Сравнительная характеристика механизма формирования и использования финансовых ресурсов коммерческих организаций разных организационно-правовых форм

Сравнительная характеристика механизма формирования и использования финансовых ресурсов коммерческих организаций разных организационно-правовых форм.

Финансовые ресурсы предприятия включают основной и оборотный капитал. Выделяют следующие принципы организации финансов в сфере коммерческой деятельности:
1) получение и максимизация прибыли коммерческой организации;
2) оптимизация источников формирования финансовых ресурсов;
3) обеспечение финансовой устойчивости коммерческих организаций, в том числе использование различных механизмов защиты от предпринимательских рисков;
4) создание инвестиционной привлекательности;
5) ответственность за ведение и результаты финансово-хозяйственной деятельности.
Согласно общепринятой классификации, все финансовые ресурсы организаций подразделяются на группы:
1) собственные (уставный капитал, добавочный капитал, резервный капитал, нераспределенная прибыль, амортизация);
2) собственные целевого назначения (целевые финансирование и поступления, страховое возмещение, резервы предстоящих расходов);
3) привлеченные (авансы полученные, нормальная задолженность в бюджет и внебюджетные фонды);
4) заемные (полученные кредиты, займы, ссуды).
В коммерческих организациях финансовые ресурсы могут быть представлены всеми четырьмя группами, но их основным источником  являются  собственные и привлеченные ресурсы. На рисунке 1 представлены источники формирования финансовых ресурсов предприятия.

Рисунок 1 — Группировка финансовых ресурсов предприятия
Базовый источник финансовых средств предприятия — его прибыль (рис.2). Прибыль является частью валового дохода предприятия.

Рисунок 2 — Прибыль предприятия и формирование налога на добавленную стоимость
Важная составляющая валовой прибыли — прибыль от реализации основных фондов (рис. 3).

Рисунок 3 — Прибыль от реализации основных фондов и иного имущества
Другая составляющая валовой прибыли — прибыль от внереализационной деятельности (сдача имущества в аренду, доходы по ценным бумагам и прочее).
Одним из основных источников финансирования расширенного воспроизводства основных фондов является амортизация. Амортизация — основной источник самофинансирования на предприятиях.
На организацию финансов предприятия оказывают влияние следующие факторы: организационно–правовая форма хозяйствования и отраслевые технико–экономические особенности (рис. 4). [2]

Рисунок 4 — Организация финансов предприятия (основные факторы)
Отраслевые особенности могут предопределять организационно-правовую форму коммерческой организации, а это в свою очередь еще один фактор, влияющий на финансовый механизм организации.
Различные организационно-правовые формы определяют особенности формирования финансовых ресурсов в момент создания организации, распределения прибыли, финансовой ответственности учредителей и участников (в соответствии со ст. 50 ГК РФ). Основные организационно-правовые формы хозяйствующих субъектов представлены в табл. 1.

Таблица 1 — Организационно-правовые формы хозяйствующих субъектов

Организационно-правовая форма влияет на особенности распределения прибыли: у акционерных обществ часть прибыли распределяется в форме дивидендов между акционерами; прибыль унитарных предприятий может поступать в бюджет не только в виде налоговых, но и неналоговых платежей (если собственником не принято иное решение); в производственных кооперативах между членами распределяется часть предпринимательского дохода (прибыли). Все коммерческие организации, как правило, формируют резервы за счет отчислений от прибыли, но для акционерных обществ законодательно установлен минимальный размер резервов (не менее 57% размера уставного капитала), размер отчислений в резервный фонд (не менее 5% чистой прибыли).
Государственная регламентация формирования и использования финансовых ресурсов коммерческих организаций связана с определением налоговых обязательств, а также обязательств, вытекающих из возможного использования бюджетных средств (субсидии, государственный и муниципальный заказ, бюджетные инвестиции, бюджетные кредиты).
Конкретные правовые особенности организационно-правовых форм определены ГК РФ, федеральными законами и иными специальными нормативными правовыми актами. Рассмотрим особенности формирования и использования финансовых ресурсов организаций. [2]
Рассмотрим подробнее особенности финансов организаций конкретных организационно-правовых форм.
Унитарное предприятие — это коммерческая организация, которая не наделена правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Оно находится в собственности Российской Федерации или субъекта РФ, либо в собственности муниципального образования и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Деятельность унитарных предприятий регламентирована ГК РФ [1] и ФЗ от 14.11.2002 № 169-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях». Основные особенности финансов унитарных предприятий представлены в табл. 3.
Таблица 2 — Основные характеристики финансов унитарных предприятий [1]
Критерий Унитарные предприятия

