Современное состояние автомобильного транспорта тенденции

Современное состояние автомобильного транспорта: тенденции, проблемы и пути решения
Содержание
TOC o «1-3» f h z Введение PAGEREF _Toc407595023 h 3
1. Автомобильный транспорт – одна из важнейших отраслей народного хозяйства PAGEREF _Toc407595024 h 4
2. Эффективность логистики в государствах-членах ЕЭП PAGEREF _Toc407595025 h 6
3. Особенности рынка международных автомобильных перевозок в государствах-членах ЕЭП PAGEREF _Toc407595026 h 12
4. Упрощение автомобильных перевозок PAGEREF _Toc407595027 h 13
Заключение PAGEREF _Toc407595028 h 16
Список литературы PAGEREF _Toc407595029 h 19

Введение

Транспорт — одна из важнейших отраслей хозяйства, выполняющая функцию своеобразной кровеносной системы в сложном организме страны. Он не только обеспечивает потребности хозяйства и населения в перевозках, но вместе с городами образует «каркас» территории, является крупнейшей составной частью инфраструктуры, служит материально-технической базой формирования и развития территориального разделения труда, оказывает существенное влияние на динамичность и эффективность социально-экономического развития отдельных регионов и страны в целом.
Цель работы обуславливает ее задачи, а именно:

1. Автомобильный транспорт – одна из важнейших отраслей народного хозяйства

В современных условиях дальнейшее развитие экономики немыслимо без хорошо налаженного транспортного обеспечения. От его чёткости и надёжности во многом зависят трудовой ритм предприятий промышленности, строительства и сельского хозяйства и т.д.. Наряду с другими видами транспорта он обеспечивает рациональное производство и обращение продукции промышленности и сельского хозяйства, удовлетворяет потребности населения в перевозках.
Производственное значение транспорта определяется объективной потребностью перемещения груза от места производства к месту потребления.
Главной задачей транспорта является своевременное, качественное и полное удовлетворение потребностей народного хозяйства и населения в перевозках.
В то же время следует отметить, что современное состояние автомобильного транспорта страны не позволяет в достаточной мере выполнять стоящие перед ним задачи. Во многом это связано с несогласованностью экономических интересов отрасли и обслуживаемой ею клиентуры, слабо развитой производственной базой автотранспортных предприятий, недостаточным государственным регулированием и другими недостатками.
У автотранспорта, как и у других видов транспорта, много острых проблем. В основном они связаны не с работой АТП, а с несовершенством законодательной системы.
Автомобильный бизнес в сфере транспорта экономически и профессионально является наиболее доступным, а допуск операторов на транспортный рынок осуществляется, во многом на регистрационной основе, поэтому конкуренция их нередко носит демпинговый  характер, а рентабельность коммерческих автомобилей во многих случаях оказывается недостаточной для обновления подвижного состава, обеспечения требований безопасности и повышения качества услуг.
Коммерческие перевозчики в ряде случаев теряют рынок и несут убытки в результате свободного выхода на него нетранспортных организаций, а потребители транспортных услуг при этом не получают достаточно надёжного и качественного транспортного обслуживания.
Значительная часть рынка автомобильных перевозок находится в «теневом» секторе экономики, что создаёт предпосылки для криминального влияния на автотранспортный бизнес и приводит к существенным бюджетным потерям.
На сегодняшний день в РФ в целом ряде секторов автомобильному транспорту нет альтернативы. Это обеспечение розничной торговли, перевозки дорогостоящих и срочных грузов на малые и средние расстояния, транспортное обеспечение производственной логистики, малого бизнеса. Это именно те секторы, на развитие которых ориентирована экономическая политика России. Таким образом, эффективность развития автотранспорта во многом определит эффективность и темпы экономических реформ, а сдерживание развития автомобильного транспорта, в определенной степени, равнозначно торможению экономического развития и структурных преобразований.
Именно поэтому решение основных проблем автомобильного транспорта сегодня является наиболее важной задачей РФ. Проблемы могут быть решены только при правильно организованном государственном контроле, особенно на законодательном уровне, а также финансовой поддержке, которая позволит обновить транспортные услуги и повысить их качество.

