Семейный микроклимат и формирование ребенка


Нормальное психическое развитие ребенка, его становление как личности, будущего семьянина предопределяется не только нашими прекрасными порывами, мечтами, словами, но и общим микроклиматом семейной жизни, его тональности, направленности друг на друга.

Семейный микроклимат, прежде всего, характеризуется теми моральными нормами, которыми живет семья; характером отношений между ее членами (любовь, взаимное уважение или злость, нетерпимость), а также традициями, которые существуют в семье.

Для нормального психического развития малыша необходимы позитивные, эмоционально окрашенные отношения между родителями, ведь именно в характере, стиле общения отражается нравственная атмосфера семьи.

Современная социальная психология различает пять видов супружеских отношений от которых зависит психическое развитие ребенка.

1. Сотрудничество — идеальный тип отношений, которые порождаются взаимным уважением и взаимопониманием; их основой, бесспорно, является чувство любви. В таких семьях вырастают прекрасные дети; здесь царят взаимное уважение, доверие, любовь; родители на личных примерах приучают ребенка с детства уважать отца, мать и взрослых.

Дети в таких семьях естественно и гармонично развиваются, живут своей, наполненной интересными событиями, жизнью.

В подобных семьях решение конфликтных ситуаций происходит на уровне эгалитарных отношений, то есть без раздражения, унижения человеческого достоинства взрослых и детей, взаимных обвинений. Все члены семьи с уважением относятся друг к другу.

2. Паритетные отношения. В случае взаимного привыкания, некоторой усталости друг от друга, отношения между супругами могут перерастать в паритетные (равноправные) отношения, основой которых являются взаимное уважение, но чувствуется некоторая прохладность.

Дети в таких семьях часто получают указания, за их поведением осуществляется постоянный контроль. Они растут с неразвитым чувством самостоятельности, уверенности в себе, что может повлечь в будущем формирование личной неполноценности; однако эти дети послушны, дисциплинированы. Но надо отметить, что холодновата атмосфера семейного окружения не может быть признана идеальной, ведь для детей важным является эмоциональная связь с родителями.

Если первые два вида отношений мы относим к позитивным, то следующие три вида — “соревнование”, “конкуренция”, “антагонизм” — к нежелательным или даже недопустимым.

3. Соревнования. Это отношения соперничества и желание победить. Семейное «соревнование» — это, чаще всего, борьба за доминирование в семье. Подобные отношения могут превратиться в диктаторские, деспотические, особенно когда отец или мать постоянно требуют от ребенка выполнения их требований, а за малейшую провинность, непослушание наказывают.

Такая диктаторская позиция родителей плохо влияет на психическое состояние ребенка. Некоторые из них становятся робкими, поддаются любому влиянию; в других развиваются лицемерие, подхалимство, неискренность.

Этот стиль отношений характерен для тех семей, где часто возникают ссоры между родителями. В такой ситуации каждый из родителей пытается «перетянуть» на свою сторону ребенка.

4. Конкуренция. Если в отношениях между родителями отсутствуют выдержка, тактичность, уверенность в себе, то отношения соревнования могут перерасти в конкуренцию.

Конкуренция — стремление к власти над другим, бажанйя доминировать в различных сферах деятельности. В той семье, где родители эгоистичны и направляют все свои усилия на достижение личного превосходства, позитивное формирование личности невозможно.
Конкуренция между родителями имеет явно выраженный негативный характер.

Согласитесь, уважаемые родители, что детям жить в таких семьях очень тяжело, ведь их здесь не воспринимают как полноправных членов семьи, унижают их чувство достоинства, самоуважения. При таких условиях дети приучаются подчиняться воле более сильного, угождать.

5. Антагонистические отношения. Если развитие отношений конкуренции своевременно не остановить, то они превратятся в антагонистические. Антагонизм — это отношения резкого противоречия между родителями, их супружеская жизнь имеет вынужденный характер и держится только благодаря каким-то конкретным обстоятельствам (отсутствие жилищного или материального обеспечения, чувства ответственности за детей и тому подобное).

Дети в таких семьях живут в условиях постоянного несогласия между родителями и должны выполнять различные требования со стороны отца и матери — все это в конечном итоге формирует у ребенка такие негативные качества характера, как черствость, отчужденность, лицемерие, равнодушие, пренебрежение и даже ненависть к своим родителям.

Формирование отношений конкуренции, антагонизма совсем нежелательны в семьях, потому что они неблагоприятно влияют на психическое состояние ребенка, формирования его личности. При таких взаимоотношений, атмосфера семьи лишена покоя, покоя, любви, стабильности, то есть необходимых условий для полноценного духовного и психического развития ребенка.

Через это возрастает риск нервно-психических заболеваний ребенка, его поведение становится неконтролируемым; снижается способность ребенка к адаптации: ребенок не усваивает такие моральные, общечеловеческие ценности и нормы поведения, как вежливость, желание помогать старшим, не обижать слабых и маленьких, сочувствовать другим; у него формируются негативные чувства в отношении своих родителей, а иногда даже враждебное отношение к обеим или одной из них.

Одно понятно, только атмосфера любви, согласия, взаимопонимания, сотрудничества положительно влиять на психическое и моральное развитие вашего ребенка.

Итак, дорогие родители! Если Вы будете любить и уважать друг друга, понимать и помогать своим близким, то можете быть уверены, что Вы правильно воспитаете своих детей. Успеха Вам в этом!

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

13 − семь =

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.