Вариант 22 1 На поученное с нефтебазы масло М-10-В2 был выдан паспорт

Вариант 22
1. На поученное с нефтебазы масло М-10-В2 был выдан паспорт:
Показатели Значения показателей
1. Вязкость кинематическая при 1000С, мм2/с 8,5
2. Массовая доля механических примесей, % 0,025
3. Температура вспышки в открытом тигле,0С 190
4. Моющие свойства по ПЭВ, баллы 2,0
5. Щелочное число, мг КОН на 1 г масла 4,5
Поясните влияние отклонений каждого показателя качества масла от требований ГОСТ 8581-78 на работу двигателя и долговечность его систем. Расшифруйте обозначение масла в соответствии с ГОСТ 17479.1.85 «Масла моторные»

В соответствии с ГОСТ 8581-78 масло М-10-В2 должно иметь следующие значения показателей:
Показатели Значения показателей
1. Вязкость кинематическая при 1000С, мм2/с 11±0,5
2. Массовая доля механических примесей, % Не более 0,015
3. Температура вспышки в открытом тигле,0С Не ниже 205
4. Моющие свойства по ПЭВ, баллы Не более 1,0
5. Щелочное число, мг КОН на 1 г масла Не менее 3,5

Масло моторное М-10В2 готовят на основе смеси дистиллятного и остаточного компонентов, выработанных из сернистых нефтей с добавлением присадок, обеспечивающих надежное смазывание безнаддувных автотракторных дизелей старых моделей. Применяется для смазывания автотракторных дизелей СМД-14, А-41, Д-50, Д-37М летом. 
В соответствии с ГОСТ 17479.1.85 «Масла моторные»:
М-10-В2 – (М) масло моторное, (10) класс вязкости 10 (10 сСт при 100ºС) летнее, (В) для среднефорсированных дизельных (2) двигателей.
1. Вязкость — главная характеристика моторного масла. От нее зависит обеспечение гидродинамических условий смазки, потери на трение, легкость запуска двигателя. Кинематическая вязкость данного масла составляет 8,5 мм2/с, что меньше значения по ГОСТ. При использовании данного масла могут наблюдаться потери на трение, незначительный износ деталей, затрудненный пуск двигателя.
2. Массовая доля механических примесей.
Количество механических примесей жёстко ограничивается и для моторных масел должно быть не более 0,015%. Наличие механических примесей является показателем противоизносных свойств масла. Механические примеси вызывают, прежде всего, абразивный износ двигателя, увеличивают нагарообразование, засоряют фильтры.
Противоизносные свойства определяют способность масел снижать интенсивность износа трущихся поверхностей.
Содержание механических примесей в данном масле 0,025%, что значительно превышает значение показателя по ГОСТ, поэтому будет наблюдаться интенсивный износ поверхностей трущихся пар, увеличение нагарообразования, засорение фильтров.
3. Температура вспышки в открытом тигле.
Температура вспышки – это минимальная температура, при которой пары масла, нагретого в специальной установке, образуют с воздухом смесь, воспламеняющуюся от постороннего источника. По этому показателю косвенно определяют углеводородный состав масла, а также наличие примесей топлива в нем. Присутствие топлива значительно снижает температуру вспышки масла. Снижение температуры вспышки масла значительно увеличивает его расход, так как смазочные свойства масла падают.
Температура вспышки связана с фракционным составом масла и структурой молекул базовых компонентов и является важной по нескольким причинам. Во-первых, это показатель пожароопасности масла, поэтому предпочтительнее более высокое значение температуры вспышки. Во-вторых, она показывает присутствие летучих фракций в масле, которые быстрее испаряются в работающем двигателе (расход масла на угар). В-третьих, при анализе работающего масла, по понижению температуры вспышки легко определяется разбавление масла топливом. В сочетании со снижением вязкости масла, понижение температуры вспышки служит сигналом поиска неисправностей системы зажигания или системы подачи топлива.
По ГОСТ 8581-78 данный показатель должен быть не ниже 205. В паспорте этот показатель на 15 единиц меньше, это говорит о наличии примесей в масле. Температура вспышки снижена, следовательно, будет наблюдаться увеличение расхода масла, снижение его смазочных свойств.
4. Моющие свойства по ПЗВ.
Моющие свойства характеризуют способность масла обеспечивать поддержание чистоты деталей двигателя, поддерживать продукты окисления и загрязнения во взвешенном состоянии в слое масла до их улавливания фильтрами. Этот показатель определяет эффективность моющих присадок, добавленных к маслу.
 Чем выше моюще-диспергирующая способность масел, тем больше нерастворимых продуктов окисления масел и неполного сгорания топлив может удерживаться в работающем масле, тем меньше лакообразных отложений и нагаров образуется на горячих деталях, тем выше может быть допустимая рабочая температура (степень форсирования) двигателя.
Значение показателя для данного масла превышает значение по ГОСТу, следовательно, детали двигателя не поддерживаются в чистоте, масло требует замены.
5. Щелочное число — характеризует возможность масла нейтрализовать кислоты, неизбежно образующиеся в процессе работы двигателя. Чем оно больше, тем большее количество кислот, образующихся при окислении масла и сгорании топлива, может быть переведено в нейтральные соединения. В противном случае эти кислоты вызвали бы коррозионный износ деталей двигателей и усилили процессы образования различных углеродистых отложений на них. При работе масла в двигателе щелочное число неизбежно снижается, нейтрализующие присадки срабатываются. Такое снижение имеет допустимые пределы (4…5 мг КОН/г), по достижению которых масло считается утратившим работоспособность. Поэтому при прочих равных условиях предпочтительнее масло, у которого щелочное число выше.
У полученного образца масла щелочное число выше, чем по ГОСТ, следовательно, такое масло может должным образом нейтрализовать кислоты.

