Педагогические условия развития языкового чутья у учащихся младших классов на уроках литературного чтения


Во всем мире принято считать, что развитие речи ребенка и изучение родного языка в классах младшей школы – это самая главная задача. Как правило, до 50 процентов всех занятий так или иначе связаны с обучением языку.

Однако сегодня школьная программа, к сожалению, не предусматривает формирование чувства языка у учащихся. И это, по нашему мнению, не правильно. Ведь именно развитие речи ребенка и языковая интуиция является самым простым способом писать грамотный текст без ошибок. Если ребенок на уровне интуиции воспринимает родной язык, он уже не нуждается в том, чтобы заучивать многочисленные правила, что не нравится практически не одному ребенку.

Развитие речи ребенка через чтение

Наиболее простым методом развития чувства языка является регулярное чтение. От того, как часто и как много дети читают в детстве зависит, насколько хорошо они будут справляться с изучением родного языка на школьных занятиях. Практика показывает, что если дети начинают читать книги с раннего возраста, то в школе они обычно учатся намного лучше своих сверстников. При этом им удается грамотно излагать свои мысли и писать даже, если они не знают ни одного правила.

Регулярная работа с диктантами служит гарантией формирования хорошего языкового чутья. Благодаря визуальному восприятию слов и регулярной работе с орфографией ребенок развивает свою память и приобретает способность к логическому мышлению.

Выбирая тексты для диктантов, нужно опираться на изучаемую программу русского языка. Важно, чтобы диктанты использовали все грамматические нормы, изученные на текущий момент. Нужно, чтобы у учеников во время диктанта была возможность применить все возможные правила, изученные на текущий момент. Это поспособствует тому, что дети не будут иметь пробелы в знаниях.

В процессе изучения языка важно следить за тем, чтобы дети были способны осознанно применять имеющиеся грамматические и синтаксические знания о языке.

Особенно важно, чтобы ребенок усвоил грамматику и был способен правильно читать и грамотно писать. С самых первых занятий объектом для глубокого анализа для детей становятся звуки и буквы, из которых состоят слова.

Умея разделять слова на слоги, а слоги разбивать на звуки, умение соотносить звуки с визуальными образами букв, дети усваивают звукобуквенную символику, которая является базовым основанием для обозначения различных звуков буквами. Это помогает детям развивать фонематические способности. Они приобретают новые представления о фонематике, начинают справляться с написанием букв, объединяют эти буквы в слова и связывать слова и выражения в письме со словами и выражениями, которые слышат в устной речи.

Развитие речи ребенка — обучение чтению

Существует три этапа, которые позволяют ребенку научиться читать.

  1. Первый этап характеризуется аналитикой. Дети сначала читают отдельные звуки. Со временем они объединяют эти звуки в слоги. В конце концов они начинают читать слова по слогам. Однако значение этих слов не воспринимается детьми, так как они не способны еще читать слова слитно, поэтому не улавливают смысл прочтенного текста.
  2. Второй этап характеризуется синтетикой. Дети начинают объединять составляющие слово элементы, но у них пока это получается не дифференцированно, поэтому дети начинают торопиться и пытаются сами угадать слова.
  3. Третий этап объединяет в себе аналитику с синтетикой. Теперь уже дети начинают читать более бегло, осознанно и точно.
    Именно на третьем этапе дети начинают учиться читать про себя. Эта способность основана на понимании текста и не нуждается в произнесении. Благодаря умению читать текст про себя дети приобретают способность к более сложным формам мышления, которое основано на проговаривании своих мыслей внутри себя. Это считается высшей формой навыков чтения, которая, кстати, также имеет несколько уровней развития.

Известно, что с первого класса по четвертый для устной речи детей предъявляются два конкретных требования:

  • во-первых, ребенок должен давать полные развернутые ответы на вопросы учителя;
  • во-вторых, он должен уметь хорошо пересказывать то, что прочитал.

Эти требования можно считать важными условиями для развития речевых навыков детей, однако стоит отметить, что их недостаточно, для того, чтобы помочь им приобрести разностороннее формирование речи.

Насколько будет развиваться устная речь школьников, зависит от нескольких условий. Для формирования устной речи важно дать возможность ребенку практиковаться так, чтобы он постоянно проявлял речевую активность. Для этого важно обеспечить ребенка мотивацией к речевому общению. Он должен испытывать потребность с кем-то поговорить.

