Как дети раннего возраста привыкают к детскому саду?

Адаптационный период малыша к условиям детского сада, понимают как степень приспособленности ребенка к непривычным условиям окружающей среды, в которых ему постоянно придется находиться. В психологии он этот период отмечается сложным для психики.

Обычно процесс привыкания заканчивается за 1-3 недели. В редких случаях возможно возникновение осложнений. Издано множество научных исследований, посвященных адаптации ребенка в ДОУ.

В публикациях психолого-психологического контекста упоминается понятие адаптации следующим образом. «Приспособление, привыкание к существованию в новой обстановке. Развитие умения к психологическому, социальному и эмоциональному управлению и взаимодействию».

Ребенок благотворно, прошедший период адаптации демонстрирует спокойствие психики, взаимодействие и умение существовать в поставленных условиях и новом коллективе. Такие дети способны развиваться психологически и социологически. Они готовы к личностному росту.

Типы адаптации к ДОУ

Выделяют три типа адаптации в ДОУ:

  1. Физиологическая – способность человеческого организма перестраиваться к новому распорядку дня и условиям обитания.
  2. Психологическая – детское подсознание старается максимально сохранить психологическое здоровье.
  3. Социально-психологическая – период приспособления ребенка в новом коллективе, привыкание к новым людям, умение входит в контакт с другими детьми и взрослыми. Самый сложный этап, зависит от индивидуальных признаков развития психики. А также от общего поведения коллектива.

Известные детские психологи описывают адаптацию, как привыкание к новым условиям постоянного содержания, связанное с изменением коллектива и окружающих предметов, а также рода деятельности. При этом описывается взаимообратный процесс адаптации.

Исследователи отмечают, что ребенок должен привыкнуть к самым значимым условиям в детском саду. К ним относятся:

  • образование дружеских отношений со сверстниками в условиях группы;
  • формирование теплых и доверительных отношений с воспитателем детской группы;
  • проявление нормального поведения в новых условиях

Изобретение показателей и определенных уровней адаптационного периода получены не только при помощи задач изучения ее конкретных моментов, но и критериями, основанных на выявлении эффективности адаптации.

Уровни адаптации

В зависимости от показателей адаптации и их сочетаний между собой. Разделяют три объекта изучения в адаптации детей:

  • стадии периода привыкания;
  • периоды адаптации;
  • уровни адаптации.

Также критерии адаптации подразделяются на: объективные и субъективные. Первые включают в себя продуктивность деятельности и успешность в новых делах, эмоциональное состояние ребенка, проявление личности в коллективе и другие психологических показатели. Вторые – эмоциональное состояние каждого ребенка, его активность в общении и взаимодействии с другими детьми, психофизиологическое состояние, удовлетворенность собственными действиями и другие.

Критерии адаптации

Детские психолого и педагоги выделяют другие критерии адаптации детей:

  • усвоение норм поведения ребенка;
  • завязывание дружеских отношений со сверстниками;
  • успех в социальных контактах;
  • эмоциональный покой и благополучие.

Во время изучения различных периодов адаптационного периода отечественные авторы-педагоги выделяют ее факторам. Следует отметить, что во многих исследованиях отмечаются смешение терминов «фактор» и «критерий» адаптации.

Данное наблюдение основывается на том, что понятие «адаптация» может рассматриваться как процесс (деятельность, которая занимает время) и как результат (следствие проведенной работы).

При рассматривании адаптации в качестве процесса, речь идет о факторах, комплексе условий и обстоятельств, которые в будущем определяют результат. Если проводят анализ результатов данного процесса, то рассказывают о критериях и показателях, средствах отслеживания эффективности, протекания процессов адаптации.

Адаптационные факторы в социальном и психологическом смысле являются причинами, которые определяют характер. Наиболее распространенные разделения. Подразумевают объективные и субъективные. Последние относятся к окружающей ребенка среде и его личности. Объективные педагоги определяют как формирование психологической модели вне условий детского сада.

Условия адаптации детей к ДОУ

По результатам исследования ученых положительный фактор в адаптации к детскому саду играют определенные условия:

  • спокойные отношения в кругу семьи, отсутствие конфликтных ситуации, гармония и покой;
  • грамотно подобранные методы детского воспитания;
  • хорошие отношения родителей к воспитателю, желание малыша посещать детский сад.
  • доверие ребенка к воспитателю и формирование дружеских отношений.