федеральное
государственное
предприятие государственное предприятие субъекта РФ муниципальное
предприятие федеральное
казенное
предприятие казенное предприятие субъекта РФ (ГУП) муниципальное
казенное
предприятие
Учредители РФ Субъект РФ Муниципальное образование РФ Субъект РФ Муниципальное
образование
Право собственности на имущество РФ Субъект РФ Муниципальное
образование РФ Субъект РФ Муниципальное
образование
Органы, осуществляющие полномочия собственника имущества предприятия Органы
государственной власти РФ Органы государственной власти субъекта РФ Органы местного самоуправления Органы государственной власти РФ Органы государственной власти субъекта РФ Органы местного самоуправления
Закрепление имущества за предприятием На праве хозяйственного ведения На праве оперативного управления
Размер уставного фонда Не менее 5000 МРОТ Не менее 1000МРОТ Не формируется
Формирование уставного фонда при учреждении предприятия В течение трех месяцев с момента государственной регистрации предприятия
Создание резервного фонда За счет остающейся в распоряжении унитарного предприятия чистой прибыли в порядке и размерах, которые предусмотрены его уставом
Использование средств резервного фонда Только на покрытие убытков
Размер чистых активов Не менее размера уставного фонда
Анализ показывает, что эффективность деятельности государственных предприятий в РФ невысока. С целью усиления контроля за деятельностью федеральных государственных предприятий введены показатели экономической эффективности их деятельности.
Рассмотрим следующий вид коммерческих организаций — хозяйственные товарищества и общества, деятельность которых регулируется положениями ГК РФ. В таблице 3 систематизированы особенности организации финансов хозяйственных товариществ и обществ по определенным критериям: состав участников и уставный (складочный) капитал, возможность создания резервного фонда, риски и ответственность участников и т.д.
Таблица 3 — Организация финансов хозяйственных товариществ и обществ [1]
Критерий Хозяйственные товарищества и общества