Развитие речи ребенка — постоянный процесс, а речевая активность развивается по мере того, как расширяется круг знаний и впечатлений ребенка, растет способность к познавательным процессам. Речь ребенка развивается в тесной связи с развитием его мыслительных способностей и с появлением новых познавательных интересов.

Таким образом, для того, чтобы развитие речи ребенка происходило эффективно, нужно помочь им расширять свой кругозор, помогать им приобретать новые впечатления, помогать им начать чем-то интересоваться. Также огромное влияние на формирования языкового чутья оказывает и речь педагога.

Развитие речи ребенка через работу со словами

Изучая грамматику ученики обогащают свой словарный запас.

На уроках чтения ребята активно работают с литературными произведениями. Наблюдая за языком литературных произведений, анализируя их смысловую нагрузку, дети начинают активно работать с различными значениями одних и тех же слов, с синонимами и антонимами. Также это позволяет им научиться понимать заложенный в текст переносный смысл.

Для того, чтобы ученики полюбили родной язык, приобрели осознанное понимание всего его богатство и научились использовать это богатство, важно помочь им внимательно относится к словам, к их смыслам, к их стилю и эмоциональной составляющей, а также работать с образными выражениями.

Для того, чтобы развитие речи ребенка было успешным, а дети научились «видеть» слова в литературном тексте, нужно использовать подобранные для этого упражнения.

Благодаря такой работе ученик младшей школы начинает приобретать понимание главной мысли текстов.

В отличие от того, что изучается на уроках русского языка, уроки чтения предоставляют возможность видеть не только грамматические особенности родного языка, но и его лексическую сторону.

Прежде всего, дети обращают внимание на те слова, которые передают значение художественного образа, объясняют суть происходящих событий и передают главную мысль всего текста. Ребенок начинает учиться видеть описание предмета, обращать внимание на то, какие для этого используются слова, а затем осознает роль этих слов в оценке текста.

Для того, чтобы научиться понимать текст правильно, нужно понимать, что именно означает каждое слово в данном контексте. В конце обучения младшей школы ученики должны видеть различные смысловые оттенки одного и того же слова.

От того, какого уровня качества используется текст на уроках, зависит вид упражнений по лексике, выбираемых педагогом для работы с учениками. Благодаря постоянной работе с художественными произведениями, дети начинают чувствовать вкус языка и отдельных его слов.

Чем более качественное по языковой форме произведение читают дети, тем более мощное влияние оно оказывает на их речь, ведь настоящие произведения искусства затрагивают глубину чувств детей, активизируют их мыслительные способности и речь.

Ученики младшей школы на практике узнают особенности различных литературных жанров.

Уже на этом этапе развития важно познакомить детей с самыми разными жанрами речи. Дети должны познакомиться с богатым поэтическим миром родного языка, используемого в стихотворениях. Также он должен уметь улавливать смысл метких образных выражениях, использованных в баснях. Также он должен уметь понимать точный язык делового письма.

Точечная работа над отдельными словами во время чтения литературных текстов помогает ученикам не только усвоить богатство лексики и фразеологии родного языка, но и сосредоточиться на значениях отдельных слов.

Чтобы научиться работать со значениями слов, нужно задействовать не только научные тексты из учебников, но и художественные произведения, благодаря которым ребенок не просто приобретает понимание того или иного слова, но и рождает в своем мышлении художественный образ о новых словах.

Благодаря систематической работе со словами педагог учит детей не просто понимать значения слов и используемых в литературе образов, но и помогает детям научиться самим использовать эти слова в собственной речи.

Подбор слов для подробного рассмотрения зависит от знаний, которые должен получить ребенок исходя из изучаемой темы. Выбирая слова, которые требуют объяснения, учитель должен учитывать контекст, его содержание и степень значимости слова в данном конкретном тексте. Рассматриваемые слова должны быть связаны с главной мыслью текста, либо помогать лучше познакомиться с главными героями.

