Тест по философии Общей чертой присущей как философскому так и научному знанию является Ответ

Тест по философии
Общей чертой, присущей как философскому, так и научному знанию является
Ответ: в) теоретический тип знания
Философское знание по многим своим показателям имеет общие черты с научным знанием. Одним из таких показателей является теоретический тип знания. Как известно, при рассмотрении структуры научного знания в нем выделяются несколько уровней: эмпирический, теоретический и прикладной. Каждому уровню присущи свои особенности и функциональные возможности знания. Теоретический уровень (тип) знания представляет собой интерпретацию собранных фактов и способы дальнейшего ее исследования.
Для выделения в философии двух уровней освоения действительности имеется предметно-содержательное основание. Предмет философии целостен, но его сущность может рассматриваться с разных сторон, неодинаковых по своей глубине и имеющих разные проявления. Отражение фрагментов сущности и проявлений сущности может явиться основой для эмпирического, а отражение целостности, взаимосвязи отдельных сторон, тем более сторон сущности, может быть предметно-содержательным основанием для теоретического уровня философского знания.
Обладая определенной двойственностью, философское знание соотносится с научным знанием, которые носят теоретический характер. В целом философию можно определить как теоретическое мировоззрение об отношении человека и мира, существами бытия. Таким образом становится возможным выделить общую черту философского и научного знания в виде теоретического типа знания.

Этическая концепция Эпикура может быть обозначена термином
Ответ: а) эвдемонизм
Эвдемонизм – это принцип построения этической теории, в которой утверждается, что основное стремление человека составляет его стремление к счастью. Данное этическое направление в философии подчинено выработке основ достижения максимального счастья. Представителями эвдемонизма в Древней Греции являлись Демокрит, Аристотель, Эпикур.
Изначально счастье понималось как везенье, сочетающееся с удачливостью и благосклонностью судьбы. Само слово «эвдемонизм» означает поддержку доброго божества. Все душевные качества человека определяют его счастье в существенной мере, но не полностью. Эпикур считал, что счастье целиком находится во власти индивида. Он понимает счастье как самодостаточность индивида. Для достижения такого состояния, считает Эпикур, человек должен жить незаметно, свернуть свое бытие до безмятежного покоя.
Эпикур предполагал, что счастливое существование не является просто результатом приятной жизни или ограничения человеком его физических, телесных устремлений во имя сохранения духовного равновесия и общего спокойствия: «Самое лучшее для человека – проводить жизнь в наивозможно более радостном расположении духа и наивозможно меньшей печали. А это может быть достигнуто если делать свои удовольствия независящими от преходящих вещей» (Эпикур — Письмо к Менекею).
Счастливая жизнь определяется интеллектуальной деятельностью, с помощью которой возможно понять надлежащие способы существования для достижения истинного блаженства (у Эпикура счастье и блаженство отождествлялись). Эвдемонизм Эпикура – это счастье, при котором разум и тело человека находятся в гармонии.
Свойствами Добра, по мнению В. С. Соловьева, являются
Ответ: а) действенность
В. С. Соловьев – русский религиозный философ XIX в., мировоззренческие установки которого были направлены на создание так называемой «философии всеединства», центральным компонентом которого являлась любовь как элемент, пронизывающие бытие. Всеединство В. С. Соловьева воспроизводится со слов самого философа: «Все едино в Боге», что предполагает единение Бога со своими творениями.
Свое отношение к добру В. С. Соловьев выразил в философско-этическом произведении «Оправдание добра (1897 г.). Данная работа содержит мысли философа о добре и добродетелях, смысле жизни, взаимодействии человека и общества и т.д. Смысл человеческой жизни В. С. Соловьев видит в осуществлении человеком и обществом в целом идеи Добра. Как некое явление Добро есть высшая сущность, получающая воплощение в различных формах – в индивидуальном бытии человека, в религии и церкви, в истории человечества.
Добро может обладать следующими свойствами:
1) чистотой, или самозаконностью (автономией) – оно ничем внешним не обусловлено;
2) полнотой, или всеединством, поскольку оно все собою обусловливает;
3) силой, или действенностью, поскольку оно через все осуществляется.
Обозначенные В. С. Соловьевым свойства Добра составляют конкретную нравственную базу человеческого общества, определяя его жизненный путь.
В средневековой философии источником и высшей формой бытия считался (-ась, -ось)
Ответ: г) Бог
Особенность средневековой философии состоит в том, что оно развивалось в жестких рамках христианской религии, где основным принципом мировоззрения людей был теоцентризм. Бог как творец являлся высшим существом, которое находилось вне пространства и времени, определявшим все особенности мироздания. Такое отношение к окружающей среде распространилось и на представления об источнике и высшей форме бытия.
Христианство говорит о том, что Бог сотворил мир из ничего, сотворил актом своей воли, благодаря своему всемогуществу. Божественное всемогущество продолжает каждый миг сохранять, поддерживать созданное им бытие. На основе христианских догматов средневековая философия провозглашает единственное нерушимое правило, что есть только одно абсолютное начало, которым является Бог. Все остальное – это его творения. Такое соотношение приводит к заключению, что подлинным бытием обладает только Бог, ему приписываются те атрибуты, которыми античные философы наделяли бытие. Бог вечен, неизменен, самотождествен, ни от чего не зависит и является источником всего сущего.
Одним из христианских философов, развивавших эту концепцию, был Августин Блаженный. Он обозначает Бога как высшее бытие, высшая субстанция, высшая форма, высшее благо. Отождествляя Бога с бытием, Августин следует установкам Священного Писания. В Ветхом Завете Бог сообщает о себе человеку: «Я есмь Сущий».