Полные товарищества Товарищества на вере ОДО ООО ЗАО ОАО
Участники (учредители) Индивидуальные предприниматели и (или) коммерческие организации Полные товарищи: индивидуальные предприниматели и (или) коммерческие организации; вкладчики — граждане и юридические лица Граждане и юридические лица
Вид объединения Объединение лиц Объединение капиталов
Возможность участия в нескольких организациях Лицо может быть участником только в одном полном товариществе Лицо может быть полным товарищем только в одном товариществе на вере Лицо может быть учредителем неограниченного количества хозяйственных обществ
Количество участников Не менее двух Не менее трех От 1 до 50 Не ограничено
Капитал, формируемый за счет взносов участников (учредителей) Складочный капитал, разделенный на доли Уставный капитал, разделенный на доли Уставный капитал, разделенный на акции
Размер уставного (складочного капитала) Не установлен
Не менее 10 000 рублей Не менее 100 МРОТ Не менее 1000 МРОТ
Оплата уставного (складочного) капитала при учреждении общества (товарищества) К моменту регистрации каждый товарищ должен внести не менее половины своего вклада; остальная часть — в сроки, установленные учредительным договором К моменту регистрации должно быть оплачено не менее 1/2 уставного капитала; остальная часть — в течение срока, который определен учредительным договором, но не более одного года с момента государственной регистрации общества Не менее 50% акций должно быть оплачено в течение трех месяцев с момента государственной регистрации общества. Остальные — в течение года с момента государственной регистрации общества, если меньший срок не предусмотрен договором о создании общества
Создание резервного фонда Законодательством не предусмотрено Создается в порядке и размерах, предусмотренных уставом общества Создается в размере не менее 5% уставного капитала за счет обязательных ежегодных отчислений от чистой прибыли. Эти отчисления не могут быть менее 5% чистой прибыли до достижения установленного размера резервного капитала
Использование средств резервного фонда По решению участников По решению участников Только для покрытия убытков общества, а также для погашения облигаций и выкупа акций общества в случае отсутствия иных средств
Риск убытков для участников (учредителей) В пределах всего принадлежащего им имущества (полная ответственность) Полные товарищи — в пределах всего принадлежащего им имущества; вкладчики — в пределах сумм внесенных ими вкладов В пределах стоимости принадлежащих им долей (ограниченная ответственность) В пределах стоимости принадлежащих им акций (ограниченная ответственность)
Дополнительная ответственность участников (учредителей) Солидарно несут субсидиарную ответственность своим имуществом по обязательствам товарищества Полные товарищи солидарно несут субсидиарную ответственность своим имуществом по обязательствам товарищества Субсидиарная ответственность по обязательствам общества своим имуществом в одинаковом для всех кратном размере к стоимости долей, определяемом учредительными документами общества
Размер чистых активов Не менее величины складочного капитала Не менее величины уставного капитала
Принципиально, что в законодательном регулировании деятельности хозяйственных обществ имеется ряд недоработок, поэтому целесообразно внесении существенных изменений в корпоративное законодательство. В настоящее время работа по совершенствованию законодательства продолжается.
Особое место среди коммерческих организаций занимают производственные кооперативы. Производственным кооперативом признается добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности (производство, переработка, сбыт промышленной, сельскохозяйственной и иной продукции, выполнение работ, торговля, бытовое обслуживание, оказание других услуг), организованной на их личном трудовом и ином участии и объединении его членами (участниками) имущественных паевых взносов. Имущество, находящееся в собственности производственного кооператива, делится на паи его членов. Уставом кооператива может быть установлено, что определенная часть принадлежащего кооперативу имущества составляет неделимые фонды, используемые на уставные цели. Прибыль кооператива распределяется между его членами в соответствии с их трудовым участием.
Таким образом, проведенный анализ показывает, что каждая из рассмотренных организационных форм предпринимательства имеет свои преимущества и недостатки с позиции управления финансами в зависимости от простоты принятия решений, ответственности по обязательствам, возможностям мобилизации финансовых ресурсов и др. В Российской Федерации в настоящее время наиболее распространенной формой ведения бизнеса являются общества с ограниченной ответственностью и акционерные общества. Это обусловлено снижением риска убытков за счет ограничения ответственности участников суммой вклада в уставный капитал, возможностью применения разнообразных финансовых решений, связанных с движением капитала, аккумуляцией и использованием финансовых ресурсов и прибыли.

Перспективы развития форм и методов государственной финансовой поддержки малого бизнеса.

Развитие малого и среднего бизнеса является одним из основных источников экономического роста государства. В настоящее время в РФ малый и средний бизнес доказал свою эффективность и общественную полезность, даже несмотря на прошедшие кризисы в 1998 году и мировой финансовый кризис в 2008 году. Поэтому в современных условиях модернизации экономики он будет играть такую же существенную роль, как и во многих развитых странах. 
Рассмотрим основные итоги развития малого и среднего бизнеса в последние годы.
По состоянию на 1 января 2014 года, по данным Росстата, основанным на выборочном наблюдении за сектором малого и среднего предпринимательства, в Российской Федерации зарегистрировано 5,6 млн. субъектов малого и среднего предпринимательства, на которых занято 25% от общей численности занятых в экономике. На малый и средний бизнес приходится около 25% от общего объема оборота продукции и услуг, производимых предприятиями по стране.
Около 62,8% от общего количества субъектов МСП являются индивидуальными предпринимателями, 32,7% относятся к категории микропредприятий – юридических лиц, 4,2% к малым предприятиям – юридическим лицам и 0,3% к средним предприятиям – юридическим лицам.

Рисунок 1 — Основные показатели деятельности субъектов МСП в 2011–2013 годах [7]
Оборот субъектов МСП в номинальном выражении рос в период 2011–2013 годов и в 2013 году составил 38,8 трлн. руб. (на 5,3% выше уровня 2012 года и на 8,4% выше уровня 2011 года), однако с учетом инфляции оборот субъектов МСП сократился. Объем инвестиций в основной капитал у субъектов МСП в номинальном выражении вырос в 2013 году до уровня 778,9 млрд. руб. (на 6,8% выше уровня 2012 года и на 12,3% выше уровня 2011 года, что сопоставимо с уровнем инфляции).