Итак, работа со словами во время уроков по литературе должна включать следующие компоненты:

  1. Пополнение словарного запаса детей, обогащающее их представления;
  2. Точное понимание значений слов, приобретаемое благодаря наблюдениям за предметом или явлением либо благодаря разбору слова в тексте;
  3. Увеличение сферы использования уже известных или новых слов;
  4. Наблюдения за словами в литературном тексте, благодаря которому изучается их стилистическая роль;
  5. Умение работать с образными средствами в литературном тексте;
  6. Использование слов при формировании связной речи, осознанное понимание связи между словами в речевых высказываниях.

Развитие речи ребенка через пополнение словарного запаса учеников обогащает их мыслительные способности, которые развиваются благодаря наблюдениями за окружающим миром и за используемыми речевыми оборотами в литературных произведениях. Поэтому перед педагогом стоит важная задача научить детей соотносить книжные словесные образы с реальными существующими предметами и явлениями, которые ученики наблюдают время от времени.

Важно, чтобы приобретаемые знания из литературы не были только вербальными. Важно, чтобы ученики не чувствовали разрыв между словами и образами. Важно, чтобы используемые словесные образы были связаны с чувствами детей, их восприятием. Также сами по себе образы должны быть основаны на рациональном зерне, иначе эти образы станут односторонними и бедными.

Чувственное восприятие детей важно развивать с помощью наблюдений за окружающей действительностью.

Если какие-то понятия не совсем ясны детям, нужно их уточнить, сосредоточившись на их содержании.

Согласно опыту, развитие речи ребенка на уроках чтения в младших классах осуществляется через применение специальных упражнений на формирование словарного запаса детей:

Определение значения слов

Для того, чтобы удалось добиться этих целей, нужно использовать упражнения, во время которых ребенок может проводить наблюдения за словами в их контексте. Упражнения на объяснение значений слов, используя контекст. Упражнения на замену слова синонимами для объяснения его значения.

Логические методы, раскрывающие суть понятия

Нужно использовать упражнения, которые расширяют представления детей о словах и уточняют их понимание. Важно уделить особое внимание тем упражнениям, которые опираются на выполнение логических операций.

  • Пусть ученик найдет главные признаки предметов.
  • Пусть постарается дать характеристику предмету, опираясь на его один отличительный признак.
  • Пусть сравнит два предмета, и найдет среди них сходства и отличия.
  • Пусть ребенок систематизирует главные признаки явления или понятия.
  • Пусть он сравнит несколько характеристик. Пусть опишет несколько предметов кратко по заданным вопросам. Или сам придумает им описание. Важно демонстрировать те предметы, с которыми будет осуществлена работа.

Развитие адекватности использования слов в различных речевых высказываниях

С помощь этих упражнений дети наблюдают за словами в тексте или в речи. Это позволяет усвоить все богатство лексики родного языка. Дети начинают замечать эмоциональные окраски слов, их многозначность, учатся работать с омонимами, синонимами и антонимами. Эти упражнения направлены на осмысление смысловой нагрузки прочитанного текста или услышанного речевого фрагмента.

Усвоение изобразительных средств литературного языка

Эти упражнения дают детям возможность поработать с изобразительными средствами родного языка. Благодаря таким упражнениям дети приобретают способность видеть образные элементы языка.

Важно учитывать, что проводя все перечисленные выше упражнения, необходимо завершать их, организуя речевую практику, которая позволит закрепить приобретенные навыки и внедрить их в повседневную речевую жизнь учеников.

Уровень развития связной речи у учеников отражает осознанность использования слов в речи, показывает насколько прочно усвоены эти слова ребенком.

В школе самыми распространенными видами речи являются ответы на вопросы педагога, пересказ прочитанного текста, составления плана по прочитанному тексту.

Очень важно в начальных классах обращать внимание детей именно на звуковую составляющую слов. Эта техника чтения со временем даст возможность ребенку полностью сосредотачиваться на художественных оттенках слов, на эмоциональную составляющую текстовой речи, на различных смысловых оттенках одного и того же слова в разном контексте. Уже на этапе изучения грамоты важно начинать работу в этом направлении.

Педагог помогает детям обратить внимание на слова, которые главным образом передают суть происходящего события. Для этого он задает детям подходящие вопросы, например «как говориться об этом», или «какое слово выбрал автор, чтобы изобразить вот это».