Существование «врожденных идей» признают представители
Ответ: б) рационализм
«Врожденные идеи» — философское понятие, означающее, что знания могут принадлежать разуму изначально. Такая трактовка вопроса была характерна для рационалистов, которые рассматривали «врожденные идеи» как основу объективного знания. Это понятие утверждает тождество и непрерывность сознания в пространстве и времени: общезначимые надындивидуальные истины являются, с одной стороны, актами и состояниями сознания отдельных индивидов, а с другой стороны, именно в своих всеобщих характеристиках не могут быть выведены как конечное звено в непрерывной цепи воздействия внешних вещей на их сознание или внутрипсихических сцеплений сугубо индивидуального опыта. Делается вывод, что знание некоторых истин должно быть прирождено аппарату человеческого познания.
Согласно Р. Декарту, я из себя извлекаю понимание того, что такое вещь, истина, мышление, бог и т.д., причем эти идеи не порождены и не приобретены мною, а прирождены мне. Соединяя исходные «врожденные идеи» с интуитивным постижением конкретных предметов внешнего мира и с работой дедукции, можно получить всю сумму возможных, объективных и универсальных знаний. Г. В. Лейбниц говорит о том, что «врожденные идеи» даны лишь в виде источников, которые постоянно актуализируются.
Основой создания концепции «врожденных идей» было то, что рационализм выделял определенную структуру знания, в которой имеются элементы, находящиеся вне нашего сознания. Рационалисты активно настаивали на существовании «врожденных идей», с помощью которых становилось возможным понять, как и каким образом человек приобретает те или иные знания.

