Курсовая «Формирование навыка словоизменения у детей с ОНР»

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

1 Теоретические основы формирования навыка словоизменения у детей с общим недоразвитием речи

1.1 Понимание навыка словоизменения в специальной литературе

1.2 Особенности словоизменения у детей с ОНР

1.3 Средства формирования навыка словоизменения у детей с общим недоразвитием речи

2 Экспериментальное изучение формирования навыка словоизменения у детей с общим недоразвитием речи

2.1 Диагностика навыка словоизменения у детей с ОНР

2.2 Реализация средств формирования навыка словоизменения у детей с общим недоразвитием речи

2.3 Анализ результатов исследования

Заключение

Список использованных источников и литературы

Приложения

ВВЕДЕНИЕ

Так как в последние годы наблюдается рост числа детей дошкольного возраста, страдающих речевыми дефектами, современная логопедия становится все более актуальной. Одно из важнейшим мест в дошкольном образовании стало занимать формирование лексического запаса и грамматической основы речи у детей. Все больше внимания уделяется развитию речи детей и коррекции речевых нарушений.

Исследования показывают, что дети, имеющие проблемы в развитии речи имеют не достаточно сформированную речевую систему. Также на практике отсутствует качественное оперирование речевых элементов.

Это является препятствием для перехода на более сложный уровень владения речи – на теоретический, при котором дети начинают осознавать элементы словесной структуры, замечать закономерности конструкций в предложениях. В результате мы наблюдаем значительное отставание в области усвоения грамматической речи и ее лексической составляющей.

Дети с общим недоразвитием речи осваивают речевой строй медленно и с трудом. Н.В. Серебрякова пишет о том, что это объясняется тем, что языковая грамматическая система абстрактна по своему характеру.

Интересно, что последовательность усвоения грамматических особенностей словообразования и словоизменения у детей с дефектами в речи ничем не отличается от последовательности обычных ребят. Особенностью же усвоения является замедленный темп овладения речевыми навыками. Дети недостаточно хорошо усваивают синтаксические и морфологические обобщения. Наблюдаются трудности в применении языковых операций.

Навыки словоизменения и словообразования постепенно накапливаются в то время, пока дети принимают активное участие в играх и упражнениях, предполагающих использования слов и предложений, а также в играх по драматизации и в подвижных занятиях. Игры остаются главным средством познания окружающего мира и развития всех навыков, в том числе и языковых.

Педагоги выделяют особо дидактическую игру, как игру, которая позволяет развивать познавательные потребности и навыки детей. Именно игра позволяет наилучшим образом раскрыть речевые навыки и усовершенствовать их детям.

В процессе анализа психолого-педагогической литературы было выявлено противоречие: несмотря на достаточное количество  работ по изучению навыков словоизменения у детей, актуальной остается проблема формирования данного навыка у детей с общим недоразвитием речи.

Стремление найти пути разрешения указанного противоречия определило проблему исследования, заключающуюся в изучении средств формирования навыка словоизменения у детей с общим недоразвитием речи.

Актуальность, выявленные противоречия и проблема исследования обусловили выбор темы: «Формирование навыка словоизменения у детей с общим недоразвитием речи».

Цель исследования: выделить, теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность средств формирования навыка словоизменения у детей с общим недоразвитием речи.

Объект исследования: процесс формирования навыка словоизменения у детей с общим недоразвитием речи.

Предмет исследования: средства формирования навыка словоизменения у детей с общим недоразвитием речи.

Гипотеза исследования: предполагается, что в формирование навыка словоизменения у детей с общим недоразвитием речи будет эффективнее в процессе использования дидактических игр.

Исходя из поставленной цели исследования, определения его объекта, предмета, гипотезы, были сформулированы следующие задачи:

  1. Раскрыть понимание навыка словоизменения.
  2. Определить особенности навыка словоизменения у детей с ОНР.
  3. Выявить и экспериментально проверить эффективность средств формирования навыка словоизменения у детей с общим недоразвитием речи.

База исследования: МАДОУ №  __ города _________, воспитанники старших групп детского сада.

Этапы исследования:

  1. Организационно-постановочный (май — июнь 20… г.) – изучение психолого-педагогической литературы, постановка проблемы, формулировка темы, предмета, объекта, задач исследования, постановка гипотезы.
  2. Собственно-исследовательский (июль — август 20… г.) – проведение экспериментального исследования по проблеме развития произвольного внимания младших школьников в игровой деятельности.
  3. Оформительско-внедренческий (сентябрь — октябрь 20… г.) – проведение контрольного эксперимента, обработка результатов экспериментального исследования, оформление.

Теоретико-методологической основой исследования являются исследования зарубежных и отечественных психологов и педагогов по проблеме преодоления ОНР у детей дошкольного возраста М.М. Алексеевой, А.М.Бородич, Ю.Ф. Гаркуша и др., работы педагогов по преодолению ОНР с помощью дидактических игр Серебряковой Н.В., Лалаевой Р.И и др.

Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы использованы следующие методы исследования:

-Теоретические методы: анализ психолого-педагогической литературы;

-Экспериментальные методы, включающие тестирование, констатирующий, формирующий, контрольный эксперименты, методы обработки данных: количественный анализ с использованием методов математической статистики  и качественный анализ результатов исследования.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в том, что рассмотрено понятие навыка словоизменения, выделены средства формирования навыка словоизменения у детей с общим недоразвитием речи.

Практическая значимость: результаты исследования могут найти применение в практической деятельности педагогов ДОУ в процессе формирования навыка словоизменения у детей и в работе с детьми с ОНР.

Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии   и приложения. Общий объем работы 40 страниц компьютерного текста.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

шестнадцать − одиннадцать =

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Adblock detector