Развитие речи ребенка через упражнения

Существует огромное множество видов упражнений со словами, организуемых во время изучения литературных произведений. И очень сложно классифицировать все эти упражнения и задать им определенную структуру. Дело в том, что все эти упражнения, как правило, никогда не используются отдельно друг от друга в чистом виде. Обычно они являются сочетанием различных упражнений в одном.

Поэтому часто один и тот же текст может быть использован для самых разных упражнений у учебных целей.

Еще один вид упражнений по лексике: ученикам дают задание определить точное значение слов, и сравнить эти значения между собой.

Благодаря этому упражнению дети понимают, что одна и та же мысль может быть выражена в разных словесных формах, каждая из которых будет одинаково правильна и соответствовать нормам русского языка.

Следующая ступень в развитии лексических навыков проявляется в организации стилистических упражнений, благодаря которым дети могут обращать внимание на то, как именно с помощью текста автор изображает то или иное явление или предмет, а также обосновывать, зачем автор употребил то или иное слово.

Работая с многими значениями одного и того же слова, а также с его образным смыслом, важно организовать упражнения по сравнению значений слов.

Уже с самого первого класса важно развитие речи ребенка осуществлять через внедрение в уроки лексико-стилистические упражнения. Ведь именно они помогают детям научиться понимать смысл текста, его идею, воспитывают у учеников воспринимать мысленно прочитанный текст. Эти упражнения помогают также воспринимать литературные тексты эмоционально, что способствует формированию привязанности и любви к родному языку.

Автор использует различные языковые средства для того, чтобы показать свое отношение к тому или иному персонажу, к его поступкам, и это оказывает влияние на то, как читатели начинают относится к этому же. Анализ языковой составляющей текста позволяет подключить так же и эмоциональный анализ, что воздействует на чувства учеников.

Развитие речи ребенка через пересказ текстов

Огромное значение в формировании языкового чутья в младшей школе оказывает развитие речи ребенка в виде пересказа текстов. Можно сказать, что это является одной из главных форм работы, организованной на уроках для изучения учебного материала. Также это очень благоприятно сказывается на мыслительных способностях детей.

Поэтому важным является вопрос о том, какие условия позволят с помощью пересказа формировать языковое чутье у младших школьников.

Обучая детей речевой деятельности, важно так организовать учебный процесс, чтобы обеспечить соответствие речевой деятельности в рамках занятий с ее естественными функциями: размышлением и общением.

Сегодня занятия по развитию речи проводятся недостаточно эффективно. Это может быть связано с тем, что не учитывается природа речи человека.

Особенно это касается устной речи детей. Например, пересказ прочитанного текста не является естественной формой использования речи людьми. Ведь пересказ, как правило, направлен не на то, чтобы передать какую-то информацию окружающим слушателям, а лишь на то, чтобы учитель услышал и понял, что ребенок действительно прочел материал внимательно и усвоил его.

Во время подготовки к пересказу ребенок читает сам текст. В итоге даже то, как именно ученик читает текст, показывает, какую работу с ним он хочет произвести.

Обычно дети читают текст неравномерно. Что-то они прочитывают очень быстро и бегло, а на некоторых моментах сосредотачивают свое внимание на дольше. Некоторые фразы в тексте прочитываются читателем несколько раз, а некоторые трудные слова он даже может произнести вслух.

Качество осуществленного пересказа ребенком зависит напрямую от развитости его речевых навыков. Как уже было отмечено, ученики младшей школы не обладают достаточным уровнем развития речи. Их словарный запас пока ограничен. Особенно это касается активной речи детей, которая на самом деле используется в повседневной жизни.

Дети еще недостаточно хорошо работают с синонимами, поэтому им сложно заменять одни слова другими. Также детям сложно менять речевые обороты. Также иногда дети испытывают трудности в том, какие слова лучше всего подобрать для передачи мысли.

У пересказов есть одна особенность – это замена в них слов.

Работая на уроках с разными видами текстов, педагог ставит перед мыслительной деятельностью учеников разные задачи. Некоторые тексты позволяют развивать обобщающую деятельность мышления, другие тексты помогают выделить детали прочитанного.

Пересказ текста предъявляет высокие требования к уровняю развития устной речи ребенка. Если текст содержит в себе множество объяснений, то важно чтобы ребенок мог самостоятельно формировать те или иные суждения и выводы. Описания же обычно воспроизводятся максимально близко к самому тексту.