2. Европейская классификация обозначения моторных масел АСЕА – 98. Приведите примеры обозначения масел для бензиновых и дизельных двигателей.
Европейская классификация эксплуатационных свойств ACEA, предъявляя более жесткие условия класса, чем API, разделяет масла на 11 классов и разделяет масла по трем категориям (в зависимости от назначения) — А, В и Е:
— А1, А2, А3 — три уровня качества масел для бензиновых двигателей
— В1, В2, В3 и В4 — четыре уровня качества масел для легких дизельных двигателей легковых автомобилей и фургонов на базе легковых автомобилей
— Е1, Е2, Е3 и Е4 — четыре уровня качества масел для тяжелых дизельных двигателей грузовых автомобилей.
Классификация моторных масел АСЕА – 98
Масла для бензиновых двигателей A1-98  c низким уровнем трения 

A2-98  общего назначения 

A3-98  долгоработающие, не содержат агрессивных компонентов 
Масла для легких дизельных двигателей B1-98  c низким уровнем трения 

B2-98  общего назначения, предкамерные двигатели 

B3-98  долгоработающие, предкамерные двигатели 

B4-98  долгоработающие двигатели с впрыском 
Масла для тяжелых дизельных двигателей E1-98  общего назначения, без наддува 

E2-98  общего назначения, c наддувом 

E3-98  увеличенные сроки смены, с наддувом 

E4-98  долгоработающие, двигатели с наддувом, не содержатагрессивных компонентов 

Внутри каждой категории эксплуатационные свойства соответствующих масел выделены в отдельные группы, обозначаемые цифрой после буквы. Чем больше цифра, тем в более жестких условиях работает двигатель и, соответственно, выше требования к качеству масла. Последние две цифры (через дефис) в маркировке масла обозначают год введения данной категории. Для некоторых новых классов оставлено обозначение старого класса, но с добавлением более позднего номера выпуска.
Примеры обозначений: А1—98 (для бензиновых двигателей); В3—98 выпуск 2 (для легких дизельных двигателей), Е2—98 (для тяжелых дизельных двигателей)
3. Применение альтернативных топлив и топлив не нефтяного происхождения в автомобильных двигателях.
Экономия топлива при эксплуатации автомобилей, снижение вредных выбросов в атмосферу — важнейшие задачи дальнейшего развития автомобильного транспорта. Одним из перспективных путей решения этих задач считается частичная или полная замена традиционного топлива топливом не нефтяного происхождения.
В качестве альтернативных топлив можно выделить:
– синтетические топлива;
– спирты и бензо-спиртовые смеси;
– метилтретбутиловый эфир;
– газовые конденсаты;
– водород и бензо-водородные смеси;
– биотопливо;
– электричество.
Синтетические топлива
Все большее развитие получает синтез жидкого искусственного топлива, приближающегося по качеству к топливам нефтяного происхождения. Из угля, природного газа, известняка, отходов лесного хозяйства получают метиловый спирт — метанол, а из сахарного тростника, свеклы, зерновых культур вырабатывают этиловый спирт — этанол.
Способы получения бензина из угля:
1. Обработка каменного угля водородом при высоких температурах. Этот процесс получил название гидрогенизации углей. В результате получают “нефтяное” соотношение углерода и водорода, при начальном содержании углерода в угле до 97%. Из одной тонны угля и 200 м3 водорода удавалось получить до 60 кг смеси углеводородов, дающей при ректификации (разгонке):
– бензина – около 30%;
– дизельного топлива – около 40%;
– масла – около 8%;
– газов – около 20%.
Несмотря на реальность процесса, технология требует усовершенствования. Современная аппаратура получается сложной и дорогостоящей.
2. Получение углеводородов из смеси окиси углерода и водорода. Смесь газов образуется в газогенераторах при взаимодействии раскалённого угля с водяным паром.
Смесь окиси углерода и водорода называют синтез-газом. Из синтез-газа можно получить не только бензин, но и другие продукты современной химической промышленности.
Существует три способа получения жидкого топлива из синтез-газа:
а) синтез углеводородов при помощи катализаторов, содержащих кобальт и железо. Путь реален, но малоперспективен, так как получаемый бензин имеет низкую детонационную стойкость, а в дизельной фракции присутствует большое количество парафинов, что повышает температуру застывания и создаёт трудности при использовании топлива при низких температурах;
б) синтез метанола (метилового спирта), используемого как сырьё для последующей переработки его в углеводороды, соответствующие бензиновым фракциям. Этот способ основан на применении новых катализаторов – цеолитов. В Институте катализа созданы опытные марки катализаторов, позволяющие получить с 1 м3 объёма химического реактора до 10 тонн бензина в сутки с октановым числом 92–100 ед.;
в) синтез-газ пропускают через слой разработанного катализатора, минуя стадию метанола. Этот способ позволяет получить углеводороды, близкие по структуре к бензиновым фракциям нефти.
3. Получение бензина и дизельного топлива при разгонке жидкой смолы, образующейся в результате процессов коксования и полукоксования угля и сланцев. Это достаточно перспективный способ, так как позволяет перерабатывать широко распространённое сырьё, являющееся отходом производства.
Перечисленные способы получения требуют дальнейшей разработки в силу ряда имеющихся недостатков:
– сложность установок;
– дорогостоящее оборудование;
– необходимость глубокой очистки полученных топлив;
–загрязнение окружающей среды побочными продуктами в процессе производства.
Технико-экономические исследования показали целесообразность переработки углей и других твёрдых топлив в бензин и дизельное топливо при условии низкой стоимости добычи и транспортирования сырья.
Спирты и бензо-спиртовые смеси
Метанол и этанол, используемые в качестве топлива для автомобильных двигателей, характеризуются высоким октановым числом, меньшей по сравнению с бензином теплотворной способностью, высокой скрытой теплотой испарения, низкими упругостью паров и температурой кипения. Кроме того, метанол как автомобильное топливо обусловливает рост мощности и КПД двигателя, снижение теплонапряженности деталей цилиндропоршневой группы, закоксовывания и нагарообразования. Также при использовании метанола (при том же уровне концентрации оксида углерода, что и при работе двигателя на бензине) наблюдается уменьшение в 1,5…2 раза содержания оксида азота и в 1,3… 1,7 раза — углеводородов в отработавших газах.