Адаптационный период – период приспособления детской психики новой окружающей среде. Для малыша детский садик является новым и неизведанным местом, с новыми предметами, людьми, детьми и помещением. Ему приходится формировать взаимоотношения с малознакомыми ему людьми.

Процесс состоит из индивидуальных проявлений, характер которых зависит от психологического, физиологического и индивидуальной, сформированной личности ребенка, от сложившихся внутри семьи взаимоотношений, условий пребывания в детском саду. Таким образом, каждый ребенок имеет свои особенности в процесс адаптации.

Адаптационный период детей

Адаптацию ребенка к детскому саду, рассматривают, как процесс привыкания его к новой среде существования и болезненного привыкания к новым, непривычным для него обстоятельствам.

Для результативной адаптации ребенка к условиям детского сада, родителям рекомендуется сформировать в сознании ребенка положительное восприятие дошкольного учреждения, а также хорошее и позитивное отношение к нему. Эти представления у ребенка складываются в процессе проявления профессиональных навыков воспитателей группы, а именно атмосферы, доброты, внимания, понимания, тепла.

На привыкание ребенка к детскому саду влияют его личный уровень психологического и физического развитие, состояние здоровья, уровень выносливости, умение справляться с определенными действиями, навыками самообслуживания, а также умения закладывать дружеские отношения среди сверстников и взрослых людей. Включают также особенности ребенка в его развитии, а также уровень переживания и растущей тревоги из-за смены обстановки, изучают также особенности родителей малыша.

Дети, которые развиваются с определенными отклонениями в физиологическом строении или психологическом состоянии к периоду адаптации относятся тяжелее, чем дети, без отклонений. Они могут испытывать стресс, который приводит к ухудшению состояния здоровья.

Профилактика дезадаптации детей к ДОУ

В профилактических целях подобных реакций, требуется сопровождение ребенка медико-психолого-педагогическим специалистом на время пребывания малыша в условиях дошкольного учреждения.

Выделяют три направления в работе с детьми:

  • Подготовительный этап к поступлению ребенка в ДОУ и составление прогноза адаптации.
  • Организация привычных для детей процессов жизнедеятельности в новой среде.
  • Коррекционные и контрольные мероприятия за здоровьем детей на период адаптации.

Эмоциональная готовность ребенка к поступлению в дошкольно-обучающее учреждение является наиболее важным процессом закладки психического состояния в будущем.

Сложности в адаптационный период возникают, если ребенок не находит понимания, его пытаются привлечь к занятиям и диалогам, которые не вызывают у него интерес и желание ознакомиться. Ребенок может быть не готов к уровню общения в конкретном коллективе или с конкретными людьми. Стоит работать над тем, чтобы любое общение вызывало у него только положительные эмоции.

По исследованиям консультативных посещений психолога, выяснилось, что не все дети обладают подходящими навыками общения и взаимодействия в определенной группе. Неправильное воспитание ребенка приводит к нарушению развития интеллектуального, физического и психологического. Это вызывает негативную реакцию на общение с другими детьми.

Адаптация – это способность приспосабливаться к изменениям окружающей среды, как внешним, так и внутренним. Когда малыша отдают в детский сад, меняется не только его жизнь, но и жизнь родителей. Всей семье приходится привыкать к новому ритму жизни. Это процесс занимает от 2 недель до 1 месяца.

Фазы адаптации к ДОУ

В ходе проведения комплексного исследования, разными учеными из разных стран, было выделено три фазы процесса адаптации:

  1. Острая фаза, включает в себя колебания различного характера в состоянии покоя и определенном психическом статусе. В результате повышается риск развития острых респираторных заболеваний, снижению веса, нарушению сна, снижению аппетита, задержке в речевом развитии. Длительность его составляет 4 недели.
  2. Подострая фаза определяется спокойным поведением ребенка в условиях детского сада. При этом сдвиги в развитии могут быть, но не проявляются в полной мере. Наблюдается задержка психологического развития для возраста. Длительность составляет до от 3 до 6 месяцев.
  3. Фаза компенсации фиксирует значительное ускорение процессов развития. После чего дети к концу учебного года преодолевают задержку интеллектуального, физического и психологического развития.