Рисунок 2 — Количество субъектов МСП в 2011–2013 годах, тыс. единиц [7]
Распределение количества субъектов МСП по видам экономической деятельности на протяжении 2011-2013 годов остается практически неизменным (см. рис. 3). Из заметных тенденций можно отметить рост доли строительного сектора (на 0,7 п.п.), сектора транспорта и связи (на 0,4 п.п.) и небольшой рост доли промышленного сектора (на 0,3 п.п.). Сократилась доля торгового сектора (на 0,5 п.п.), сектора операций с недвижимым имуществом, аренды и услуг (на 0,5 п.п.) и сельскохозяйственного сектора (на 0,3 п.п.).
Сектор МСП представлен в основном индивидуальными предпринимателями и микропредприятиями (до 15 занятых). Общее количество субъектов МСП в 2013 году составило 5,6 млн. субъектов МСП, из которых 62,8% являются индивидуальными предпринимателями, 32,7% относятся к категории микропредприятий, 4,2% – к малым предприятиям и только 0,3% – к средним предприятиям. [3]
Необходимо отметить, что распределение количества субъектов МСП по видам экономической деятельности заметно отличается для разных категорий субъектов МСП. По данным 2013 года, средние предприятия – юридические лица в основном представлены в секторе промышленного производства (27,3%), а также в торговом секторе (26,4%) и сельском хозяйстве (17,2%). Основная часть малых предприятий – юридических лиц осуществляет деятельность в торговом секторе (39,1%) и в секторе операций с недвижимым имуществом, аренды и предоставления услуг (20,3%), доля же промышленного сектора меньше, чем строительного (10,2% и 11,4% соответственно). Отраслевое распределение микропредприятий – юридических лиц соответствует отраслевому распределению малых предприятий.

Рисунок 3 — Распределение количества субъектов МСП по видам экономической деятельности
Совокупная среднесписочная численность занятых у субъектов МСП составила в 013 году 17,8 млн. человек, из которых в сфере индивидуальной предпринимательской деятельности занято 5,4 млн. человек (30,6%), на предприятиях – юридических лицах – 12,4 млн. человек (69,4%). В целом среднесписочная численность занятых в секторе показывает отрицательную динамику: в 2013 году показатель сократился на 1,9% по сравнению с уровнем 2012 года и на 0,4% относительно уровня 2011 года. Основное сокращение занятости происходит в секторе средних предприятий (численность занятых на средних предприятиях в 2013 году относительно 2012 года сократилась на 17,0%).

Рисунок 4 – Объем оборота субъектов МСП в 2011-2013 годах, млрд.р. [7]