Опыт показывает, что лучше всего работают пересказы текстов, содержащих в себе эмоциональные образы.

Мысль легко воспринимается человеком в том случае, если она является созвучной его личному опыту (получается, что он уже сам с ней достаточно знаком), либо эта мысль должна находиться на ближайших степенях его осознания.

Это очень важно учитывать, подготавливая содержание и виды текстов, которые нужно давать детям для пересказа на занятиях. Важно, чтобы эти тексты выполняли два описанные ниже требования.

  • Во-первых, необходимо, чтобы содержание текста представляла познавательную ценность для учеников. Благодаря прочтению дети должны получить какое-то новое знание, должны чему-то научиться.
  • Во-вторых, такой текст должен быть интересен ребенку, так чтобы дети могли сформировать к нему собственное отношение.

Для того, чтобы ребенок испытывал потребность к прочтению текста и был в состоянии усвоить его и пересказать, нужно чтобы содержание текста было доступным пониманию ученика, отражалось в его личном жизненном опыте и при этом давало ему новую информацию для размышления.

Пересказывая тексты, дети активно развивают свои мыслительные способности и речевые навыки.

Педагог должен выстроить работу с пересказом в конкретную систему, которая позволяла бы постепенно усложнять задания так, чтобы каждый следующий для пересказа текст становился чуть сложнее, чем предыдущий. Благодаря этому каждое упражнение дает возможность учащемуся развивать свои способности.

Важно, чтобы пересказ на занятиях учитывал следующее:

  • Задачу, для которой педагог решил организовать чтение текста и его пересказ;
  • Активность, с которой учащиеся вовлекаются в учебный процесс;
  • Особенности самого текста, с которым будет осуществляться работа.

Важно, чтобы любой вид пересказа любого текста стал для детей одним из способов общения во время занятий. Важно научить детей пересказывать тексты не учителю, а своим одноклассникам, учитывая их особенности. Нужно воспитать у детей потребность, чтобы другие хотели слушать их пересказ. Поэтому дети должны уметь критически оценивать собственную речь и учитывать отношение слушающих к ней.

Развивая речевые навыки и пополняя активный словарный запас, ребенок формирует свою личность, он приобретает понимание ценностей родной культуры, это позволяет ему совершенствовать свои умственные способности, нравственные качества, эстетическое восприятие действительности, что носит приоритетный характер в обучении школьников.

Для того, чтобы развивать речевые способности детей также можно специально включать в учебную деятельность различные ситуации общения. Учитель ставит перед детьми конкретные задачи по речевому развитию, а дети принимают участие в организованном свободном общении. Благодаря организации таких занятий дети пополняют свой словарный запас, учатся выражать смою мысль разными способами, начинают лучше понимать речь окружающих людей.

Помогая детям обогащать свой лексикон, педагог должен осознавать, что все слова, которые усваивает ребенок, можно разбить на две категории. Одна категория включает в себя все слова, который называются активным запасом и используются ребенком очень активно о осознанно в повседневной речи.

Также существует еще один словарный запас – это пассивные слова, которые человек понимает, когда встречает в тексте или речевых высказываниях других людей, но сам их в своей речи не использует. Для того, чтобы новое слово пополнило именно активный словарный запас ребенка, важно его закрепить на практике. Недостаточно лишь его произнести пару раз.

Нужно, чтобы дети слышали это слово как можно чаще. Только благодаря большому активному запасу слов дети смогут научиться грамотно строить свою речь. Важно, чтобы педагог максимально оптимизировал формирование речи детей и пополнение их активного лексикона.

Осуществляя на практике методы формирования речи учащихся и пополнения их словарного запаса, педагог добиваться более высоких результатов, чем те, кто использует только стандартные приемы. Детям нравится, когда часто меняется деятельность, занятия проходят более интересно и дети не утомляются.

Благодаря хорошо сформированным языковым навыкам дети смогут лучше воспринимать учебную программу средней школы. Они будут лучше понимать передаваемые им учителями знания, им будет легче общаться со сверстниками и отвечать у доски.

Получается, что именно лексикон ребенка является ключевой основой для развития языкового чутья детей.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

6 + тринадцать =

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Adblock detector