Основной составляющей адаптации является совпадение самооценки ребенка и его реальных возможностей. Это важно для получения приспособления в социальной среде. Выделяют 4 основных варианта адаптации детей:

  • Легкая – длиться не менее 30 дней, предназначена для привыкания всех членов семьи к новому этапу жизни ребенка.
  • Средней тяжести – приспособление к новому режиму происходит более 60 дней.
  • Тяжелая – необходимо более 90 дней.
  • Очень тяжелая – необходимо 6-8 месяцев и более.

Легкая адаптация. Малыш спокойно себя проявляется в стенах детского сада. Внимательно осматривает, окружающие его предметы. Смотрит в глаза воспитателю, если он к нему обращается.

Ребенок начинает общение с другими людьми первым, задает интересующие его вопросы, просит о помощи, когда это нужно. Самостоятельно придумывает себе развлечения и игры. Имитирует поведение взрослых людей, например, кормит куклу или готовит есть. Легко показывает свои эмоции, хорошо разговаривает. Он способен удержать внимание на одной игрушке на долгий промежуток времени.

Малыш с удовольствием придерживается новых правил поведения в детском саду, адекватно реагирует на замечания. Старается изменить свое поведение после них. Хорошо проявляет себя в обществе с другими детьми, делиться игрушками, пытается вовлечь в собственную игру. Между ребенком и родителями сложены доверительные отношения, они не проявляют сверх опеку и не контролируют его без надобности.

Родители доверяют своего ребенка воспитателям, не боятся его оставлять. А также проявляют инициативу в улучшении условий и прививания самостоятельности детям.

Средняя тяжесть. Ребенок хочет контактировать с людьми только после телесного контакта, либо после наблюдения за интересными занятиями психолога.

Малыш готов развернуть игровые действия первым, с удовольствием идет на контакт. Постепенно уходит напряжение между ребенком и новым коллективом. Он способен вступать в игры с другими детьми и разговаривать со взрослыми, иногда бывает инициатором таких действий.

Речевые показатели колеблются, ребенок либо слишком хорошо говорит, либо с отклонениями, либо нормально.

Если его наказывают или ругают, проявляет нормальную реакцию. Склонен к нарушению правил детского сада, проявляет эксперимент. Родители малыша проверяют к нему некоторое недоверие. Постоянно делают ему замечания, стараются контролировать любое его поведение.

Родители таких детей, прислушиваются к рекомендациям детского сада, однако стараются воздержаться от высказывания собственного мнения. Интересуются жизнью ребенка в пределах детского сада, ведут себя откровенно с воспитателей. Контакт с ребенком не имеет особого слияния.

Тяжелая адаптация. Ребенок наотрез отказывается идти на контакт, его возможно установить только с помощью родителя. Внимание малыша рассеянное, он перебирает все игрушки и не может определиться с выбором. Внешний вид его взволнованный, состояние испуга. Он не хочет разворачивать сам игру и контактировать с другими детьми.

Насколько хорошо развита речь у ребенка, знают только родители. Он отказывается разговаривать на людях. Любые просьбы или замечания ребенок пропускает мимо ушей, либо в испуганном состоянии ищет помощи у своих родителей. Они в свою очередь закрывают на все глаза. Либо полностью игнорируют поведение ребенка, либо слишком сильно его опекают, не замечая плохого поведения.

Очень тяжелая степень. Контакт с ребенком с первой встречи не налаживается абсолютно. Родители испытывают сомнения по поводу приспособления ребенка к детскому саду, находятся с ним в полном слиянии.

Часто родители вступают в споры с воспитателями, показывают свои знания в любых вопросах, оспаривают методики воспитания. Это называется авторитарностью. Иногда в семья образуются комплексы из двух человек, например, муж-жена, бабушка-мама и т.д.

Адаптационный период протекает у всех детей по-разному. Это зависит от условий его воспитания, отношения сложенным между родителями и детьми. У кого-то он протекает просто, без каких-либо проблем, а у других с большими сложностями

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

16 − 3 =

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Adblock detector