для обучения грамоте, христианским догматам и воспитанию в христианском духе. Подобные действия были осуществлены и в других землях. На севере страны, где оставались сильны языческие традиции, попытки крещения порою встречали трудности, приводили к восстаниям. Так, для покорения новгородцев потребовалась даже военная экспедиция киевлян во главе с дядей великого князя Добрыней. И на протяжении ряда последующих десятилетий и даже веков в сельских местностях существовало двоеверие – своеобразное совмещение прежних представлений о мире сверхъестественного, языческих курганов, буйных праздников родной старины с элементами христианского мировоззрения, мировосприятия.
Принятие христианства имело большое значение для дальнейшего развития древнерусского государства. Оно идеологически закрепляло единство страны. Создавались условия для полноправного сотрудничества племен Восточно-Европейской равнины в политической, торговой, культурной областях с другими христианскими племенами и народностями на основе общих духовных и нравственных принципов. Крещение на Руси создало новые формы внутренней жизни и взаимодействия с окружающим миром, оторвало Русь от язычества и магометанского Востока, сблизив с христианским Западом.
Волжская Болгария. Источники историков не дают точной информации о территории Волжской Болгарии. Так персидские и арабские географы считали, что это государство было самым северным из мусульманских государств. В источниках сообщается, что государство находилось на берегу Итиль (старое название река Волга). Юго-восточная граница определялась Яиком. Западная граница определяется границей славян. Южные и северные границы не определены. Большую работу в этом направлении провел современный историк Фахрутдинов Р. Г. [ 10 ], который начал картографировать археологические памятники болгарского времени. Основные памятники располагаются на территориях современного Татарстана, Пензенской, Самарской, Ульяновской областей и Чувашии.
Численность населения по одним источникам составляет десятки тысяч человек, по другим – 1,5 – 2 млн. человек. Основу населения составляли тюркоязычные племена, которые делятся на берсулов, эскелей и болгар.
История возникновения Волжской Болгарии свидетельствует, что одна из орд под началом Котрага двинулась с территории Великой Болгарии на север и в период V11-V111 века обосновалась в районе средней Волги и Камы, где впоследствии было образовано государство Волжская Болгария. В 737 г. с Дона и Дагестана сюда же переселяются племена сувар.
В начале Х века Алмуш принимает ислам, о чем свидетельствуют найденные монеты. В 922 году, чтобы заручиться военной поддержкой против хазар, которые исповедовали иудаизм, официально объявляется ислам государственной религией и правитель получает должность эмира. Согласно историческим источникам на посту правления Алмуша заменяет его сын Микаил ибн Джагфар, а затем внук Абдуллах ибн Микаил.
В 965 г. падает Хазарский каганат и Болгария становиться полностью независимой, но в то же время испытала на себе восточный поход князя Святослава. Позднее в 985 г. князь Владимир, повторив военный поход на Болгарию, заключил с ней мирный договор. На следующий год послы из Волжской Болгарии предложили князю Владимиру принять мусульманскую веру от болгар.
Далее заключались торговые договора, расширялись торговые области купцам Руси и купцам Болгарии. Были попытки со стороны Болгар захватить города Муром и Суздаль. В ответ на это в 1120 году Юрий Долгорукий и следующие за ним князья организовывали военные походы на Волжскую Болгарию. С 1223 г. по 1239 г. монголы вторгались в Волжскую Болгарию и, наконец, завоевали ее. После двух восстаний территория Волжской Болгарии вошла в состав золотой Орды, но не безропотно. Болгары всегда приносили проблемы монголо-татарам.
Впоследствии Казань становится культурно-политическим центром волжских болгар и появляется новое название государства – Казанское Ханство.
Хаза́рский кагана́т или  Хаза́рия (650—969) — средневековое государство, созданное кочевым народом — хазарами. Выделился из Западно-Тюркского каганата. Контролировал территорию Предкавказья, Нижнего и Среднего Поволжья, современного северо-западного Казахстана, Приазовье, восточную часть Крыма, а также степи и лесостепи Восточной Европы вплоть до Днепра. Центр государства первоначально находился в приморской части современного Дагестана, позже переместился в низовья Волги. Часть правящей элиты приняла иудаизм. В политической зависимости от хазар находилась часть восточнославянских племенных союзов.
Натиск арабов на Хазарию вынудил их уйти от опасного соседства с кавказскими странами вглубь Подонья и Поволжье, где и возникла новая столица – Итиль, которая быстро развилась в крупный торговый центр.
Соседство с Византией в Крыму вынуждало их участвовать в политике Империи. Они вмешивались в систему управления Византии, и в 732 году был брак между наследников византийского престола Константином V и принцессой Чичак. Контроль хазар над Крымом сохранялся до середины 1X века, над Таманью – вплоть до падения каганата.