Для повседневного использования метанола в качестве автомобильного топлива необходимы конструктивные изменения топливной аппаратуры двигателя и в какой-то мере самого автомобиля. Поэтому в настоящее время метанол лучше использовать в качестве добавки к бензину. Установлено, что добавка 3…5 % метанола обеспечивает экономию 2,5 % бензина при сохранении мощности двигателя, его динамических и экономических показателей, а также уровня токсичности выхлопных газов. При этом допустимо использовать бензин с несколько меньшим октановым числом.
Применение бензометанольной смеси (с добавкой 15 % метанола и 7 % стабилизатора — изобутилового спирта) позволяет повысить на 6 % динамические качества автомобиля и на 3… 5 % его мощность, одновременно уменьшить выброс оксида азота на 30…35% и углеводородов на 20%, а также получить экономию бензина до 14 %.
В целом применение метанола как добавки к бензину, улучшающей ряд его эксплуатационных свойств, рассматривается как реальный фактор увеличения ресурсов автомобильного топлива.
Реальное улучшение эксплуатационных свойств дизельного топлива при добавлении спирта сопоставимо с улучшением свойств бензина, т. е. низкая температура самовоспламенения (низкое цетановое число) не исключает использования метанола и этанола в качестве добавки к дизельному топливу (при условии конструктивного изменения двигателя) в количестве, не превышающем 15…20%.
Метилтретбутиловый эфир
В качестве добавки к бензину используют также Метилтретбутиловый эфир (МТБЭ), получаемый путем синтеза 65 % изобутилена и 35 % метанола в присутствии катализаторов. Добавка МТБЭ к бензину обеспечивает:
получение неэтилированных высокооктановых бензинов;
повышение октанового числа (при добавке 10 % МТБЭ ОЧИ увеличивается на 2,1 …5,9 единиц, а при добавке 20 % — на 4,6… 12,6 единиц);
облегчение фракционного состава бензина и снижение температуры перегонки 50 % фракции (но при этом возможно образование паровых пробок);
некоторое улучшение мощностных и экономических показателей двигателя;
снижение токсичности отработавших газов примерно на 10 %;
снижение расхода бензина на 4 %, а также снижение необходимого количества ТЭС почти в два раза.
Кроме того, при использовании МТБЭ нет необходимости изменять регулировку топливной аппаратуры, так как МТБЭ отличается высокой теплотворной способностью 37700 кДж/кг.
Использование МТБЭ в настоящее время одно из самых перспективных направлений расширения ресурсов высокооктановых неэтилированных бензинов.
Газовые конденсаты
Высокие темпы добычи природного газа обеспечивают значительный прирост добычи сопутствующего ему продукта — газового конденсата, который на нефтеперерабатывающих заводах совместно с нефтью перерабатывается в моторные топлива. В нашей стране крупнейшие газоконденсатные месторождения (ГКМ) находятся на Крайнем Севере, в Западной Сибири и Якутии.
В зависимости от компонентного состава природного газа конденсат содержит до 20 % легких углеводородных газов (метана, этана, пропана и бутана).
Стабильный газовый конденсат нашел широкое применение как сырье для производства автомобильного бензина, дизельного и реактивного топлива.
В настоящее время разработаны малогабаритные установки для переработки конденсата с производительностью по сырью 12, 25 и 50 тыс. т в год. Получаемая с помощью малогабаритной перерабатывающей установки из газоконденсата вместе с дизельным топливом бензиновая фракция с выходом порядка 50 % на сырье за исключением октанового числа (68…72 по моторному методу) полностью соответствует требованиям ГОСТ 2084—77.
Водород
В настоящее время ведутся работы по применению в качестве топлива для автомобилей водорода, а также его смеси с бензином. Водород самый легкий элемент, даже в жидком состоянии он примерно в 14 раз легче воды.
Водородовоздушная смесь воспламеняется при содержании водорода от 4 до 74 %. В то же время из-за низкой теплотворной способности водородовоздушной смеси мощность работающего на ней двигателя на 15…20% ниже, чем при работе на бензине. При поступлении водорода непосредственно в цилиндр двигателя в такте всасывания или в начале такта сжатия падения мощности можно избежать. Однако в этом случае необходимо значительное изменение конструкции системы подачи питания и самого двигателя.
При использовании водорода в качестве добавки к бензиновоздушной смеси не требуется изменения конструкции двигателя. Если же бензин добавлять на режиме холостого хода при малых и средних нагрузках, то обеспечиваются оптимальные мощностные и динамические показатели автомобиля.
По предложениям ученых при городском режиме работы основным топливом для автомобиля должен быть водород, а бензин должен использоваться как добавка для стабилизации горения воздуха на режиме холостого хода, малых и средних нагрузках. При эксплуатации же автомобиля на трассе (при средних и полных нагрузках) двигатель должен работать на бензине с минимальной добавкой водорода.
Использование в качестве топлива для автомобилей бензиноводородных смесей в условиях интенсивного городского движения позволяет экономить топливо нефтяного происхождения и при этом снижать загрязнение окружающей среды токсичными продуктами отработавших газов. Следует также иметь в виду, что стоимость водородного топлива не выше, чем стоимость других синтетических топлив.
Получают водород электролизом, термической диссоциацией и фотолизом воды, термохимическим способом из гидрида магния с добавкой 5% никелевого катализатора при нагревании до 257 °С (порошкообразный гидрид магния занимает в 4,6 раза больший объем, чем эквивалентное количество бензина), что довольно сложно.
Смесь газообразного водорода с кислородом воздуха в широком диапазоне концентраций образует гремучий газ, который в закрытых емкостях или помещениях горит очень быстро при значительном повышении давления, создавая возможность взрыва и разрушений, в связи с этим необходима полная герметизация топливоподающей системы автомобиля и организация сброса избыточного давления водорода в баке с его последующей нейтрализацией на каталитических дожигателях. Специальная система, исключающая утечки жидких и газообразных фаз топлива, требуется и для заправки автомобиля жидким водородом.
В качестве наиболее перспективной формы использования водорода рассматриваются вторичные энергоносители, например водород, аккумулированный в составе металлогидридов. В этом случае успешно решается проблема безопасности эксплуатации водородного топлива и обеспечивается возможность создания приемлемого энергозапаса без высоких давлений или криогенных температур.
Биотопливо
Биотопливо – это топливо, получаемое из биологического сырья, как правило, в результате различной переработки биологических или промышленных отходов.