2. Эффективность логистики в государствах-членах ЕЭП

Специфической особенностью работы грузового автомобильного транспорта является необходимость его взаимодействия с другими участниками цепи поставок: поставщиками товаров, экспедиторами, другими видами транспорта, складскими операторами, таможенными брокерами.
Автомобильный транспорт – это один из элементов цепи поставок, но от его работы зависит надежность логистической цепи в целом. С другой стороны, состояние инфраструктуры и координация работы всех участников цепи влияют на эффективность работы автомобильного транспорта. Оценить положение страны, отрасли или предприятия позволяют многочисленные международные и национальные рейтинги по экологии, инновациям, ведению бизнеса, конкурентоспособности.
В 2007 году появился Индекс эффективности логистики – Logistics performance index (LPI), который был подготовлен Всемирным банком и Школой экономики Турку и впервые опубликован в докладе “Connecting to Compete” в 2007 году. Оценка проводилась в 2007, 2010, 2012 и 2014 годах по 155 странам мира. В основе формирования индекса LPI лежит оценка таких процессов, как:
таможня (customs) – эффективность обеспечения прохождения таможенных процедур;
инфраструктура (infrastructure) – обеспечение транспортной и информационной инфраструктуры надлежащего качества;
отгрузки (international shipments) – обеспечение экспортных операций/отгрузок;
компетентность (logistics competence) – уровень компетентности персонала местной (национальной) логистической индустрии;
контроль (tracking & tracing) – способность обеспечивать контроль поставок;
логистические издержки (domestic logistics costs) – внутренние затраты на выполнение логистических операций;
своевременность (timeliness) – обязательность и надежность контрагентов.
В соответствии с рейтингом LPI, наиболее развитыми логистическими системами обладают Сингапур, Германия, Нидерланды, Япония, Великобритания, Гонконг (Китай),
Швеция, Бельгия, Финляндия, Дания и США. Результаты исследования эффективности логистики Всемирного банка по государствам-членам ЕЭП представлены в Таблице 1.
Таблица 1
Сравнение показателя LPI государств-членов ЕЭП

Как видно, государства-члены ЕЭП расположены относительно близко в рейтинге LPI.
Происходит выравнивание позиций стран: если в 2007 году разница между странами составляла 59 пунктов, то в 2014 году она сократилась до 11 пунктов. При этом Россия и Казахстан улучшили свои показатели с 99 до 90 места и со 133 до 88 места соответственно, а Беларусь, напротив, ухудшила свои показатели с 74 до 99 места.
Однако необходимо учитывать, что и другие страны мира не стоят на месте и считают совершенствование логистических систем одним из важнейших резервов развития экономики.
Оппоненты рейтинга отмечают субъективную оценку респондентов. С этим можно согласиться – высокий уровень субъективности снижает достоверность результатов, однако, до настоящего времени не предложена другая методика комплексной оценки логистики.
В Таблице 2 представлены данные по основным критериям, характеризующим работу транспорта: компетентность персонала, контроль за движением, точность доставки, уровень организации международных перевозок.
Таблица 2
Показатели работы транспорта государств-членов ЕЭП и Германии (LPI 2014)

Для сравнения приведены данные по Германии – лидеру рейтинга.
Как видно, показатель развития международных перевозок государств-членов ЕЭП зачастую хуже, чем общее значение рейтинга. Однако для Беларуси характерны другие закономерности: уровень развития международных перевозок выше общего рейтинга страны. По этому показателю Беларусь лидирует в государствах-членах ЕЭП. В то же время, Казахстан демонстрирует лучшие показатели по срокам доставки. Эксперты отмечают, что Россия по качеству инфраструктуры, компетентности персонала и контролю за движением груза имеет лучшие показатели в государствах-членах ЕЭП.
Государства-члены ЕЭП ставят перед собой амбициозные задачи, так, например, Казахстан планирует к 2020 году подняться в рейтинге до 40 места.

Рис.1 Показатели работы транспорта государств-членов ЕЭП и Германии в международном сообщении
Как видно на Рис.1, Россия и Казахстан ухудшили положение по показателю работы транспорта в международном сообщении. В Беларуси отмечена положительная тенденция – улучшение позиции на 38 пунктов: страна поднялась до 91 места.
Рынок автоперевозок характеризуется высоким уровнем конкуренции, на нем представлены сотни тысяч компаний и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих международные, внутрироссийские и внутригородские перевозки грузов.
Региональное распределение перевозок грузов автомобильным транспортом представлено в Таблице 3.