Важным фактором для истории Хазарии было то, что на его территории проживало большое количество еврейских общин. Религия иудаизма оказывала большое влияние, и в 740 г. один из военноначальников Булан принимает иудаизм. Он основал род Буланидов, который долгое время осуществлял реальное управление государством.
С этого момента политика Хазарии переориентировалась с завоевательных походов на развитие международной транзитной торговли. Однако внешнеполитическая ситуация для каганата складывалась неблагоприятно. В IX в.  началась новая волна Великого переселения народов, и новые азиатские кочевники стали переходить Волгу. Первым кочевым народом, вытесненным на западный берег Волги, оказались венгры. В 889 году венгры (включая три этнически хазарских рода каваров) были вытеснены в Паннонию печенегами, которых в свою очередь теснили огузы, а тех — половцы. В результате хазары впервые потеряли контроль над причерноморскими степями. Известно, что хазарские цари периодически совершали походы на печенегов и огузов. Конец IX в. считается закатом «Хазарского мира» — эпохи относительной стабильности в степи.
С формированием Древнерусского государства появился у хазар новый противник. Недостаточно понятным является вопрос о так называемом Русском каганате, который впервые упомянут в источниках под 839 годом. Титул кагана позднее носили киевские князья, а его хождение в IX веке обычно расценивается как претензия на равенство с хазарами. Как бы то ни было, проникшие в Восточную Европу варяжские дружины начали успешно оспаривать гегемонию хазар над славянскими племенами. От хазар освободились поляне (864), северяне (884) и радимичи (885).
Отвечая на возникшие вызовы, хазары с помощью Византии соорудили серию крепостей на северо-восточных рубежах. Крепость расположилась на левом берегу Дона и стала главным оплотом хазар в регионе.
В конце  IX — 1-й пол. X вв. Хазарский каганат ослабел, но ещё продолжал оставаться влиятельным государством благодаря обученной армии и искусной дипломатии. Правители проводили политику лавирования между тремя крупными силами: Византией (утратившей интерес в союзных отношениях), кочевниками и Русью. В конце IX в. в правление царя Вениамина против Хазарии выступила организованная Византией коалиция, состоящая из печенегов, чёрных булгар и нескольких других кочевых племен.
Угроза со стороны русов до определённого времени успешно перенаправлялась хазарами в Закавказье. В 912/913 гг. за долю добычи хазары пропустили флот русов вКаспийское море, а когда поредевшее войско вернулось, напали на него и перебили. В 30-е гг. один из русских вождей Хельг (возможно, князь Олег) по подстрекательству Византии напал на хазарскую заставу Самкерц на Таманском полуострове. Хазарское войско под командованием полководца Песаха разбило русов и разграбило византийские владения в Крыму[24]. После этого поражения русы повернули оружие на Византию (941). А затем снова совершили рейд в Закавказье (944). В отличие от прошлого набега, сопровождавшегося простым грабежом, на этот раз русы перешли к планомерному завоеванию территории, но закрепиться надолго не смогли.
Неблагоприятная ситуация складывалась для Хазарии и на южной границе, где на месте Халифата возникли независимые исламские эмираты. К началу  X века весь Южный Прикаспий оказался объединён в составе государства Саманидов. Новая держава стала активным проводником ислама. Под её влиянием религия Мухаммеда начала распространяться среди огузов и карлуков в Средней Азии, а затем и в Волжской Булгарии. Хазария оказалась в исламском окружении, что было вдвойне опасным в связи с наличием сильной исламской партии при дворе беков. В 900—901, 909, 916 годах хазары в союзе с местными дагестанскими объединениями совершили несколько походов на Дербент. Отношения с мусульманским миром формально оставались мирными до падения каганата, а затем вассал Саманидов Хорезм на некоторое время подчинил себе Хазарию.
Освободиться от хазарского господства стремилась и динамично развивающаяся Волжская Булгария. Её правители перешли в ислам, рассчитывая на помощь единоверцев. В 922 году эту страну посетил посол багдадского халифа Ибн Фадлан.
Накануне своей гибели Хазарскому каганату удалось завязать отношения с Кордовским халифатом. Министр последнего Хасдай ибн Шапрут и хазарский царь Иосиф обменялись письмами. Из сохранившегося письма Иосифа (ок. 961 г.) видно, что он не считал положение своей страны катастрофическим и по-прежнему рассматривал себя в качестве правителя обширной территории от Хорезма до Дона.
Решающую роль в гибели Хазарии сыграло Древнерусское государство. В 964 году князь Святослав освободил последнее зависимое от хазар славянское племя вятичей и в следующем 965 году разбил хазарское войско с каганом во главе и захватил Саркел. Затем, в том же 965 (или, по другим данным, в 968—969) году русы, действуя в союзе с огузами, разгромили Итиль и Семендер. Этот момент считается концом независимого хазарского государства.