В целях развития малого и среднего предпринимательства в России сформирована многоканальная система финансовой поддержки субъектов МСП, основным элементом которой является программа поддержки малого и среднего предпринимательства, реализуемая Минэкономразвития России совместно с органами государственной власти субъектов Российской Федерации (федеральная финансовая программа поддержки малого и среднего предпринимательства).
Разработку и реализацию мер поддержки субъектов МСП, направленных на их развитие, в установленной сфере деятельности осуществляют следующие федеральные органы исполнительной власти и институты развития:
Государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» (через дочерние структуры ОАО «МСП Банк» и ОАО «Российское агентство по страхованию экспортных кредитов и инвестиций»);
Министерство сельского хозяйства Российской Федерации;
Министерство образования и науки Российской Федерации;
Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации;
Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации;
Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации;
Министерство промышленности и торговли Российской Федерации;
Министерство регионального развития Российской Федерации;
Министерство транспорта Российской Федерации;
Министерство энергетики Российской Федерации;
Федеральное агентство связи;
Федеральное дорожное агентство;
Федеральное агентство по туризму;
Федеральное агентство по рыболовству;
Федеральное агентство водных ресурсов;
Федеральное агентство по делам молодежи;
Федеральное агентство по недропользованию;
Федеральное агентство воздушного транспорта;
Федеральное агентство железнодорожного транспорта;
Федеральное агентство морского и речного транспорта;
Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям. [6]
В целях повышения эффективности реализации программ по развитию субъектов МСП и повышения информированности граждан о мерах государственной поддержки предпринимательской инициативы по поручению Президента Российской Федерации приказом Минэкономразвития России от 26 июля 2011 г. № 372 была сформирована рабочая группа по обеспечению координации и мониторинга реализации программ, направленных на поддержку малого и среднего предпринимательства под председательством Министра экономического развития РФ. В состав рабочей группы входят представители федеральных органов исполнительной власти (Минсельхоз России, Минтруд РФ, Минрегион РФ, Минобрнауки РФ, Минпромторг РФ, Минфин РФ, Минздрав РФ), общественных организаций предпринимателей (ОПОРА России, Деловая Россия), Торгово-промышленной палаты Российской Федерации, а также ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России «АККОР».
Основной целью деятельности Рабочей группы является выработка единых подходов по координации программ по развитию предпринимательства и рассмотрение вопросов, связанных с осуществлением государственной поддержки малого и среднего предпринимательства, в том числе вопросов поддержки и развития малых форм хозяйствования на селе, разработка мер, направленных на развитие механизмов государственной поддержки, обмен опытом по реализации программ.
Развитие малого и среднего предпринимательства в России во многом ограничивается неразвитостью инфраструктуры, обеспечивающей удовлетворение различных потребностей субъектов МСП, в том числе финансовой, производственной, транспортной и иных видов инфраструктуры. Анализ деятельности малых и средних предприятий позволяет выделить следующие группы факторов, ограничивающих развитие малого и среднего бизнеса в России:
финансовые ограничения, связанные с привлечением внешнего финансирования для обеспечения текущей деятельности или создания и (или) развития производства;
ресурсные ограничения, связанные с развитием производственной базы, доступностью сырья, наличием квалифицированных кадров и т.д.;
рыночные ограничения, характеризующиеся низким спросом на производимую субъектами МСП продукцию, высоким уровнем конкуренции на рынках, в том числе со стороны государственного сектора и крупного бизнеса, высокими барьерами входа на рынки;
ограничения, обусловленные несовершенством законодательства, высокой административной нагрузкой на предпринимателей, проявлением коррупции;
инфраструктурные ограничения, связанные с доступом предприятий к энергетической, транспортной и инфраструктуре иных видов;