Таблица 3
Распределение объемов перевозок грузов крупными и средними автотранспортными предприятиями в 2012 году по федеральным округам

Наибольший объем перевозок автомобильным транспортом приходится на Сибирский,
Центральный и Приволжский федеральные округа, или более 55% всех перевозок автомобильным транспортом.
В 2012-2013 годах цены на грузоперевозки автомобильным транспортом снизились из-за превышения предложения над спросом. Ряд компаний, у которых автомобили были взяты в лизинг или в кредит не смогли выполнять свои обязательства перед кредиторами.
Автомобильные дороги
Планируется построить и реконструировать 7,4 тыс. км автомобильных дорог федерального значения и 6,7 тыс. км автомобильных дорог регионального и муниципального значения, предусматривающих федеральное софинансирование.
Протяженность автомобильных дорог общего пользования федерального значения, соответствующих нормативным требованиям к транспортно-эксплуатационным показателям, составит в 2020 г. 46 тыс. км или 85,1% от общей протяженности, в том числе переданных в доверительное управление ГК «Автодор» – 3 тыс. км (85,5%).
Международные транспортные коридоры (МТК).
На российских участках автодорог, входящих в МТК, практически исчерпаны или отсутствуют резервы провозной способности.
В частности, по МТК «Север – Юг» можно отметить следующие участки, обслуживающие движение в режиме перегрузки и остающиеся узкими местами:
По маршруту граница с Финляндией (Торфяновка)/порты Балтийского моря – Санкт-Петербург – Великий Новгород – Тверь – Москва – Кашира – Тамбов – Борисоглебск – Волгоград – граница Казахстана (Котяевка).
Важнейшим инфраструктурным проектом должна стать Центральная кольцевая автомобильная дорога (ЦКАД), протяженностью 520 км. Главная задача новой трассы – разгрузить Москву и МКАД от транзитного транспорта.
Согласно проекту, новая трасса будет опираться на два существующих автомобильных кольца особого назначения: Московское малое кольцо и Московское большое кольцо (т.н. «бетонки»), на участки магистралей М-1 «Беларусь» (Москва – Минск протяженностью 41,4 км) и М-10 «Россия» (Москва – Санкт-Петербург протяженностью 38,6 км).
Планируемое количество полос – от 4 до 8 в каждую сторону. Предполагается строительство 72 развязок с автодорогами и 19 железнодорожных переездов.
Максимальная разрешенная скорость – 150 км/час. Министерство транспорта России подсчитало, что стоимость строительства платной Центральной кольцевой автодороги в
Московской области (ЦКАД) составит 350 млрд. рублей.
Проект будет реализован с использованием механизмов государственно–частного партнерства. Предполагается, что средства Инвестфонда составят не более 50%, а остальная сумма будет профинансирована из бюджета Московской области и средств частных инвесторов.
3. Особенности рынка международных автомобильных перевозок в государствах-членах ЕЭП