Западная Европа и Древняя Русь. В этот период завязываются отношения и с Западной Европой. Торговля с народами Востока шла главным образом по Волге и ее притокам. С верховьев Волги восточные купцы шли дальше к Балтийскому морю. Самым западным пунктом восточной торговли был остров Готланд на Балтийском море. На этом острове и на шведском берегу найдено двадцать четыре тысячи арабских цельных монет и четырнадцать тысяч обломков, а византийских около двухсот.
Огромная масса их относится к X веку, часть — к IX и XI вв. Здесь же находят и монеты западных стран, что говорит о постоянных встречах на этом острове западноевропейских, византийских, и восточных купцов. Несомненно, здесь торговали и русские купцы. Самым северным пунктом этой обширной торговли являлись берега Балтийского моря, самым южным византийские владения и Хазарское царство.
В большинстве случаев города строились на торговых путях. Одним из важнейших торговых путей был путь через Западную Двину и Волхов с его притоками, через систему волоков суда перетаскивались в Днепр, доходили до Чёрного моря и далее вдоль морского берега — до Византии. Полностью этот путь сложился в IX веке.
Другим из древнейших торговых путей был Волжский путь, связывающий Русь со странами Востока. Связь с Западной Европой поддерживалась по сухопутным дорогам. К моменту образования Древнерусского государства существовало уже несколько крупных городов: Киев, Новгород, Чернигов, Переславль, Смоленск, Муром и др. Всего на Руси в IX в. было 25 крупных городов.
Племенные княжения восточных славян объединились в единое государство в IX в. К моменту образования Древнерусского государства произошло объединение трех крупных славянских племенных союзов: Куявы — земли вокруг Киева, Славии — район озера Ильмень с центром Новгородом, Артании — точно район историками не определен, называются Прибалтика, Карпаты, Северо-восточная Русь.
Связи Древнерусского государства с другими странами, в частности со странами Западной Европы, были менее интенсивными и не всесторонними. И, тем не менее, разнообразные контакты между Древней Русью и Западной Европой свидетельствуют о несомненном культурном взаимодействии между этими регионами.
Поскольку Русь в домонгольский период не уступала в своем культурном развитии большинству стран Западной Европы, это взаимодействие было вполне равноправным. Стабилизации этого взаимодействия способствовала принадлежность обоих регионов к христианскому миру, причем православная церковь не препятствовала в домонгольский период этому культурному общению.
Особенно интенсивными связи с Западной Европой стали во второй половине XII – начале XIII вв. Связи с Западом выражались в том, что страны обменивались изделиями прикладного искусства, а в результате и определенными техническими навыками.
Взаимодействие культур осуществлялось через торговлю и через дары посольств, через иноземных мастеров-ремесленников, которых нередко приглашали на Русь из Западной Европы, чаще всего из Германии. На Руси были распространены такие поделки западных мастеров, как бронзовое литье, чаши, ювелирные изделия, резьба по кости, в том числе ларцы.
Предметы древнерусского художественного ремесла, в свою очередь, попадали на Запад, много русских изделий обнаружено в Скандинавских странах, в частности, на Готланде, достигали они и Западной Европы.
С середины XI в. на Русь стали проникать отдельные элементы романской архитектуры, господствовавшей в XI – XIII вв. не только в Западной Европе, но и в целом культурном круге, который охватывал Кавказ, Балканы, а также Польшу, Чехию, Венгрию – близких соседей Древнерусского государства.
Однако это культурное взаимодействие не затрагивало основ древнерусской архитектуры – крестово-купольной кубической конструкции храмов.
Влияние романского стиля проявлялось во внешнем оформлении отдельных возводимых на Руси построек, использовались в архитектуре такие элементы, как аркатурные пояса, позднее группы полуколонн и пилястр, иногда с резными капителями и консолями, колончатые пояса на стенах, перспективные порталы, причудливая каменная резьба на внешней поверхности стен.
И, тем не менее, русские камнерезчики предпочитали изображать светские сюжеты или жизнерадостные мотивы «мировой гармонии», а не мрачные устрашающие картины «страшного суда», адских мучений и жестоких пыток святых, которые преобладали в каменных рельефах западноевропейских романских соборов.
Культурное общение Древней Руси со странами Западной Европы шло и по линии литературных и фольклорных связей. В западноевропейской литературе нашли отражение сведения о далекой Руси и русских (в песне о Роланде, в песне о Нибелунгах, не говоря уже о скандинавских сагах). Фольклорные мотивы, связанные с образом Ильи Муромца, вошли в немецкую поэму «Ортнит», одним из главных героев которой является король «Илья русский».
Литературные взаимосвязи прослеживаются в западных хрониках и русских летописях. Так, существует известная параллель между легендой Начальной летописи о «призвании варягов» на Русь и англо-саксонской легендой о призвании англосаксов в Британию.