информационные ограничения, связанные с отсутствием информации о ситуации на рынках, конкуренции на рынках, о введении новых форм государственного регулирования и т.д.
При этом рыночные механизмы формирования рынка бизнес-услуг, направленных на удовлетворение потребностей субъектов МСП и снимающих указанные ограничения, в силу различных обстоятельств работают не всегда, что обуславливает необходимость государственного вмешательства и реализации соответствующих форм государственной поддержки. [5]
Несмотря на широкий охват применяемых инструментов поддержки, анализ применяемых инструментов показывает некоторые недоработки в данной системе:
1. Поддержкой не охвачены средние предприятия и малые предприятия из верхней страты (с численностью занятых около 100 человек). Формально данные предприятия могут воспользоваться всеми применяемыми инструментами поддержки субъектов МСП, однако большинство предлагаемых инструментов им не интересны (напр., микрозаймы, размер которых не может превышать 1 млн. руб., не будут востребованы предприятиями с годовым оборотом более 400 млн. руб.).
Одним из инструментов, открывающим для данной категории субъектов МСП рынки внешнего финансирования, может стать система гарантирования (поручительства) по кредитам коммерческих банков и договорам лизинга. Данный инструмент сегодня реализуется как в рамках федеральной программы финансовой поддержки субъектов МСП, так и по линии Внешэкономбанка, а также созданной в 2014 году ОАО «Небанковская депозитно-кредитная организация «Агентство кредитных гарантий». Однако инструмент относительно новый и требует дальнейшего развития.
2. При определении направлений и объемов предоставления поддержки не учитывается возможный потенциал для развития малого и среднего предпринимательства и увеличения его вклада в экономику. Так, большинство инструментов поддержки ориентировано на производственные предприятия, которые в общем числе субъектов МСП составляют около 10% (или около 15% в общей численности занятых у субъектов МСП), при этом поддержка предприятий, осуществляющих предоставление услуг, в том числе бизнес-услуг, имеющих больший потенциал для увеличения масштабов деятельности, остаются вне системы поддержки.
3. Одним из важных инструментов поддержки субъектов МСП в России является обеспечение доступа малых и средних предприятий к закупкам государственных и муниципальных заказчиков, для чего устанавливается квота на такие закупки. Вместе с тем анализ показывает значительное несоответствие среднего размера таких закупок и среднего годового оборота субъектов МСП из числа индивидуальных предпринимателей и микропредприятий – юридических лиц, что делает данный инструмент поддержки недоступным для данной категории субъектов МСП. [3]
В настоящее время начальная (максимальная) цена контракта по закупкам, в которых участниками являются только субъекты малого предпринимательства и социально ориентированные некоммерческие организации, не должна превышать 20 млн. рублей. При этом средний годовой оборот индивидуальных предпринимателей в 2013 году составил 2,8 млн. рублей, микропредприятий – 5,0 млн. рублей, малых предприятий (без учета микропредприятий) – 66,9 млн. рублей. Иными словами, установленная законом максимальная планка «малых» контрактов является недоступной для большей части субъектов малого предпринимательства. В связи с этим представляется важным продолжить совершенствование законодательства в части обеспечения участия малых предприятий в контрактной системе в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд.
Федеральная программа финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства, основной целью которой является увеличение доли субъектов МСП в экономике Российской Федерации, реализуется Минэкономразвития РФ с 2005 года. [4]
В рамках программы Минэкономразвития России распределяет средства федерального бюджета между субъектами Российской Федерации на конкурсной основе в целях реализации мероприятий региональных программ поддержки малого и среднего предпринимательства на условиях софинансирования.
Начиная с 2009 года расходы федерального бюджета на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства значительно увеличились, что обусловлено реализацией антикризисного пакета мер и общим увеличением количества субъектов Российской Федерации, участвующих в реализации программы (рис. 5).