На практике биотоплива разделяют по поколениям:
— биотопливо первого поколения изготавливают из сахара, крахмала, растительного масла и животного жира. Основным источником его производства являются различные семена или зерна;
— биотопливо второго поколения производится из биомассы, состоящей из остаточных, непищевых растений, таких как стебли, листья, шелуха, просо, ятрофа (непищевые растения) и производственного мусора. Технологии производства биотоплива второго поколения позволяют также извлекать полезное сырье из древесной или волокнистой биомассы, содержащих целлюлозу и лигнин и представляющих собой составные углеводы (молекулы, основанные на сахаре). Из сахаров в результате брожения получается лигноцеллюлозный этанол, который на 90% уменьшает выбросы парниковых газов. Лигнин используется для получения тепловой энергии;
— биотопливо третьего поколения производится в основном из водорослей.
Принципиальная разница между биотопливом второго и первого поколений заключается в возможности использования более широкого спектра биомасс, в том числе и относительно дешевых. Эти источники включают в первую очередь непищевую биомассу, предназначенную для получения энергии растения, и иные ресурсы из биомассы: солома и отходы лесозаготовок и деревообработки и т.д. Своеобразную революцию в биоэнергетике связывают с открытием филаментозного гриба, способного преобразовывать целлюлозу в сбраживаемый сахар.