Культурное взаимодействие между Русью и Западом осуществлялось также через паломников и путешественников, поддерживалась связь и по линии церковных отношений. До раздела церквей в 1054 г. церковные отношения были достаточно прочными.
Общая принадлежность к христианству объединяла и противопоставляла христиан всем инаковерующим – язычникам, мусульманам. Внутрихристианские различия еще не были резко выражены, на Руси принимались без особой враждебности католические посольства от папы или германского императора.
В Киеве, Смоленске, Переяславле действовали католические церкви. В молитве «Святой Троицы», которая использовалась на Руси, звучат имена святых Альбапа и Ботульфа, которых почитали только в Англии.
Их имена, видимо, занесли на Русь приезжавшие туда англичане. В Новгороде, где было несколько иноземных «варяжских», т. е. католических, церквей, они посещались новгородцами, которые иногда даже крестили там своих детей.
Однако после 1054 г. начались попытки папства «обратить» Русь в католическую веру. Особенно после разгрома Константинополя западными крестоносцами, а также после организации папством в 40-х гг. XIII в. «крестовых походов» на Русь отношения с католической церковью ухудшились.
Это повлияло и на культурные отношения с Западом. Культурное взаимодействие Руси с Западом стало более ограниченным, чем с Византией, но все-таки оставило определенный след в русской культуре
Культурное влияние Запада было переработано местными русскими традициями и позднее оказалось органически включенным в самобытную культуру Древней Руси.

Заключение
Существование Киевской Руси охватывает период с IX века по 30-е года XII века. Древнерусское государство было одним из крупнейших европейских государств. Борьба Руси с набегами кочевников имела большое значение для безопасности стран как Передней Азии, так и Европы. Широкими были торговые связи Руси. Русь поддерживала политические, торговые и культурные отношения с Чехией, Польшей, Венгрией и Болгарией, имела дипломатические связи с Византией, Германией, Норвегией и Швецией, налаживала также связи с Францией и Англией. О международном значении Руси свидетельствуют династические браки, заключавшиеся русскими князьями. Договоры с Византией хранят ценные свидетельства об общественных отношениях в Киевской Руси и международном ее значении.
Однако уже в XII в. от древнерусского государства отделился целый ряд княжеств. Наряду с экономическими предпосылками раздробленности существовали и социально-политические. Представители феодальной верхушки, превратившись из военной элиты (дружинников, княжьих людей) в землевладельцев, стремились к политической самостоятельности. Шел процесс оседания дружины на землю. В финансовой области он сопровождался превращением дани в феодальную ренту.
В этот период изменяется и система государственного управления. Формируются два центра управления — дворец и вотчина. Все придворные чины одновременно являются государственными должностями в пределах отдельного княжества, земли, удела и проч. Наконец, в процессе распада относительно единого Киевского государства важную роль сыграли внешнеполитические факторы. Вторжение татаро-монголов и исчезновение древнего торгового пути «из варяг в греки», объединявшего вокруг себя славянские племена, довершили распад.
Киевское княжество, серьезно пострадавшее от монгольского нашествия, утратило свое значение славянского государственного центра.

Список использованной литературы
1.     Георгиева Т.С. История России: учебник. – М.: Юнити, 2001
2.Гумилёв Л. Н. Открытие Хазарии: (Историко-географический этюд) / Предисловие проф. М. И. Артамонова; Институт народов Азии АН СССР. — М.: Наука (Главная редакция восточной литературы), 1966. — 192 с. 
2.     Исаев И.А. История государства и права России: Полный курс лекций. – 2-е изд. перераб. и доп. – М.: Юрист, 1998
3.История Государства Российского: учебное пособие А.М. Пушкарёв. – М.: Правда, 2003
4.     Кондаков И.В. Новая история России: учебник. – М.: Университет, 2000
5.     Любимов Л.Д. Искусство Древней Руси. – М.: Просвещение, 1991
6.     Павлов А.П. История: учебник для вузов. – СПб., 2005
7.     Россия в 9-20 века: учебник под. ред. А.Ф. Покрапивного. – М.: Юнити, 2004
8.     Рыбаков Б.А. Рождение Руси. — М.:  «АиФ Принт», 2003
9. Татарская энциклопедия: В 6 т. — Казань, 2002. — Т.1., С. 490.
10.Фахрутдинов Р. Г. Очерки по истории Волжской Булгарии. — М.: Наука, 1984
11.     Хрестоматия по истории России: В 4-х т., — Т. 1. С древнейших времен до XVII века. /Сост.: И. В. Бабич, В. Н. Захаров, И. Е. Уколова. — М.: МИРОС, Международные отношения, 1994
12. Худяков М. Очерки по истории Казанского ханства. — Инсан. 1991

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

2 × пять =

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Adblock detector