Рисунок 5 – Объем бюджетных ассигнований на реализацию федеральной финансовой программы поддержки малого и среднего предпринимательства МСП в 2005-2014 годах [3]

Реализация программы осуществляется в соответствии с Правилами распределения и предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2009 г. № 178, которые предусматривают следующие направления:
создание и развитие инфраструктуры поддержки субъектов малого предпринимательства (бизнес-инкубаторов);
поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, производящих и реализующих товары (работы, услуги), предназначенные для экспорта;
развитие системы кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства;
создание и развитие инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в научно-технической сфере;
реализацию иных мероприятий по поддержке и развитию малого и среднего предпринимательства;
ведение реестров субъектов малого и среднего предпринимательства – получателей государственной поддержки малого и среднего предпринимательства.
Минэкономразвития России в рамках программы сформирован широкий спектр мероприятий поддержки для различных групп предприятий, таких как:
содействие малым инновационным компаниям (компенсация затрат действующим инновационным компаниям – до 15 млн. руб., предоставление грантов начинающим инноваторам – до 500 тыс. руб., создание центров инжиниринга, центров кластерного развития, центров прототипирования, центров коллективного пользования);
поддержка лизинга малых компаний (субсидирование лизинговых платежей и уплаты первого взноса – до 10 млн. руб., предоставление лизинг-гранта начинающим – до 1 млн. руб. на одного получателя поддержки);
поддержка экспортно ориентированных малых компаний (создание центров поддержки экспорта);
модернизация производства (субсидирование расходов по уплате процентной ставки, приобретение оборудования до 10 млн. руб. на одного получателя поддержки);
грантовая поддержка начинающих (предоставление безвозмездной субсидии начинающему предпринимателю в размере до 300 тыс. руб.);
создание микрофинансовых организаций, предоставляющих микрозаймы по ставке, не превышающей 10%;
создание гарантийных фондов, предоставляющих поручительства предпринимателям по кредитам в случае нехватки собственного залогового обеспечения – до 70% от суммы кредита;
развитие молодежного предпринимательства, в том числе создание центров молодежного инновационного творчества (предоставление субсидий на создание центров в размере до 7 млн. руб. на одного получателя поддержки);
поддержка муниципальных программ, в том числе поддержка монопрофильных муниципальных образований (моногорода) (предоставление грантов, развитие лизинга, создание микрофинансовых организаций, программы обучения);
развитие системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для сферы малого предпринимательства;
развитие социального предпринимательства (субсидирование расходов на создание центров инноваций социальной сферы в размере до 5 млн. руб.; создание частных дошкольных учреждений в размере до 10 млн. руб.; субсидии на организацию групп дневного времяпрепровождения детей дошкольного возраста и иных подобных им видов деятельности до 1 млн. руб.);
создание и развитие инфраструктуры имущественной поддержки субъектов малого предпринимательства (бизнес-инкубаторы, промышленные парки, технопарки).
За рассматриваемый период был введен новый специальный налоговый режим – патентная система налогообложения (с 1 января 2013 г.). Патент распространяется на 47 видов деятельности, а субъект РФ самостоятельно устанавливает для каждого вида деятельности размер потенциально возможного дохода, являющегося налоговой базой, в пределах минимального (100 тыс. руб.) и максимального их размеров (1 млн. руб.). По некоторым видам деятельности субъекты Российской Федерации могут увеличивать максимальный размер потенциального дохода [3]:
во всех субъектах РФ – не более чем в 3 раза;
в городах с населением более 1 млн. человек – не более чем в 5 раз;
по отдельным видам деятельности – до 10 раз.
Стоимость патента варьируется в от 6 тыс. до 60 тыс. руб. в год.
В соответствии с ФЗ от 3 декабря 2012 г. № 243-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам обязательного пенсионного страхования», с 1 января 2013 года фиксированный размер страхового взноса на обязательное пенсионное страхование был увеличен в два раза, до 32 479,2 рубля (расчет исходя из 2 МРОТ). Результатом данного решения стало значительное сокращение количества зарегистрированных индивидуальных предпринимателей в 2013 году
С 1 января 2012 года вступило в силу Положение Банка России от 12 октября 2011 г. № 373-П «О порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации», согласно которому на индивидуальных предпринимателей возложена обязанность по соблюдению порядка ведения кассовых операций.
В соответствии с данным положением индивидуальные предприниматели были обязаны:
1) определять лимит остатка наличных денег;
2) хранить на банковских счетах в банках наличные деньги сверх установленного лимита остатка наличных денег;
3) оформлять кассовые операции, заполняя пять форм.
Введение указанных требований создало избыточные административные ограничения и привлекло к возникновению дополнительных расходов индивидуальных предпринимателей, связанных с обязанностью открытия и ведения банковских счетов, а также организацией бумажного документооборота.
Таким образом, к наиболее перспективным мерам финансовой и налоговой политики государства в контексте развития МСП за рассматриваемый период следует отнести:
1) совершенствование специальных налоговых режимов;
2) изменение системы страховых платежей для отдельных категорий налогоплательщиков;
3) изменение системы ведения кассовых операций для индивидуальных предпринимателей.
Важно отметить, что перспективность сектора малого и среднего предпринимательства в современной экономике и большой интерес к нему следует рассматривать как долговременное направление структурной политики, обеспечивающее соединение воспроизводственных и рыночных процессов в российском хозяйстве, реализацию современной стратегии экономического роста в течение долговременного перехода. Именно малые предприятия могут стать основой рыночных структур во многих отраслях, обеспечить перелив инвестиций в сферы наиболее эффективного приложения ресурсов и тем самым соединить процессы структурной политики и формирование всероссийского рынка.

Список литературы:
Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) Часть 1 от 30.11.1994 N 51-ФЗ(принят ГД ФС РФ 21.10.1994) (действующая редакция от 06.04.2015)
Грязнова А.Г., Маркина Е.В. Финансы. Учебник. 2-е изд. – М.:Финансы и статистика, 2012.
Доклад о ходе реализации мер поддержки малого и среднего предпринимательства в 2010–2013 годах и основных направлениях развития малого и среднего предпринимательства на ближайшую и среднесрочную перспективу Министерство экономического развития РФ. М, 2014.
Мониторинг состояния малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации http://smb.gov.ru/statistics/navy/analitic/
Мухаметлатыпов Р. Ф. Современное состояние малого предпринимательства в России [Текст] / Р. Ф. Мухаметлатыпов, Р. Р. Дадаханова // Молодой ученый. — 2013. — №5. — С. 359-360.
Федеральная налоговая служба http://www.nalog.ru/rn66/
Федеральная служба государственной статистики РФ http://gks.ru
Федеральный портал малого и среднего предпринимательства. Министерство экономического развития Российской Федерации http://smb.gov.ru/statistics/navy/analitic/
Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

девятнадцать − 18 =

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Adblock detector