Перспективным возобновляемым источником энергии, который ряд специалистов возводят чуть ли не в ранг горючего будущего, является биогорючее, и в частности биоэтанол и биодизель. Считается, что «биодизель» – это экологически чистое топливо для дизельных двигателей, получаемое путем химической обработки растительного масла или животных жиров, которое может служить добавкой к дизельному топливу или полностью заменять его. При попадании в воду биодизель не причиняет вреда растениям и животным. Кроме того, он подвергается практически полному биологическому распаду: в почве или в воде микроорганизмы за 28 дней перерабатывают 99% биодизеля, что позволяет говорить о минимизации загрязнения рек и озер. Однако при оценке перспективности широкого внедрения биодизеля многие авторы стараются не упоминать расчеты аналитиков, согласно которым, «чтобы обеспечить производство этанола, необходимо будет возделать дополнительно не менее 172 млн. гектаров целины (что невозможно без уничтожения лесов — «легких планеты»).

Электричество
Электричество может использоваться в качестве альтернативного вида топлива для транспортных средств с питанием от аккумуляторных батарей, или работающих на топливных элементах. Работающие от батарей электрические транспортные средства накапливают энергию в батареях, которые заряжаются путем подключения транспортного средства к стандартному источнику питания. Транспортные средства на топливных элементах работают на электрической энергии, которая вырабатывается за счет электрохимической реакции, имеющей место при соединении водорода и кислорода. Топливные элементы производят электроэнергию без внутреннего сгорания и загрязнения окружающей среды.
В настоящее время ведутся постоянные поиски более дешёвых, технологичных в изготовлении, экологичных топлив, способных заменить нефтепродукты.

