Связная речь у детей с ОНР

ОГЛАВЛЕНИЕ

 ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….

  1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ УСТНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ………….

1.1 Развитие связной речи в онтогенезе……………………………………

1.2 Психолого-педагогическая характеристика и проблемы личностного развития детей с общим недоразвитием речи………………………………

1.3 Особенности связной  устной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи……………………………………………………………….

1.4 Основные направления и содержание логопедической работы по развитию связной устной речи у детей с общим недоразвитием речи………

  1. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ УСТНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ…………

2.1 Цель, задачи и методика констатирующего этапа исследования……

2.2 Анализ результатов констатирующего эксперимента………….….

2.3 Система работы и апробация сопровождения процесса развития связной устной речи у детей с общим недоразвитием речи…………………

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ…

ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………..

ВВЕДЕНИЕ

 Актуальность исследования обусловлена тем, что сегодня образовательная система нашего государства большое значение придает вопросы развития устной речи у детей. Работы современных ученых показывают, что научный интерес к формированию речи растет.

Педагоги и психологи бьют тревогу о том, что наблюдается значительный кризис в культуре общения между людьми, общество в целом проявляет языковую неграмотность.

К этим проблемам, возможно, приводит изменение материальной жизни людей, а также уровень образования. Средства массовой информации и компьютерные технологии также накладывают свой отпечаток на распространение всеобщей культурной неграмотности. Люди все чаще общаются дистанционно друг от друга.

Ученые в области психологии и педагогики считают, что важно целенаправленно формировать устную речь у людей еще в детском дошкольном возрасте. Поэтому существует огромная значимость работы тех педагогов, которые непосредственно занимаются этим вопросом.

ОНР – это состояние речи, которое является результатом неполноценного речевого развития. Уже в трехлетнем возрасте часто становится очевидным то, что ребенок страдает общим недоразвитием речи.

Именно в этот период обычно здоровые дети начинают активно пользоваться языком. Причиной этого может быть либо заболевание, либо недостаточная речевая активность во взаимодействии с родителями.

Задача педагога заключается в том, чтобы несмотря на эти негативные обстоятельства ребенок был способен содержательно высказываться и строить грамматически верные речевые фразы.

Также ребенка нужно научить выражать свои мысли последовательно. Еще одни требования, предъявляемые к речи дошкольника – она должна быть выразительно, живой и непосредственной.

Важно понимать, что речь – это продукт движения мыслей. Поэтому добиться связной речи возможно только в том случае, если ребенок способен связно мыслить. Логические способности ребенка проявляются в том, как он говорит.

Также детская речь напрямую зависит от того, умеет ли ребенок воспринимать чужую речь. Именно способность формировать речевые высказывания свидетельствует о том, каким уровнем речевого развития обладает ребенок.

Не только дети с заболеваниями, но и здоровые часто испытывают трудности в развитии речи. Формирование связной речи – это довольно сложный процесс для каждого человека. Когда педагог занимается с детьми, имеющими ОНР, то его работа становится более сложной.

Исследования В.И. Тихеевой и других ученых демонстрируют, что главное в работе с детьми, имеющими ОНР, — это формирование связности в их речи.

На сегодняшний момент существует большая исследовательская база, на основе которой можно строить успешную коррекционную работу с речью детей. Однако имеющиеся методики могли бы быть улучшены. Также среди имеющихся нужно отобрать наиболее эффективные методики.

Логопедия большое внимание уделяет тому, как развивать связную речь у дошкольников с общим недоразвитием речи. Это позволит им лучше подготовиться к полноценному школьному обучению. Работы в этой области принадлежат таким ученым, как Г.В. Чиркина, Т.А. Ткаченко, В.П. Глухов и другим.

Данные статистики демонстрируют, что коррекционная работа, проводимая в детских садах требуется все большему количеству детей.

ОНР может включать в себя различные расстройства тех или иных составляющих речевой системы ребенка.

Этому уделяется большое внимание потому, что именно от развитости речи зависит то, насколько полно ребенок сможет усвоить образование, предоставляемое ему в последующие годы в школе.

Поэтому мы считаем данную проблему значимой. Потребность в проведении исследований в этой области имеется. Цель данных исследований – поиск, апробация и улучшения имеющихся методик коррекционной работы с детьми, страдающими ОНР.

Анализ литературы позволил выявить противоречие между необходимостью развития связной речи у детей и недостаточной изученностью системы логопедической работы по развитию устной связной устной речи у детей с общим недоразвитием речи.

Данное противоречие привело к проблеме исследования, которая заключается в изучении системы логопедической работы по развитию связной устной речи у детей с общим недоразвитием речи.

Объектом  исследования является устная связная речь, ее особенности у детей с общим недоразвитием речи.

Предметом является развитие устной связной речи у детей с общим недоразвитием речи.

Цель работы – теоретически изучить и разработать методы и приемы развития устной связной речи у детей с ОНР.

Исходя из объекта, предмета и цели работы, были сформированы следующие задачи:

  1. подобрать и проанализировать психолого-педагогическую и логопедическую литературу по заявленной проблеме;
  2. в ходе экспериментального изучения выявить и проанализировать уровень развития устной связной речи у детей с ОНР;
  3. разработать серию занятий с использованием методики обучения составлению описательных рассказов и пересказа;
  4. провести контрольный срез и выявить уровень успешности выполнения заданий детьми.

В данной работе применялись следующие методы исследования: анализ психолого-педагогической, методической, периодической литературы, обобщение, классификация, систематизация, составление критериальной характеристики, оценивание.

Методологическую основу исследования составляют исследования Н.Б. Арбековой «Развиваем связную речь у детей 6-7 лет с ОНР», Н.В. Микляевой «Развитие языковой способности у детей 6-7 лет с ОНР», Г.Р. Шашкиной «Изучение особенностей дошкольников с ОНР и ознакомление со спецификой коррекционной работы», А.М. Быховской и Н.А. Казовой «Количественный мониторинг общего и речевого развития детей с ОНР».

Практическая значимость исследования: опыт работы по развитию устной связной речи у детей с ОНР может быть предложен для образовательной практики детских садов, а так же логопедических занятий с детьми дошкольного возраста, имеющими патологию речи.

Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и источников и приложений.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

11 + двенадцать =

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Adblock detector