Основной чертой сциентистского направления в философии является
Ответ: а) вера в безграничные возможности науки
Сциентистское направление в философии возникает в конце ХIХ в. с усилением роли науки в жизни общества. Сам термин «сциентизм» образован от английского слова «science» — наука. Данное направление ставит на главенствующее место науку, стараясь отождествлять философское и научное знание. Естественнонаучные методы науки становятся главными способами разрешения проблем окружающей действительности.
Для сциентизма наука – это основной источник знаний о мире. Сциентистское представление о мире делает акцент на том, что научное знание является единственно достоверным, научный подход должен проникнуть во все области человеческой жизни и организовывать всю жизнь общества. Именно это утверждение говорит о вере в безграничные возможности науки. В сциентизме можно выделить три основополагающих положения об определении науки:
а) наука может заменить собой философию и метафизику в деле решения фундаментальных моральных и этических проблем;
б) в науке заключены решения всех проблем человечества;
в) методы точных и естественных наук являются единственными верными научными методами, и что эти методы должны применяться к гуманитарным и социальным наукам.
Сциентизм получил развитие в философских воззрениях позитивизма, прагматизма, философия техники. Можно сказать, что идеалом для сциентизма выступают наиболее развитые естественные и математические науки, укрепляющаяся вера в рациональные методы и средства постижения и организации мира.
Философом, считавшим сущностью человека совокупность общественных отношений, был
Ответ: а) К. Маркс
К. Маркс и Ф. Энгельс подчеркивали, что «сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 3). Данное определение характеризует человека как субъекта, который является носителем совокупности общественных отношений в плане экономического, политического, социального и духовного сфер жизнедеятельности общественных структур.
Для К. Маркса важно показать связь природной и социальной сущности человека, но при всем этом акцент делается на общественной стороне человека. Развитие любого индивида обусловлено развитием всех других индивидов, с которыми он находится в прямом или косвенном общении, развитие не может быть оторвано от истории предшествующих и современных ему индивидов. Поэтому жизнедеятельность личности в концепции К. Маркса всесторонне определяется обществом в виде социальных условий ее существования, наследия прошлого, объективных законов истории и т.д., хотя некоторое пространство для ее социального действия все-таки остается.
В определении К. Маркса сущность человека приобретает конкретные черты. Человек неразрывно связывается с обществом, и реализация личности происходит на основе общественных отношений. Понять сущность человека в отрыве от общества невозможно. Марксизм стремится создать образ человека, деятельность которого регламентирована окружающей его действительностью в лице общественной организации существования. Противопоставление человека и общества в данном случае неприемлемо, так как такое действие мешает определению человеческой сущности.
Установите соответствие между социальными явлениями и понятиями социальной философии
Ответ: 1-а (деление общества на бедных и богатых — социальная стратификация), 2-г (национальная принадлежность — социальная дифференциация), 3-б (главный инженер стал директором предприятия — вертикальная мобильность), 4-в (католик принял православие — горизонтальная мобильность).
Социальная стратификация – это характеристика социума, основывающаяся на выявлении социальных слоев и групп при помощи разработанной системы критериев. К таким критериям, согласно П. Сорокину, относятся: а) экономические (доход и богатство), политические (власть и влияние), профессиональные (успешность выполнения социальных ролей, мастерство). Таким образом социальная стратификация соотносится с делением общества на бедных и богатых (критерий дохода и богатства).
Социальная дифференциация – это разделение относительно однородного социального организма на несколько общностей, групп. Члены одной социальной группы или общности обладают общей идентичностью. Признаками социальной дифференциации являются политические, национальные, религиозные и другие различия. Выходит, что национальная принадлежность соотносится с социальной дифференциацией.
Социальная мобильность – это изменение индивидом или группой своей социальной позиции в социальном пространстве. Понятие было введено П. Сорокиным, который выделил два типа мобильности: горизонтальную и вертикальную. Горизонтальная мобильность трактуется как переход человека от одного социального уровня к другой, но эти уровни находятся на одной позиции. Примером такой мобильности может считаться смена гражданства, религии. Получается, что действие принятия католиком православия есть горизонтальная мобильность. Вертикальная мобильность – это лестница социальных перемещений, когда социальный статус человека либо повышается, либо понижается. В случае, когда главный инженер становится директором предприятия, возникает восходящая вертикальная мобильность.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

2 × 4 =

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Adblock detector