4. Какие горюче-смазочные материалы и специальные жидкости применяются в узлах и агрегатах автобуса ЛиАЗ – 5256? Для каждого вида материала укажите марку и действующие ГОСТ или ТУ.
ЛиАЗ-5256 — высокопольный автобус большого класса производства Ликинского автобусного завода. Разработка началась в конце 70-х на КБ ЛиАЗ совместно с ВКЭИА (Всесоюзным конструкторско-экспериментальным институтом автобусостроения) во Львове. Первый прототип датирован 1980 годом. Первые опытные образцы строились и испытывались на автобусных маршрутах в Москве в начале 80-х. Выпускался мелкими сериями с 1986 года. Серийное производство началось в июле 1989 года.
По состоянию на январь 2013 года выпущено более 24650 таких автобусов. Они используются почти во всех регионах России и в некоторых городах ближнего и дальнего зарубежья.
Выпускается в следующих вариантах:
Городской
Пригородный/междугородный
Для перевозки детей
Специальный (инвалидный)
На базе этого автобуса разработаны многие автобусы и троллейбусы других заводов: ЯАЗ-5267, Неман-5201, МТРЗ-5279, ЛиАЗ-5280, ВЗТМ-5280 и другие.

Наименование узла или агрегата Марка, ГОСТ, ТУ
Система питания двигателя топливом Летом — топливо дизельное Л ГОСТ 305-82
Зимой — топливо дизельное З ГОСТ 305-82
Система смазки двигателя (картер):
Для двигателя КамАЗ – 7408.10

Для двигателя Cat3116 Летом — моторное масло М – 10Г2к ГОСТ 8581-78
Зимой — моторное масло М — 810Г2к ГОСТ 8581-78

API CF-4 (не ниже) масло всесезонное, SAE – в соответствии с режимом эксплуатации
Муфта опережения впрыска топлива КАМ Летом — моторное масло М – 10Г2к ГОСТ 8581-78
Зимой — моторное масло М — 810Г2к ГОСТ 8581-78
Муфта включения вентилятора Смазка Литол-24, ГОСТ 21150—87
Система охлаждения двигателя и отопления салона Охлаждающая жидкость Тосол А40, А65, ТУ 6-57-48-91, всесезонно
Картер гидромеханической передачи Масло марки «А» для гидросистем автомобилей ГОСТ 17479.3-85
Шлицевые соединения карданного вала,
— шарниры карданного вала
— шарниры гидроусилителя

Смазка Литол-24, ГОСТ 21150—87

Смазка 158 –М. ТУ 38.301 – 40-25-94 (всесезонно)
Главная передача заднего моста Трансмиссионное масло ТМ-3-18
(ТС-15к) ГОСТ 17479.2-85
Колёсные редукторы заднего моста Трансмиссионное масло ТM-3-18 (ТС-15к)
ГОСТ 17479.2-85
Шарниры рулевых тяг Смазка Литол-24, ГОСТ 21150—87
Шкворни поворотных кулаков Смазка Литол-24, ГОСТ 21150—87
Подшипники ступиц передних колес Смазка Литол-24, ГОСТ 21150—87
Гидравлическая система рулевого управления Масло для системы гидроусилителя руля и гидрообъемных передач МГ-22-В («Р»)
ГОСТ 17479.3-85
Картер углового редуктора рулевой колонки Трансмиссионное масло ТМ-3-9 (ТС-10)
ГОСТ 17479.2-85
Картер рулевого механизма Трансмиссионное масло ТM-3-18 (ТАП-15В)
ГОСТ 17479.2-85
Разжимные механизмы переднего и заднего тормоза Смазка Литол-24, ГОСТ 21150—87

Тормозная система Тормозная жидкость «Роса» ТУ 6-55-37-90
Клеммы аккумуляторных батарей Смазка Литол – 24 ГОСТ 21150 -87 (всесезонно)
Винты механического растормаживания тормозных камер Смазка Литол-24, ГОСТ 21150—87
(всесезонно)
Гидравлическая система привода сцепления Гидравлическое масло ATF Nype A
Бачок омывателя ветровых стекол Летом – вода профильтрованная, зимой – водный раствор жидкости НИИСС-4 ТУ 38-10230-76

Литература
Гнатченко И.И. и др. Автомобильные масла, смазки, присадки: справочное пособие / И.И. Гнатченко, В.А. Бородин, В.Р. Репников; под общ. ред. С.А. Золотарева. — М.: ООО «Издательство АСТ»; — СПб.: ООО «Полигон», 2000. — 360 с.
Мотовилин Г.В. и др. Автомобильные материалы: Справочник.
Васильева Л.С. Автомобильные эксплуатационные материалы: учеб. для вузов / Л.С. Васильева. — 2-е изд. — М.: Наука-Пресс, 2004. — 421
Руководство по эксплуатации Автобус ЛиАЗ 5256.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

2 + 6 =

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Adblock detector