Объем внешней торговли товарами государств-членов Таможенного союза и Единого экономического пространства с третьими странами за 2012 г. составил $939,3 млрд., в том числе экспорт – $600,1 млрд. и импорт – $339,2 млрд.
По сравнению с 2011 годом, объем внешней торговли увеличился на 3,2%, при этом экспорт товаров возрос на 2,6%, импорт – на 4,1%. В 2012 году сложилось положительное сальдо внешней торговли товарами в размере $260,9 млрд. (в 2011 г. – $258,6 млрд.).
Объем внешней торговли товарами государств-членов ЕЭП с третьими странами в январе-марте 2014 года составил $213,4 млрд., что на 2,1% меньше по сравнению с аналогичным периодом 2013 года. При этом экспорт в третьи страны составил $141,5 млрд, импорт – $71,9 млрд. Сальдо внешней торговли товарами положительное в размере $69,6 млрд. В январе-марте 2013 года его величина составляла $65,4 млрд.
В Беларуси, по данным ЕЭК, за первый квартал экспорт в третьи страны упал на 3,9% до $5,2 млрд, импорт – на 10,4% до $4 млрд, сальдо составило $1,2 млрд. Экспорт России упал на 2,3% до $114,9 млрд, импорт – на 5,4% до $62,4 млрд, сальдо внешнеторгового баланса составило $52,5 млрд. В Казахстане экспорт вырос на 14,5% до $21,4 млрд, импорт снизился на 6,5% до $5,5 млрд, положительное сальдо составило $15,9 млрд.
Уровень развития и объем международных автомобильных перевозок грузов напрямую зависят от общего состояния экономики страны, внешнеэкономических и политических факторов. Вместе с тем, без дальнейшего развития международных автомобильных перевозок грузов, без повышения эффективности и конкурентоспособности операторов на рынке транспортных услуг невозможно обеспечить экономический рост и увеличение ВВП.
4. Упрощение автомобильных перевозок
Любая санкция против автомобильного транспорта оборачивается еще большей санкцией против экономики в целом, вот почему необходимо упрощение автомобильных перевозок.
Автомобильный транспорт, благодаря своей уникальной способности доставлять грузы «от двери до двери» каждому, везде и в любое время – это становой хребет сильной экономики и динамичного общества. Усиление конкуренции в результате либерализации торговли и услуг в глобализированной экономике требует использования еще более эффективных логистических систем.
1.Гармонизация законодательств и снятие нефизических барьеров
Хотя отрасль преследует цель обеспечения более качественных перевозок без увеличения количества транспортных средств, тем не менее в интересах экономики и общества в целом исключительно важное значение имеет тот факт, чтобы этот вид наземного транспорта, который является основной движущей силой экономического процветания и социального развития во всем мире, не подвергался санкциям.
Упрощение автомобильных перевозок должно быть, по мере возможности, направлено на гармонизацию всего законодательства, регламентирующего в настоящее время автомобильный транспорт, с тем, чтобы обеспечить его эксплуатационную совместимость, избежать дублирования и ненужной путаницы, которая приводит лишь к дорогостоящим задержкам, нарушению законодательства и наложению штрафов.
Ограничения и запреты на беспрепятственное движение грузовых автомобилей и автобусов также должны быть гармонизированы, ослаблены и, при возможности, отменены. Кроме того, прежде чем вводить в действие новое законодательство, необходимо обеспечить надлежащее применение того, которое уже существует.
Упрощение автомобильных перевозок также должно быть направлено на развитие торговли и туризма на национальном и международном уровнях посредством устранения административных, налоговых и физических барьеров на пути автомобильного транспорта и, как следствие, на пути экономического развития в целом.
2.Сбалансированность надежности, безопасности и свободного движения транспорта
Упрощение автомобильных перевозок предполагает необходимость правильной сбалансированности между обеспечением фактической надежности перевозок, предотвращением мошенничества и безопасностью дорожного движения, с одной стороны, и рационализацией законодательства и административных формальностей, с другой, в том числе в пунктах пересечения границ.
Международные процедуры в области автомобильного транспорта, особенно в пунктах пересечения границ, представляют собой серьезнейшие препятствия на пути торговли, туризма и транспорта, и предполагают необходимость адресных мер в целях максимального использования имеющихся скудных ресурсов на политическом, финансовом и административном уровнях. Длительное время ожидания на пограничных переходах вызывают серьезные нарушения работы систем логистики и мобильности, ежегодно приводят к миллиардным потерям в экономике, не говоря уже о социальных и медико-санитарных последствиях бесконечных очередей на границах.
Если время на пограничных переходах теряют автотранспортные средства и работники автотранспорта, то издержки, связанные с такими барьерами, которые снижают эффективность глобальной экономики и сдерживают столь необходимое экономическое развитие в тех регионах мира, которые находятся в неблагоприятном положении, приходится, в конечном счете, нести потребителям и обществу в целом.
Поэтому общество должно быть заинтересовано в том, чтобы автомобильный транспорт не подвергался санкциям, поскольку он является двигателем социального и экономического развития. Поэтому настоятельно необходимо довести жизненно важную роль автомобильного транспорта до сведения всех национальных и международных политических органов и заручиться их поддержкой. Таким образом, все субъекты деятельности, органы власти и деловые круги одинаково заинтересованы в том, чтобы продвигать и далее упрощать автомобильные перевозки в рамках государственно-частного партнерства.

Заключение
1. Автомобильный транспорт играет важную роль в развитии интеграционных процессов в рамках Таможенного Союза и Единого экономического пространства. От работы автомобильного транспорта как одного из элементов в цепи поставок зависит надежность логистической цепи в целом.
2. Оценка работы автомобильного транспорта как одного из критериев рейтинга уровня развития логистики (LPI) свидетельствует о выравнивании положений государств-членов ЕЭП по этому показателю при одновременном отставании от стран-лидеров и ближайших соседей – Польши, стран Балтии. При этом, показатель развития международных перевозок грузов для государств-членов ЕЭП, как правило, хуже, чем общее значение рейтинга. Однако для Беларуси уровень развития международных перевозок выше общего рейтинга страны, и по этому показателю она лидирует в ЕЭП. В то же время, Казахстан демонстрирует лучшие показатели по срокам доставки. Эксперты отмечают, что Россия по качеству инфраструктуры, компетентности персонала и контролю движения груза имеет лучшие показатели в ЕЭП.
3. К общим тенденциям развития автомобильного транспорта можно отнести опережающие темпы его роста по сравнению с темпами роста валового внутреннего продукта государств-членов ЕЭП и увеличение доли автомобильного транспорта как в объемах перевозимых грузов, так и в грузообороте. Доля автомобильного транспорта в объеме перевозок в государствах-членах ЕЭП составляет 82,2%. Автомобильный транспорт расширяет сферу деятельности, увеличивая среднее расстояние перевозки грузов, которое составляет 40 км. Для Беларуси характерны еще большие средние расстояния перевозок грузов – 116 км.
4. В государствах-членах ЕЭП около 90% грузовых перевозок осуществляется автомобильным транспортом частных предпринимателей с парком 1-2 автомобиля, и только 10% перевозится автотранспортными компаниями, выполняющими коммерческие перевозки грузов.
5. Анализ статистических данных по перевозкам грузов между государствами- членами ЕЭП позволил получить прогноз развития автомобильного транспорта на период до 2020 года. Согласно этому прогнозу, в Беларуси ожидается увеличение объемов перевозимых грузов в 2020 году по сравнению с 2014 годом на 42%, в Казахстане и России – на 25% и 17% соответственно. Темпы роста грузооборота составят в Беларуси 36%, в Казахстане и России – 58% и 17% соответственно. Опережающие темпы роста грузооборота по сравнению с объемами перевозок в Казахстане свидетельствуют о дальнейшем увеличении среднего расстояния перевозок грузов автомобильным транспортом при сохранении существующего положения в Беларуси и России.
5. В ходе развития рыночных отношений происходит обновление грузовых автотранспортных средств и меняется структура их парка, в которой увеличивается доля грузовых автомобилей малой и большой грузоподъемности. Ускоренное обновление грузовых автотранспортных средств наблюдается на международных перевозках грузов, при этом большое значение уделяется экологическим требованиям к автомобилям.
6. До настоящего времени в государствах-членах ЕЭП не завершено формирование опорной сети федеральных автомобильных дорог, связывающей все регионы этих стран. Однако ускоренными темпами идет формирование транспортных коридоров по направлениям Север-Юг и Запад-Восток, где большие успехи достигнуты при создании автодорожного коридора «Западная Европа – Западный Китай». Наибольшее внимание этому процессу уделяется в Беларуси и Казахстане. При этом формирование сети придорожного сервиса вдоль магистральных автомобильных дорог существенно отстает.
7. В государствах-членах ЕЭП ускоренными темпами идет формирование опорной сети логистических центров в областных центрах и транспортных узлах.

Список литературы

Отчет о научно-исследовательской работе ИНП РАН “Транспортная политика единого экономического пространства на период до 2020 года: время действий”, часть 1 “Обоснование необходимости разработки согласованной транспортной политики государств ТС и ЕЭП на период до 2020 года” под руководством академика Ивантера В.В., 2012 год.
Отчет о научно-исследовательской работе ИНП РАН “Транспортная политика единого экономического пространства на период до 2020 года: время действий”, часть 2 “Разработка первой редакции проекта Транспортная политика Единого экономического пространства на период до 2020 года” под руководством академика Ивантера В.В., 2012 год.
Сравнительный анализ прогнозов (программ) социально-экономического развития государств–членов Таможенного союза и Единого экономического пространства на кратко-, средне- и долгосрочную перспективу (по состоянию на декабрь 2012 года). Евразийская экономическая комиссия.
Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2020 года (Транспортная стратегия).
http://www.iru-nelti.org/.Интернет-портал Проекта IRU NELTI
http://www.stat.kz/.Официальный интернет портал Агентства Республики Казахстан по статистике
http://www.evrazes.com/ Официальный интернет портал Евразийского Экономического Сообщества
http://europa.eu/.Официальный интернет портал Европейского Союза
http://www.cis.minsk.by/ Официальный интернет-портал Исполнительного комитета СНГ
http://www.cisstat.com/Официальный интернет-портал Межгосударственного статистического комитета СНГ
http://www.msd-cis.ru/ Официальный интернет-портал Межправительственного совета дорожников СНГ
http://www.iru.org/.Официальный интернет-портал IRU
http://www.iru-eapd.org/.Официальный интернет-портал Представительства IRU в Евро-Азиатском регионе
http://www.unece.org/.Официальный интернет-портал Европейской Экономической Комиссии Организации Объединенных Наций (ЕЭК ООН)
http://www.unctad.org/.Официальный интернет-портал Конференции ООН по торговле и развитию(ЮНКТАД)

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

5 × три =

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Adblock detector